Медиакритику, который анализирует и разбирает контент коллег, важно самому соблюдать этические нормы. Это позволяет обезопасить себя и редакцию от обвинений в предвзятости и показать читателю и слушателю, что критик в своих материалах руководствуется только собственным представлением о медиапродукте. Об этических правилах медиакритика рассказала Ирина Петровская, журналист, телекритик, обозреватель «Новой газеты», ведущая программы «Человек из телевизора» на Эхо Москвы.
Никогда не дружите с теми, о ком пишете
Журналисты, редакторы, продюсеры, ведущие, о которых вы пишете, в любой момент могут стать героями, потом превратиться в антигероев, а потом опять в героев. Искушение дружбой, хорошим отношением к тебе велико. Особенно у молодых людей. Как правило, люди, о которых вы пишете, работают на телевидении, в кино, они популярны. Появляется желание погреться в лучах этой славы, но оно чревато. Вам рано или поздно придётся написать о них. Все люди, даже самые талантливые, не безгрешны. И, возможно, вам придётся написать о них нечто критическое, что, конечно, им не понравится. И вы услышите: «Как ты мог? Мы же вчера так хорошо посидели, а ты про меня пишешь». Желательно вообще не быть лично знакомыми с теми, о ком вы пишете. Но если вы уже знакомы, у человека не должно быть ощущения, что вы его друг, и вы его предали.
Корпоративные интересы
Если вы работаете в издании, то у вашего главного редактора, владельца, могут быть дружеские или корпоративные связи с руководителями других телеканалов или изданий. Вы можете быть частью одного холдинга. И владелец может запретить вам писать о каком-либо телеканале. Это преодолевается даже труднее, чем ангажированность дружбой. Необходимо объяснять главному редактору: если он хочет, чтобы у него работал уважаемый телевизионный обозреватель, к которому прислушиваются, нужно писать обо всех. А не так, что мы пишем только о других, а о своем канале — как о покойнике. Либо ничего, либо славим. Вам нужно убеждать, что это невыгодно для бизнеса.
Свои-чужие
Есть ещё один вариант ангажированности — «свои-чужие». Как правило, речь идёт об убеждениях. Есть некоторое количество либеральных СМИ, либеральных каналов, и есть федеральные медиа. Федеральные мы критикуем от всей души. Но есть, допустим, канал «Дождь», которому и так тяжело, на который нападают, его лишали эфира, он потерял в рекламе, вообще был на грани существования. И тут вдруг мы будем критиковать, «подливать масла в огонь». Но если мы не будем этого делать, плохо будет самому «Дождю». Если его не будут замечать, он не будет развиваться. У так называемых «своих» (я беру это слово в кавычки, подразумевая либеральные СМИ) бывают огромные проколы. И у тех, кого можно было бы посчитать противниками, бывают удачи. Это самое важное: не зацикливаться на том, что кто-то однозначно «плохой», а кто-то однозначно «хороший». Если ваш герой — журналист, редактор, ведущий, автор — претерпевает некую эволюцию в лучшую сторону, и вы это наблюдаете, ваша прямая задача это заметить. А не делать вид, что с ним ничего
хорошего не происходит и произойти не может.
Не акцентируйте внимание на внешности людей
Это этическое правило — никогда не акцентироваться на недостатках внешности людей, которые работают в кадре. Может быть, есть смысл сделать акцент на том, как они одеты, но деликатно, и если уж совсем «ни в какие ворота». Или одежда не соответствует формату и отвлекает. Мы всегда руководствуемся в первую очередь смыслами, а потом уже внешними факторами.
Проверяйте факты и цитаты
Обязательное правило — тщательно проверяйте факты и сверяйте цитаты. Вам ни в коем случае нельзя полагаться на то, что кто-то кого-то процитировал. Соцсети сейчас этим занимаются. Они цитируют целыми кусками выступления разных деятелей эфира. И это большое искушение — не самому смотреть, а взять чужую цитату в подтверждение своей мысли. Но здесь может быть засада. Владельцы каналов, руководители, сами телевизионные деятели следят за тем, что о них пишут. Наверное, все творцы во всех областях очень болезненно реагируют на критику. Поэтому готовьтесь к тому, что у вас будет огромное количество если не врагов, то недругов, которые будут счастливы подловить вас на разных неточностях. На неточном цитировании, на том, что вы не поняли контекста, поэтому ни в коем случае не полагайтесь на чужую, кем-то приведённую цитату. Смотрите сами и всё проверяйте. Позже это может защитить вас от судебных преследований, от которых никто из журналистов не застрахован.
Отказывайтесь от искушений
Не поддаваться на искушения, которые часто предлагают разные телеканалы: подарки, приглашения на закрытые, престижные презентации, фуршеты. Очень неловко потом приступать к тексту, где ты касаешься и не самым лучшим образом людей, которые вчера тебя поили, кормили и обволакивали своей безграничной любовью. Вам могут предложить заранее написать что-то по трейлеру, например, или по описанию. Не делайте этого. Не поддаваться на общую истерию, когда все вокруг начинают писать, какой абсолютно гениальный сериал выпустил тот или иной канал. А вы смотрите и понимаете, что ничего подобного. С вашей точки зрения там не только нет ничего гениального, но что-то своровано, что-то вторично, а третье по смыслу провокационно. И важно иметь мужество отказаться от подобных предложений. Вы посмотрите, ничего им не обещая. В некоторых случаях можно вообще промолчать, но лучше всего рассказать свою точку зрения. Даже если потом на вас накинутся в том числе и ваши коллеги, которые будут кричать, что вы вообще ничего не понимаете.
Войны, теракты, катастрофы
Вам надо внутренне определиться, как и что вы пишете на деликатные темы. Когда вы обозреваете теракты, войны, катастрофы, что вы делаете? Добавляете ли бензинчику в костер? В этом уникальность работы медиакритика. Он не пишет напрямую о конфликте, трагедии, смерти, он смотрит на это немного со стороны. Вспомните страшный пожар в «Зимней вишне». Можно понять телевизионщиков, которые работали на месте трагедии, для них самих это тоже был жесточайший стресс. Но иногда они нарушают все этические нормы, чтобы заполучить и показать рыдающего родственника, ребёнка обгорелого. Во время трагедии в Кемерово так и работали. Можно ли об этом говорить? Нужно!
Лекция «Этика» была записана во время Школы медиакритики в Алматы. В рубрике Медиакритика вы найдете материалы участников Школы.