Почему одним удается, продав машину, создать медиаимперию, а другие из года в год создают сайты, которые мало кто посещает? Для того, чтобы преуспеть в медиабизнесе, не обязательно обладать огромными сбережениями. О стратегическом мышлении, о том, как понимать свою аудиторию и как мотивировать сотрудников, шла речь на семинаре магистра мультимедийной журналистики Оксаны Силантьевой в Бишкеке. Оксана принимала активное участие в переводе медиахолдинга «Алтапресс» на формат конвергентности и консультировала десятки СМИ России и зарубежья.
Публикуем ответы Оксаны Силантьевой на вопросы медиаменеджеров и редакторов СМИ в Бишкеке.
Что делать, если мои сотрудники стали хуже работать? (Наша медиаорганизация уже несколько лет получает гранты. Они нам нужны, чтобы выжить)?
Одно время я ввела мораторий на гранты в моей организации «Проект развития». Мы занимались интерактивными образовательными технологиями, продвижением культуры дискуссий (разновозрастные дискуссионные клубы), новыми информационными технологиями для образования, культуры, развития местных сообществ. Я сказала сотрудникам: «Придумывайте, как зарабатывать».
Часть cтали проводить платные семинары плюсом к бесплатным, часть нашли работу оплачиваемую, а в проектах работали добровольцами. И это был очень крепкий костяк. Решайте, подходит ли вам такой вариант мотивирования персонала. Кстати, материальная мотивация не всегда работает, поэтому то, что вы постоянно поощряете сотрудников премиями и добавляете им зарплату, вовсе не значит, что они будут также постоянно улучшать ваш бизнес.
Сейчас повсюду слышно «Спецпроекты… Спецпроекты…» А какие вложения для этого нужны?
Открыть новую рубрику на существующем сайте — это один день труда дизайнера. Или и того меньше. А если нет сайта, то можно сделать страницу на Facebook. Определенного решения, на какой именно социальной сети открывать страницу, нет. Где в вашей стране, в вашем городе сидят люди, где именно ваша аудитория, там и открывайте. Вы можете сделать страницу на бесплатных движках WordPress или Joomla. Я посоветую для каждого спецпроекта делать отдельную страницу в соцсетях и рассматривать эти соцсети как канал доставки аудитории к вашему основному СМИ.
(Пример спецпроектов — сразу нескольких казахстанских СМИ взялись за решение проблемы плохих дорог).
Как нам рекламировать наш женский журнал в Интернете? Как нам стать особенными на фоне остальных женских журналов города?
Надо идти на женские сайты (форумы) и любые другие ресурсы в Интернете, где много именно вашей женской аудитории, с конкретными обсуждениями: инициировать темы, активно комментировать существующие.
Причем это должны быть сотрудники редакции с настоящими именами и собственными фотографиями на аватарках. Чтобы люди потом их узнавали.
Лобовая реклама в Интернете не работает вообще. Все больше становится людей с «баннерной слепотой».
А вообще я часто провожу такой эксперимент на семинарах: показываю участникам скриншот англоязычного СМИ и предлагаю догадаться, какое это СМИ. Почти все угадывают, отвечая New York Times, Washington Post и так далее. Дело в том, что этот скриншот составлен из кусочков четырех американских и британских СМИ, и их сайты выглядят практически идентично: шрифты, разметка на странице, тематика, заголовки. Разные только логотипы сверху (подробнее в презентации).
У нас есть только газета (журнал), но нет сайта. И все вокруг нас спрашивают: «А почему у вас нет сайта?» Но мы до сих пор не можем решить, нужен ли нам сайт. Что нам делать?
В каждой редакции должна быть прописанная стратегия: на какую аудиторию мы работаем на ближайшие 4 года. И придерживайтесь своей бизнес-цели, не обращая внимания на то, кто что говорит. А то потом скажут: «А что это у вас интернет-ТВ нет, как у «Дождя»?
Если вашей аудитории нет в Интернете — не надо заводить сайт. Но если есть перспектива выращивания аудитории, то можно об этом задуматься. Ведь сначала радио было в гостиной, потом появилось ТВ, и радио переместилось на кухню. С появлением Интернета ТВ появилось на кухнях, а радио переместилось в авто. Современные технологии от тех же стеклопроизводительных компаний предполагают, что ТВ будет даже на остановках. Поэтому подумайте и соразмерьте, на что вы ориентируетесь в ближайшие несколько лет.
Мы ожидали, что наша аудитория будет больше. Почему у нашего сайта не так много посещений?
Очень часто руководители и главные редакторы СМИ, а также и журналисты, склонны давать завышенную оценку своей аудитории: вот, мол, нас читают женщины от 25 до 45 лет, образованные, с доходом выше среднего, с двумя детьми. Им просто приятно так думать. А на деле их читает совершенно другая аудитория.
Есть техника, которая позволяет на редакционном собрании (куда надо пригласить всех, кто работает над продуктом, и дизайнеров, и корректоров…) вместе нарисовать 4-6 портретов вашего читателя (зрителя, слушателя). Расписать следует героя подробнейшим образом, вплоть до того, в каких районах города он живет, каким интернет-тарифом пользуется и в какие кафе ходит кушать. Эти портреты следует повесить на видном месте в редакции, и каждый раз, как вы обсуждаете на планерках, о чем писать, какой спецпроект придумать, посмотрите на ваших читателей. А им это интересно?
Хорошо, мы согласны. А как правильно спроектировать своих настоящих читателей?
Советую прочесть книгу Алана Купера для руководителей «Психбольница в руках пациентов». (Прим.: Алан Купер считается евангелистом практики проектирования персонажей). Изначально написанный для сферы IT труд отлично применим и для медиа. Книгу можно скачать здесь.
Задам банальный вопрос. Когда умрут газеты? И что мне делать, если я учредитель газеты?
Делать продукт на вырост, экспериментировать. Находите аудитории, которые никем не охвачены, узнайте, что им нужно, работайте с ними, сделайте продукт, в котором они будут нуждаться. Можно хоть во дворы выйти и делать общегородские стенгазеты…
Что касается «когда умрут газеты», я считаю, что газета — это коллектив и принципы отбора информации. Газета — это не типографская краска. Поэтому газеты не умрут.
Часто говорят: «Сейчас 150 каналов, а смотреть нечего…» Мы, как редакторы и журналисты, должны учиться выбирать интересные потоки информации и отбирать интересных авторов, блогеров, которые могут писать в своем ритме. И, не ломая этот ритм, мы можем предлагать им сотрудничество в наших СМИ. Так мы вытягиваем интересных людей и приводим их к нашей аудитории.
Кстати, на сайте Оксаны Силантьевой Silamedia можно найти практические советы по любым аспектам работы мультимедийного журналиста.
Photo: Taylor Dawn Fortune