Дата-журналистика в Центральной Азии: где копают глубже

0
387

Четыре года назад сразу три страны нашего региона – Казахстан, Кыргызстан и Таджикистан – оказались в рейтинге Глобального индекса открытых данных (Global Open Data Index). В списке, в который вошли ещё 122 страны, Кыргызстан показал самый лучший результат и занял 34 место, Казахстан – 50-е и Таджикистан – 83-е место. Узбекистана в этом рейтинге еще ни разу не было, но на днях в Ташкенте заявили, что обязательно попадут туда в 2020 году.

Рейтинг дата-журналистов в нашем регионе. Расклад тот же: Кыргызстан – почётное первое место, Казахстан и Таджикистан – второе и третье, а Узбекистан пока не участвует, хотя в этой стране уже есть достойные примеры.

Термины «дата-журналистика» или «журналистика данных» уже находятся у центральноазиатских журналистов в повседневном обиходе. Однако за интерактивными эффектными графиками и красочной визуализацией часто теряется самое главное – понятная история.

Чтобы её правильно рассказать, понадобится специалист, не просто журналист, а аналитик и даже технарь; и открытая информация желательно в «машиночитаемом» формате, как минимум в Exel, чтобы файл можно было загрузить на платформу и проанализировать.

К сожалению, найти сочетание этих двух факторов в нашем регионе всё еще сложно, журналисты пробовали себя в этом направлении, были и удачные проекты. Но говорить о том, что дата-журналистика стала отдельным жанром, пока ещё рано. Хотя в условиях, когда государственные и даже независимые источники отказываются предоставлять журналистам нужную информацию (как в Таджикистане), делают это не до конца или искажают данные (как в Казахстане и Кыргызстане), именно работа с открытыми цифрами могла бы стать настоящим спасением для качественной и объективной журналистики.

Разобраться в открытых данных непросто. Например, Ева Константарас, журналист-расследователь Internews, специализирующийся на журналистике данных, в своём учебном пособии объясняет: при первом просмотре набора данных сложно понять, на что именно обратить внимание. Чтобы найти историю в цифрах, Ева предлагает несколько методов для выявления сюжета:

  • разработать гипотезу, а потом с помощью данных опровергнуть или подтвердить её;
  • выявить тренды и контрасты;
  • найти слишком высокие или слишком низкие показатели, которые могут указывать на нарушения;
  • путём сопоставления баз данных найти невидимые связи между различными структурами.

По этим методам работают и журналисты в Центральной Азии.

Кыргызстан

В нашем регионе у Кыргызстана самое богатое портфолио проектов дата-журналистики, а также интересного опыта в этом направлении. Например, история про сайт samara.kg, за которую Kloop попал в список лучших журналистских расследований в бывшем СССР за 2017 год по версии Global Investigative Journalism Network, могла бы стать историей другого издания. Дело в том, что анонимный активист, который взломал сервис Регистрационной государственной комиссии Кыргызстана, отправил данные по samara.kg в несколько изданий, но только Kloop за них взялся.

Дарья Удалова для Kloop.kg

Может быть, остальные попросту не разобрались в полученной информации. После того, как активист разослал данные по редакциям, он выставил уже в открытый доступ видео, в котором объяснил принцип работы сайта. Однако, как потом писал сам Kloop: «Оно не привлекло внимания средств массовой информации и рядовых пользователей – никто даже не оставил под ним комментариев, а ролик не набрал и тысячи просмотров».

Вот так мимо открытых данных и проходят журналисты на практике. Конечно, не все, но очень многие, в кыргызских редакциях это делают реже.

Общереспубликанское тестирование (ОРТ) для выпускников средних школ в Кыргызстане в свое время ввели, чтобы «при неравных исходных условиях жизни и обучения обеспечить равный доступ к высшему образованию городских и сельских детей на основе честного, прозрачного, независимого тестирования». Но журналисты заметили, что свою главную задачу тест не решает: дети из бедных семей так и не добираются до высшего образования и пополняют ряды трудовых мигрантов. Эти выводы журналисты сделали благодаря данным Министерства образования КР, получилась вполне понятная история.

Журналисты Kloop проанализировали количество обвинительных приговоров по уголовным делам, которые были вынесены в кыргызстанских судах, и пришли к выводу: когда гражданин страны становится подсудимым, его можно сразу считать осужденным. Свою историю они так и назвали: «Вы предстали перед судом в Кыргызстане? Сочувствуем — скорее всего, вы получите срок».

И еще одна история, которая была создана с помощью цифр. В ней журналисты из финансового издания Economist подняли больную для ЦА тему вырубки деревьев: «Рубим лес. На каждый новый гектар молодого леса в Кыргызстане приходится 31 гектар вырубленного».

Конечно, тому, что кыргызские журналисты могут рассказывать свои истории, способствуют государственные структуры, которые предоставляют данные (не забываем о почётном 34 месте в индексе открытых данных) – им есть с чем работать. Однако цифры в приведенных нами примерах доступны журналистам и в других странах нашего региона.

Казахстан

В Казахстане такого большого разнообразия проектов, построенных по принципам дата-журналистики, не так много, как у соседей. Хотя государственный портал «Открытые данные» утверждает, что с его помощью «общественность может легко находить, загружать и использовать наборы данных, которые создаются государственными органами».

Один из самых заметных казахстанских ресурсов, который работает в том числе и в жанре дата-журналистики, – издание Factcheck.kz. Практически в каждом материале, опубликованном на этом сайте, присутствуют проекты, созданные в жанре дата-журналистики. Чиновники в ЦА любят разбрасываться неправдоподобными цифрами, которые можно проверить за несколько часов, не покидая пределов редакции. Этим казахстанские фактчекеры и занимаются.

Например, вот история про то, как «Казахстан обеспечивает себя продовольствием на 80 %». Вернее, не обеспечивает, как выяснили журналисты. Или история про то, как «Казахстан вошёл в топ-50 лучших стран для проживания женщин». Вернее, не вошёл.

И совсем свежий и интересный анализ системы госинформзаказа в Казахстане: журналисты решили посмотреть на экономическую эффективность этой государственной деятельности.

Впрочем, материалы в жанре дата-журналистики не должны быть строго проблемными. Это направление отлично подходит для объяснительной журналистики, которая помогает аудитории принять правильное решение. Например, несколько лет назад казахстанское издание Vласть в партнерстве с Kaspi составили первый в стране рейтинг казахстанских школ, ученики которых на протяжении последних семи лет показывали высокие результаты по математике. Этот рейтинг был подготовлен на основе открытых данных, и кроме собственно самого рейтинга в этом проекте была представлена полезная информация, чем математики занимаются в современных компаниях, например, в Kaspi или Beeline.

А казахстанский портал, посвящённый недвижимости, Krisha.kz, на основе открытых данных Комитета по правовой статистике и специальным учётам Генеральной прокуратуры составляет полезные рейтинги безопасных районов городов Казахстана.

Таджикистан

Если спросить у таджикистанских журналистов об их главных проблемах, то, помимо всего прочего, они назовут отсутствие доступа к информации. Официальные источники в Таджикистане стараются не общаться с журналистами напрямую, а на запросы присылают отписки; неофициальные боятся выступать против государственной политики и высказывать критику даже анонимно. В итоге журналистам попросту не с чем работать.

Казалось бы, в этих условиях им на помощь и должна прийти дата-журналистика, но увы: специалистов, которые могут работать в этом направлении, не пройдут мимо важной информации, в республике мало. Справедливости ради нужно отметить, что открытыми данными, с которыми могут работать дата-журналисты, на своих сайтах госструктуры тоже не торопятся делиться.

В этих условиях таджикистанским журналистам приходится работать с тем, что есть под рукой. Например, журналисты из медиа-группы «Азия Плюс» визуализируют данные различных исследований или отчётов. Вот история о том, что в среднем оплата детского труда составляет от $2 до $10 в день. Здесь расклад объема инвестиций в Таджикистан – журналисты визуально показали, сколько инвестиций и от кого республика смогла привлечь в 2018 году, на что они тратятся и сколько ещё инвестиций планируют привлечь.

А после того, как стоимость мобильного интернета в республике была увеличена в два раза, журналисты этого издания собрали данные о параметрах и стоимости интернета в соседних странах и сравнили со своими. Несмотря на заверения таджикских властей о том, стоимость и скорость таджикского интернета не хуже, чем у соседей, оказалось, что интернет в Таджикистане самый плохой.

Серьёзные работы, построенные на открытых данных, опубликованы на сайте «Sputnik Таджикистан». В проекте «Внешний долг страны: $257 на каждого таджикистанца» хорошо проанализирован и визуализирован огромный объём цифр; в проекте «Топливный рынок РТ за последние 10 лет» собраны все данные о топливном импорте.

Но эти примеры – скорее иллюстрация истории, чем её анализ. Таджикские журналисты всё еще учатся работать с цифрами, сетуют на то, что данных в сети для текстов очень мало, и время на их поиск лучше не тратить. Однако кто ищет, тот всегда найдёт. Например, вот журналисты экологического портала Living Asia собрали список ссылок с открытыми данными в направлении экологии. Кроме того, ограничиваться ресурсами, которые предлагают структуры внутри Таджикистана, во времена глобализации не стоит. Впрочем, наверняка таджикские журналисты об этом знают.

Напоминаем, что Internews в рамках программы MediaCAMP при участии Министерства информации и общественного развития Республики Казахстан объявил конкурс для СМИ, НПО и инициативных групп по разработке медиапроектов на основе открытых данных. После отбора заявок команды разработчиков в конце мая 2019 года будут приглашены на обучение в рамках Innovation (and Motivation) Lab в столицу Казахстана. Лучшие медиапроекты получат грантовое финансирование.

Вы можете также прочитать на нашем сайте:

Полезные сервисы. Советы журналиста-расследователя Дениса Бигуса.
Модули пособия по дата-журналистике
Примеры зарубежных дата-проектов
Обзор пособия «Думай как дата-журналист»
Организация работы редакции, занимающейся дата-журналистикой
Вебинар на казахском языке «Введение в data-журналистику»

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь