Социальный проект «TEENS», направленный на психологическую помощь подросткам, и тем, кто рядом с ними, запущен в феврале этого года. На сайте teenslive.kz размещена информация для подростков и их окружения – подробные признаки состояния, выходящего за рамки обычного.
Здесь также можно найти контакты действующих казахстанских психологов и пройти специальный психологический тест.
Проект доказал свою нужность — за несколько месяцев его возможностями воспользовались сотни казахстанцев. О настоящем и трудностях проекта рассказывает его координатор, Светлана Богатырева.
Светлана, ваш проект — единственный в своем роде на территории стран Центральной Азии. Расскажите, над какими целями вы работает в настоящий момент.
Изначально проект TEENS задумывался, как сервис для родителей, обеспокоенных душевным состоянием своих детей в условиях нашего нестабильного и стрессогенного мира.
Такой виртуальный психолог, который даст объективную профессиональную информацию и возможность самостоятельной диагностики своего ребенка.
Согласно статистике систем Google и Яндекс, за три месяца работы сервиса им воспользовалось более 3 тысяч раз, из них более 2 тысяч – уникальные пользователи.
Эти цифры говорят о том, что сервис актуален, он хоть немного восполняет информационный вакуум, существующий вокруг проблемы молодежного суицида и психического здоровья. На основании этих данных мы подали запрос о включении нашего проекта в государственную программу по превенции, очень надеемся на положительное решение оператора, так как очевидно, что проект мог бы органично дополнить ее компонентом, которого в ней на сегодняшний день не достает.
Сейчас, в ходе работы стало понятно, что сервис удобен и школьным психологам. Дело в том, что их практически везде не хватает – по нормативам должен быть один специалист на 500 детей, тогда как по факту работает один на 1000-1500…
Объем работы при этом не снижается – психолог должен следить за стрессом и тревожностью, проводить профориентационную работу и участвовать в профилактике правонарушений, работать с «трудными» детьми и наоборот, одаренными, с родителями и педколлективом, с сентября нового учебного года добавляются вопросы сопровождения инклюзии.
На проведение только одной диагностической методики с учащимися и обработку её результатов, написание заключений уходит неделя-две. А чтобы выявить что-то, нужно использовать несколько методик. Здесь большим подспорьем может быть наш сервис, так как он сокращает это время фактически до одного дня, т.е. специалист может очень оперативно получать результаты диагностики и реагировать на них.
Сейчас в пилотном режиме с нами работают психологи 10 школ Алматы, они пробуют использовать сервис, вносят предложение по его адаптации к работе психолога. Объективно говоря, профилактика суицидов – тема для наших специалистов практически не освоенная, в программах вузов нет курса суицидологии, не хватает инструментария и знаний для работы в этом направлении.
Также по данным исследования UNICEF в Казахстане недостаточно внутреннего опыта по этой проблематике и необходимо привлекать внешних экспертов, обучаться у них.
Команда проекта TEENS участвовала в нескольких межведомственных заседаниях, на которых собирались представители Управления образования, сотрудники ювенальной полиции, представители Акимата, школьные и медицинские психологи, психиатры, социальные педагоги.
Совершенно очевидно, что проблема подростковых суицидов комплексная и требует межведомственного подхода. Только при условии слаженной работы всех сторон она может быть решена. Очень радует, что стороны идут на диалог, хотя и выстраивается он не просто. Проект TEENS старается внести свой вклад, выражая мнение родительской общественности.
С какими трудностями вы сталкиваетесь на этом этапе реализации проекта?
Так как мы работаем главным образом с родителями, основные наши трудности можно пока обозначить именно в этой сфере. К сожалению, не многие родители сейчас в полной мере берут на себя ответственность за душевное здоровье своих подростков. В обществе принят стандарт оценки благополучия по внешним критериям – если у ребенка современные гаджеты, он хорошо одет, учится в престижной школе и посещает многочисленные кружки и секции, считается, что он благополучен. На самом деле, суицид является психологической проблемой, а от них не страхует материальный достаток.
Родители склонны эмоционально отстраняться от детей в силу занятости или считать их проблемы не серьёзными, надуманными. Тогда как подросткам необходимо внимательное и принимающее отношение со стороны значимых взрослых.
Чтобы вместе с родителями разбираться в вопросах, как же «правильно» взаимодействовать с подростками, проект TEENS организует семинары, но, к большому сожалению, отклик не такой большой, как хотелось бы. Мы часто сталкиваемся с установкой – он уже большой, вы его научите и пусть сам разбирается.
Возможно, все сказанное и является одной из главных причин того, что в нашей стране такой высокий уровень молодежного суицида. Поскольку, хотя ребенок и проводит очень много временив школе, базовой средой, откуда он берет силы и ценности, все-таки является семья.
Особенно это важно сейчас, в преддверии ЕНТ. Нет четких данных, которые бы говорили о том, что ЕНТ является причиной суицида у детей. Но все специалисты твердят в один голос, что ЕНТ – определенно мощнейший фактор стресса. А вот стресс, в свою очередь, может стать пусковым механизмом, как и депрессия.
И здесь, как и в случае с нашумевшей историей о «группах смерти» в социальных сетях, нужно понимать, что у родителей, по большому счету, три пути.
Либо пустить все на самотек – пусть идёт, как идёт, и тогда довольствоваться результатами случайностей.
Второй путь — жестко требовать от ребенка «соответствовать, подчиняться требованиям родителей во что бы то ни стало, так как они старше, опытнее и лучше знают», и получить тот самый стресс и неизвестно какие последствия, в зависимости от того, выдержит ли его детская психика.
Или же встать на сторону ребенка, попробовать разобраться, получить недостающие знания и информацию, и вместе с ним пережить все непростые моменты этого неоднозначного подросткового возраста. Проект TEENS как раз выступает за третий вариант.