comments powered by HyperComments" />

Журналисты иногда просто нагло врут

Автор: Елена Горбачева. Что происходит на медиа-рынке Кыргызстана? Почему не верят журналистам? Можно ли восстановить былое доверие к СМИ? Об этом мы говорили с самым авторитетным медиа-экспертом Кыргызстана Александром Кулинским.

-Почему не верят журналистам?

Журналисты иногда просто нагло врут. И это, безусловно, вызывает отторжение. Те, кто по роду своей профессиональной деятельности часто общается с прессой, сталкиваются с тем, что они говорят «а», а журналисты пишут «б». Информагентства совершенно некорректны в цитировании.

Александр Кулинский, медиа-эксперт, Бишкек, Кыргызстан

Пишут то, о чем ты не говорил, о чем ты даже не думал и чего не делал. Таких эксцессов очень много. И те, кто так или иначе вовлечен в генерацию новостей и в их основное потребление, они это понимают и поэтому антипатия к СМИ очень высока именно в этом социальном слое.

- Но эта прослойка не так велика…

Не так давно проводили опрос среди представителей правоохранительных органов – милиции, прокуратуры, судов. То есть людей, которые в силу своей профессиональной деятельности обязаны читать газеты. Их просили дать оценку журналистам. Только один из шестнадцати допустил, что среди журналистов могут быть нормальные люди. Крайне негативная оценка и понятно почему.

Но вот сельское население – они скорее верят. У жителей крупных городов подход, который строится на сравнивании. Они смотрят несколько источников и потом пытаются в уме что-то свести – что ж на самом деле было. Но это требует времени, а времени часто нет.

- А вы сами верите журналистам?

Не верю в принципе. Уже многократно сталкивался с тем, что они нагло врут. Предпочитаю сам пойти на мероприятие или с кем-то поговорить, но никогда не поверю тому, что написано в лентах информагентств и во всех остальных СМИ вместе взятых. И в том числе телеканалам, хотя у них есть картинка и технологически сложнее говорить неправду.

- Чем вызвана такая утрата доверия? Неужели дело только в непрофессионализме? Или есть повод говорить о кризисе в СМИ?

В Кыргызстане этот кризис начался еще году в 1994-ом. С тех пор продолжается. И никак не достигнет дна, чтобы от него оттолкнуться, потому что дна нет. Падать можно бесконечно.

Проблема напрямую связана с состоянием страны. Не может быть хорошей журналистики в плохой стране. Не может быть хорошей журналистики у людей, которые не хотят этой журналистики.

С другой стороны, конечно, сама система власти не способствует развитию СМИ. Кризис с чего начался – с того, что в СМИ перестали вкладывать деньги. Каждый предприниматель сидел и думал – а зачем вкладывать деньги, если бизнес все равно заберут? К этому моменту набрала как раз силу волна отъездов. И мы в этом смысле потеряли свое телевидение. Основные силы, которые могли бы стать его двигателем, уехали. В 98-ом был всплеск, который мог бы развить телевещание до вполне приличного состояния, но из-за политической ситуации начался откат. И всё, с тех пор телевидение самая умирающая отрасль. Радио тоже умирает, особенно радио информационное – оно уже умерло.

-А печатные СМИ?

С газетами все не так плохо. Наша пресса, особенно кыргызскоязычная, развивается в англо-саксонском формате. В Великобритании таблоиды – это подавляющая часть СМИ. Они выходят не то, что каждый день – дважды в день. И их читают. Хотя там тоже врут, нагло врут – всё как у нас. У нас же не выдумали эту систему. Мы унаследовали традиции, созданные на примитивных человеческих инстинктах, поэтому они так хорошо впитываются.

-Но можно ли будет восстановить доверие к журналистам?

С доверием сложнее. С одной стороны, публичные персоны должны выработать иммунитет. У нас такая ситуация, особенно в кыргызскоязычных СМИ, что если ты попадешь к ним на зуб, то будут мочить до потери пульса. В той же Великобритании или Соединенных Штатах тоже так делают, но там научились этому противостоять, либо смеются, либо судятся – много, страшно и на большие деньги. А, с другой стороны, каждый журналист должен понять, это должно появиться в голове, что есть определенные рамки, за которые выходить нельзя. Не потому, что кто-то запрещает, а потому, что есть такая личная установка.

На юге Кыргызстана сейчас создалась ситуация, когда это можно сделать. Был слой журналистов, который полностью снесло ошскими событиями, осталось в лучшем случае процентов двадцать от того, что было. Еще восемьдесят процентов кто-то заполнит – пустот не бывает. Туда придут люди, с которыми уже сейчас нужно работать, чтобы они были лучше, чем их предшественники. Восстановление доверия – это очень сложный процесс.

Согласны ли вы с утверждением Александра Кулинского, о том что журналисты часто врут?

Посмотреть результаты

Loading ... Loading ...
comments powered by HyperComments
Тэги :

About Елена Горбачева

Елена Горбачева, Кыргызстан. Окончив факультет информатики и прикладной математики подалась в журналисты. Начинала репортером на радио, потом было телевидение – вся иерархия новостной журналистики, от корреспондента до шеф-редактора. Параллельно продолжала учиться, получила степень магистра математики и магистра журналистики.
2011-01-27 10:56:00
Из статьи: "Не так давно проводили опрос среди представителей правоохранительных органов – милиции, прокуратуры, судов. То есть людей, которые в силу своей профессиональной деятельности обязаны читать газеты. Их просили дать оценку журналистам. Только один из шестнадцати допустил, что среди журналистов могут быть нормальные люди"... Я вот подумал, что если задать населению такой же вопрос о самих милиционерах, судьях и прокурорах то цифры будут вообще ужасающими. К сожалению люди этих профессий пока сами не эталон порядочности и профессионализма)
ahadar
2011-01-28 10:51:00
принципиально не согласна с тем, что журналистика не развивается. а вопрос недоверия был и будет всегда. странно, что такие оценки дает бывший журналист.
Mujik
2011-01-28 10:58:00
капец, кулинский у нас теперь публичная персона с иммунитетом, когда-то был в той же стае. и тогда-то уж журналистам канешно все доверяли
2011-01-28 11:00:00
я вообще не согласен, это обобщение, к тому же журналистика сейчас переживает удивительные времена трансформации, мы растем
Мурашка
2011-01-28 11:01:00
"Журналисты иногда просто нагло врут" с выгодой: выполнить заказ, поднять рейтинг собственный и издания, закинуть публике "утку" и сформировать определенное мнение. Без этих действий нынешней журналистике просто не выжить. Как это не банально звучит, такова реальность. Рейтинг, имидж, влияние на умы - дороже правды. P.S.Обидно за мою маму, которая до сих верит всему, что пишут в газетах и показывают по ТВ.
Елена Горбачева
2011-01-28 11:12:00
Журналистика развивается, спору нет. Но вот доверять друг другу мы стали меньше. Если раньше печатному слову верили беспрекословно, то сейчас все по-другому. Я сама поймала себя на мысли, что отслеживаю несколько источников новостей, чтобы понять, что на самом деле произошло. И это становится нормой.
Елена Горбачева
2011-01-28 11:15:00
Он и сейчас в той же стае. Только может на ситуацию взглянуть несколько шире, сразу с нескольких сторон. Думаю, он прав. Просто нужно найти в себе мужество признаться в этом самим себе...
Newmedia
2011-01-28 11:19:00
На днях мы с коллегами обсуждали, как себя должны вести журналисты в экстремальных ситуациях - например, произошел взрыв и у тебя дилемма: броситься помогать раненым или передавать срочно информацию в редакцию. Вывод был однозначный - нужно прежде всего оставаться человеком, в любой ситуации. Но при этом все грустно констатировали - "поганая все-таки у нас профессия" :)
2011-01-28 11:23:00
Не правда, у нас отличная профессия, поганой ее делают люди, и все равно журналистика это профессия сильных и мудрых, может быть потому что и тех и других в ней мало, вот и остается горький осадок
Александр Кулинский
2011-01-28 17:13:00
Ну, что ж готов поспорить. Привести конкретные факты.
2011-01-29 04:21:00
мы и сами знаем примеры, и мы знаем что журналисты не идеальны и не одинаковы, кто- то профессионал, кто- то дилетант, вот дилетанты и врут, но не думаю что это носит массовый характер
Elena Gorbacheva
2011-01-29 08:24:00
Согласна. Но я не хотела бы быть на месте коллег, которым приходится делать подобного рода выбор. Потому как в привычной ситуации все мы гуманны и человеколюбивы, а как поступим на деле - даже нам самим неведомо. Вот вы, сильный и мудрый, вы уверены, что останетесь таким при любых обстоятельствах?
Kurmanbekbakiev
2011-01-30 11:32:00
Не знаю, как вы, а я всегда доверял мнению человека с внешность лощеного и холеного православного священика. Но здесь как-то не сложилось. В целом почему-то возникает впечатление, что звучит один долгий, нудный и непрекращающийся трюизм. Зачем вообще разговоры про врут затюканные жизнью и безденежьем киргизские журналисты или не врут? Ну, понятное дело, врут. Журналист только и обязан что быть не скучным. Даже больше - быть интересным. И тогда вопрос про врут-не врут отпадет, что называется, естественным путем. И что за вопрос вообще? Врут? Про что? Про мелкие чиновничьи дела? Или что новый мэр со спикером опять общак государственный разворовали? Кто хоть раз не забоялся про что-то серьезное написать? Ладно еще серьезное... Покажите хоть одну в киргизском интернете хорошо и инетерсно написанную статью... Читать блоги бывших чиновников - гораздо интереснее, и юмора больше, и вообще.
2011-01-31 04:04:00
"Журналист только и обязан что быть не скучным." - это обязанность клоуна быть не скучным, а обязанность журналист быть объективным ну и много еще чего.
Александр Кулинский
2011-01-31 05:00:00
А где написано, что все врут? Вот уже и начинается чисто журналистская казуистика. Я не говорил о тотальном вранье среди журналистов.
Kurmanbekbakiev
2011-01-31 06:46:00
О, а что журналист по сути сильно отличается от клоуна? Ах, ну да, высокая миссия - как-то вылетело из головы...
Елена Горбачева
2011-01-31 07:00:00
Если клоун - то очень грустный. И в этом что-то есть. Та журналистика, к которой мы пришли, она всего две задачи перед собой ставит - быть занимательной и познавательной. В цирковую канву это легко укладывается. Только вот хороший клоун тем и хорош, что правду людям говорит...
Kurmanbekbakiev
2011-01-31 07:34:00
Как-то выспренне черезчур звучит. Правду-то правду, но в занимательной, елки-палки, форме!
Елена Горбачева
2011-01-31 10:33:00
ну тогда клоун должен быть не просто хороший, а талантливый. А это - редкость
2011-09-09 11:49:00
Вот и у меня возникло предложение провести подобные опросы о доверии властям, милиции, судам среди населения страны :) Понятно, что милиционеры отзываются негативно в адрес журналистов, а что же они еще могут сказать? Ум короток. Это извечные "враги", две противоположные стороны, черное и белое. Одни в борьбе за правое дело, а вторые за устрашение и разгон. Не согласен с Кулинским. Журналисты не врут!!! Не все и не нагло. Зачастую подводят информаторы, которые вводят журналистов в заблуждение, выдавая недействительное за реальность. А потом от своих же слов отказываются. В итоге "козел отпущения" - журналист. Это несправедливо считать, что мы врем везде и всюду, а власть имущие сущие ангелы во плоти. Извините, но у меня возникают сомнения по поводу Вашей компетентности в этом вопросе. Вы мало похожи на ведущего медиа-эксперта, Александр. Это мое личное мнение. Нужно уметь отделять зерна от плевел. А по поводу ТВ Вы правы, отчасти. Процесс регресса на лицо. Аналогичная ситуация и у нас в Таджикистане.
2011-09-09 11:53:00
Из Ваших уст это так и звучит. Уж простите, тут и между строк читать не нужно. Все на виду! Вы обобщили и никакой противоположности не дали :)
2011-09-09 11:56:00
Раненым и без нас с вами помогут. Нужно исполнять свои обязанности. Хотя, все зависит от конкретной ситуации.
2011-09-09 11:58:00
Не уверен в том, что он прав! Где доказательства его правоты? Я могу смело утверждать, что не все медиа-эксперты одинаково полезны, т.е. говорят правду и никогда не врут ;) И не все зачастую компетентны.
2011-09-09 12:09:00
Разные цели, задачи и аудитория. Журналистика не клоунада! Не стоит сравнивать две разные ипостаси.
A busy Friday and another not very entertaining weekend | A Kyrgyz field trip diary
2012-07-18 19:16:29
[...] And he is quite an active participant in public discourse on media and democracy, see e.g. his interview when he says that sometimes journalists just lie boldly”. I couldn’t still really believe [...]
Scroll To Top