Главной темой начала февраля в Казахстане стала гибель пяти маленьких сестер в страшном пожаре в Астане. Это событие вызвало у аудитории не только глубокий отклик: на призыв помочь семье откликнулись сотни людей; но и стало поводом для сразу нескольких общественных дискуссий: должны ли госслужащие после подобных происшествий уходить в отставку, должно ли общество знать все подробности трагедии? Как итоговые аналитические программы казахстанских телеканалов рассказывали об этих событиях? «Новый репортёр» посмотрел пять итоговых выпусков на телеканалах «Астана», «Казахстан», «Хабар», КТК, «Первый Евразия».
4 февраля в Астане сгорела времянка, на 35 квадратах жили родители и пять детей. В пожаре погибли дети 2006, 2009, 2014, 2016 и 2018 годов рождения. Девочки были дома одни, мама была в ночной смене на работе, по предварительным данным, отца вызвали на работу на СТО.
Телеканал «Хабар» в программе «Жеті күн» на русском языке о пожаре в Астане не рассказывал, ведущий зачитал соболезнование президента семье погибших и поручения акимам регионов принять меры, чтобы это не повторилось.
На «Первом Евразии», «Астане, «Казахстане» материалы о пожаре в Астане открыли аналитические выпуски. При общем очень сочувствующем тоне журналистского повествования и одинаковых фактах происшедшего получились три совершенно разные истории.
На «Казахстане» в программе «Апта» говорят о возможных причинах трагедии и о том, как тяжело приходилось работать маме. Выдержки из пресс-конференций и заявлений ДЧС и акимата, интервью с родственниками, которые пытались помочь во время пожара. Это событие объединило людей, многие старались помочь родителям. Эмоциональный фон сюжета – красный домик на рисунке старшей девочки как предвидение случившегося.
На «Первом Евразии» акцент делают на вопросе безопасности, рассказывают подробно об угарном газе и о том, что люди нередко не пускают специалистов ЧС в дома или не выполняют предписания. В пример приводятся факты из других городов страны.
Телеканал «Астана» подготовил большой материал, в котором журналисты в том числе пытались разобраться, работает ли СТО, куда отца ночью вызвали на работу. Но главный акцент материала – бедственное положение многодетных семей, которым очень сложно на те деньги, которые выделяет государство, даже обладателям наград «Кумiс алка» и «Алтын алка» найти жилье.
В «Портрете недели» на КТК Артур Платонов говорит об ответственности за безопасность и о том, что необходимо принимать меры по поддержке многодетных семей. В программе показали справку об обстоятельствах произошедшего, где в том числе видна информация о криминальном прошлом отца девочек.
Ведущий отмечает, что не станет комментировать справку, не станет обсуждать, почему отца не было дома.
Оступиться может каждый, нужно иметь уважение не только к правде, но и к чужому горю.
Контекст
«Иногда масштаб или важность события таковы, что для них требуются сугубо аналитические статьи. Это такие статьи, которые буквально анатомируют события, темы, вопросы и развитие событий в попытке объяснить, что происходит или будет происходить дальше. Эти статьи должны также попытаться объяснить значимость событий и их контекст», — из книги «Универсальный журналист» Дэвида Рэндалла.
Информацию о прошлом отца и о том, что, возможно, в ночь пожара он был не на работе, с собственными комментариями, что общественные дискуссии срежиссировали «блогеры-трупоеды», получающие тысячи лайков и вырывающие бюджеты на сопровождение в социальных сетях, опубликовал блогер Денис Кривошеев. И это вызвало большой резонанс в журналистском сообществе. Нужно ли вообще поднимать тему вины родителей в такой трагичной ситуации? Денис Кривошеев пишет, что общество должно «требовать расследования любых событий». Его оппоненты считают, что в ситуации, когда в Казахстане так много запретных тем, о которых никто не пишет, делать расследование причин трагедии в семье, потерявшей пятерых детей, за гранью человечности.
Еще одну общественную дискуссию вызвал вопрос ответственности государства за поддержку многодетных семей. В социальных сетях посчитали, что министр труда и социальной защиты Мадина Абылкасымова должна подать в отставку. Эта позиция становится понятной, если знать контекст истории: в середине января министр, комментируя повышение пособия многодетным матерям на 768 тенге с 2019 года, заявила, что за всю жизнь они получают несколько миллионов тенге от государства. Интересно, что призыв об отставке за редким исключением не вышел из соцсетей в СМИ, но зато появились комментарии о том, что «травлю» нужно прекратить, и о том, что в отставку нужно отправить службы ЧС. Новый виток дискуссии об адекватной господдержке многодетных появился после заявления пресс-службы акимата, что семья пострадавших ранее не обращалась за помощью, и комментария о ночной работе родителей «Это был их выбор» от вице-министр труда и социальной защиты населения РК Светланы Жакуповой.
Оба этих момента общественных дискуссий практически не попали в аналитические телевизионные выпуски. А там, где это произошло, как, например, в «Портрете недели», это выглядело как отсылка к чему-то всем уже известному, но о чём мы не будем прямо говорить. И, может быть, именно такая редакционная политика команд аналитических программ позволяет зрителям утверждать, что все подробности и всю «аналитику» они найдут в социальных сетях.
Фото: Турар Казангапов