Антон Носик: «Люди станут читать на мобильниках в 10 раз больше, если им будет удобно»

0
69

Антон Носик: «Люди станут читать на мобильниках в 10 раз больше, если им будет удобно»

Антон Носик рассказал «Журналисту» о том, как учеба в медицинском университете может помочь в создании стартапов, какие возможности дают СМИ мобильные платформы, и дал совет начинающим медиа-менеджерам.

Photo by Stanislav Lvovsky
Photo by Stanislav Lvovsky

Вы запустили Lenta.ru, Gazeta.ru, Vesti.ru, проект WhoYOUgle. Будут ли новые проекты

Нет, пока не планирую. Во-первых, возраст. Во-вторых, события, происходящие на этом рынке с уже существующими игроками, значительно важнее и интереснее, чем все то, что можно создать с нуля.

А как возраст основателя влияет на создание того или иного проекта?

Возраст влияет. Человек, который создает стартап, призванный захватить рынок, находится с этим проектом в очень тесных отношениях на протяжении длительного времени. Он полностью живет жизнью своего проекта. Например, фильм «Социальная сеть» об основателе крупнейшей социальной сети Facebook Марка Цукерберга, наглядно показывает, что когда начался проект – кончилось все. Кончилась учеба, личная жизнь, свободный график.

Несколько лет человек прожил в проекте. Это нормально для 22-летнего парня. Но для человека, у которого есть семья, дети и который уже приближается к 50 годам, – это трудно представимое приключение. Поэтому возраст стартаперов составляет от 20 до 30 лет. В России, может быть, эти люди постарше. Возраст, в котором можно фонтанировать и жить своим проектом несколько лет, ни на что другое не отвлекаясь, — это возраст до 40.

Какие ниши на интернет-рынке до сих пор не заняты, по вашему мнению?

Незанятость ниши всегда связана с её новизной. Сейчас существует огромная ниша, которая называется мобильная платформа. Там есть много игроков, но ни одного яркого крупного проекта. Можно считать крупными яркими проектами на мобильной платформе Twitter и Instagram. Мобильная платформа сегодня больше, чем «настольный» интернет, люди больше страниц просматривают через мобильную связь, чем с настольных компьютеров, и мобильная платформа победит настольный web довольно быстро.

Через какое время, на ваш взгляд?

Ну, если 65% трафика с Facebook уже приходится на мобильную платформу, значит это уже произошло. Просто людям, которые пишут длинные тексты, нужна клавиатура. Бухгалтеру вполне будет достаточно будет мобильного устройства.

При этом у Facebook и Google существуют проблемы с рекламой на мобильной платформе.

[sociallocker id=»43060″]

У всех есть эти проблемы, слава Богу.

Почему «слава Богу»?

Это тормозит развитие проектов на мобильной платформе. Пока это происходит, остается ниша, окно возможностей. А вот если пустить миллиард долларов мобильной рекламы на российский рынок, туда будет не всунуть нос.

Но ведь ВКонтакте и Facebook уже тратят на мобильные проекты миллиарды долларов.

ВКонтакте очень хорошо работает на мобильной платформе, и Facebook тоже. Facebook не так давно выпустил целую мобильную оболочку — Facebook home, которая позволяет превратить мобильник в один большой Facebook. Яндекс тоже сделал свою оболочку. Но у них нет своего контента. Незанятая ниша – производство контента под мобильные устройства, который вообще не предназначен для потребления на настольных компьютерах.

Instagram в свое время не имел полноценного сайта. Только ссылки на скачивание приложения. Сейчас у них, конечно, появились фотоальбомы пользователей. Но Instagram – это в первую очередь мобильная история и 100 млн. пользователей на мобильных устройствах. Посещаемость сайта – ничтожная доля.

Люди читали бы на мобильных платформах в 10 раз больше, чем они читают сегодня, если б им было удобно. Мобильная платформа в первую очередь — язык. Доставка информации через маленькое окошко – это изобретение нового языка с новым соотношением графики, текста, ссылок, с удобным взаиморасположением. В «настольном» браузере мы можем одновременно иметь десять открытых вкладок, посмотреть тридцать страниц, которые только что закрыли, в один клик. В мобильном устройстве этого нет, здесь надо придумать что-то другое. На мобильной платформе ты даже лишний раз на ссылку не кликнешь.

Кто же меняет этот язык?

Язык потребления уже изменился у подавляющей массы пользователей, они уже говорят на мобильном языке. А производители не говорят на нем. Это свободная ниша.

Но вот, например, агентство Bloomberg (http://mobile.bloomberg.com/) знает этот язык. Их главный продукт — новости, причем есть аудионовости, которые можно послушать и текстовые новости – почитать. Есть рынки и котировки, можно посмотреть график. Я могу ввести то количество акций, которыми владею, и увижу сколько суммарно заработал на каждой из них, сколько потерял. Вот, смотрите, за сегодняшний день я потерял 2977 долларов.

Bloomberg – это специализированное агентство по доставке биржевой информации. В своем сегменте оно все правильно сделало еще четыре года назад. Я пытался такую же разработку сделать в BFM.

Не получилось?

Все получилось. Но как вы, наверное, замечаете: нет монетизации, плохо продается реклама. Поэтому эта разработка законсервировалась в 2010 году. Но это был проект по типу: сделайте мне Bloomberg.

То есть когда появится возможность хорошо монетизировать трафик, тогда появится и контент, сделанный специально для мобильных устройств?

Когда в 1950 во всей Америке было произведено 46 тыс. телевизоров, довольно смешно было ожидать, что реклама на телевидении будет приносить какие-то деньги, а продажа этих ящиков окупит постройку заводов по их выпуску. Но если бы 46 тысяч не сделали в 50-м году, то не сделали бы миллион в 51-м.

Нельзя сделать второй шаг, не сделав первого. Первый шаг – создать ресурсы, которые, может быть, вообще никак не монетизируются, но имеют гигантскую аудиторию, а второй – искать, как эту аудиторию монетизировать. Нельзя сначала придумать, как монетизировать аудиторию, а потом уже сделать ресурс. Должно появиться понимание того, как аудитория его потребляет и что она из себя представляет. Например, у Twitter’a не такая большая проблема с монетизацией, как у Instagram. И если Instagram об этом вообще никогда не думал, то Twitter во втором своем мобильном рождении подумал об этом изначально. Поэтому у него появился источник прибыли – B2B-сегмент.

Twitter знает, как будет зарабатывать, поэтому он очень хорошо стоит. Instagram не знает, поэтому у него проблемы. Но у Instagram есть 100 млн. пользователей, которые помогут ему эту проблему решить. Если бы Instagram сказал: мы тогда будем создавать программу, когда будем знать, как её монетизировать, у них бы сегодня не было 100 млн. пользователей и не продались бы они за миллиард долларов Facebook’у. Нельзя сидеть и ждать, когда придет монетизация. Сначала есть ресурсы, потом монетизация. Сначала Яндекс появился, потом он начал зарабатывать деньги, сначала Google появился, потом начал зарабатывать деньги, наоборот не бывает.

Вы оканчивали медицинский университет, там большое внимание уделяют дисциплине, посещению всех лекций. Помогло ли это при запуске проектов?

В медицинском институте ты не можешь пропустить ни одного часа, и никого не волнует, что ты болел или сломал себе ногу. Специально были часы отработок по семинарам, и нужно было представить рефераты по всем пропущенным лекциям. Это, конечно, дисциплинирует.

Конечно, в стартапах такой жесткой дисциплины не было. Я думаю, что готовность работать 24 часа в сутки на протяжении многих месяцев без выходных и отпуска – это качество, которое позволяет как закончить медицинский, так и делать стартапы. Надо быть готовым работать без оглядки на трудовой кодекс и уделять своему делу огромное количество времени и не спрашивая, сколько за это заплатят.

Не могли бы вы дать несколько практических советов начинающим медиа-менеджерам и стартаперам?

Конечно. Прежде всего, человеку, который думает создать свой собственный бизнес и из наемного работника превратиться в собственника — предпринимателя, нужно понимать, что разница между собственником и наемным работником состоит не в том, какое количество денег он кладет себе в карман. Она состоит в том, что наемный работник ни за что в этой жизни не отвечает. Ему все должны. Его должны оформить на работу, за него должны заплатить все налоги. Ему должны перечислить зарплату, ему должны поставить задачу, выполнение этой задачи должен кто-то контролировать.

Когда ты становишься собственником, то ты должен всем. Ты должен поставщикам за их услуги, ты должен партнерам поставить сделку, ты должен своим сотрудникам обеспечить рабочие места и выплатить в срок зарплату, заплатить за них налоги, за себя налоги и за свой бизнес налоги. Ты всем должен. Ты превращаешься в человека, у которого работа не заканчивается 24 часа в сутки и 365 дней в году. Прежде всего, перед предпринимателем стоит очень большая ответственность. К ней очень мало кто готов.

Думают, что собственник это тот, кто получает больше денег. На самом деле ничего подобного, собственник — это человек, который рискует. Собственник — это человек, который понесет убытки, если предприятие не будет успешным. Наемному работнику, какое бы ни было у него неуспешное предприятие, все равно должны зарплату. Если не заплатят, то он имеет право идти и судиться. Собственник, если его предприятие теряет деньги, ни с кем судиться не может. Не может никакую страховку даже оформить от неудачности бизнеса.

Собственник — это человек, который ставит на кон все, что у него есть и даже многое из того, чего у него нет. В этом смысле решение делать собственный бизнес — это готовность отвечать за все и перед всеми.

В России нет бизнес-традиций и бизнес-культуры, Многие не понимают, что прежде чем, что либо заработать, придется много что потратить. Поэтому подавляющему числу наших сограждан, наверное, комфортнее оставаться на наемной работе.

Еще один совет: если вы не верите в способность вашего бизнеса делать деньги, то лучше не создавать такой бизнес. А если вы верите в способность вашего бизнеса зарабатывать, тогда не в ваших интересах продавать большую долю в этом бизнесе за стартовые инвестиции. Это самая большая ошибка, которую можно допустить.

Досье:

Антон Борисович Носик — основатель и в прошлом редактор крупнейших информационных агентств: Lenta.ru, Vesti.ru, Gazeta.ru и NEWSru.com. Известный общественный деятель, топовый блоггер на сервисе livejournal.com пишет под ником dolboeb

В 2009 году его универсальный непоисковый справочник WhoYOUgle получил премию Рунета.

С октября 2009 года по март 2011 года был главным редактором новостного ресурса Bfm.ru.

С 16 ноября 2011 года по 29 ноября 2012 Антон Носик был медиадиректором SUP Media, которому принадлежит сервис LiveJournal.

Интервью опубликовано в журнале «Журналист» №7/2013

[/sociallocker]

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь