«Ратный подвиг», «вражеские танки», «коричневая чума» — этими словосочетаниями описывают события 1941-1945 годов одна часть журналистов нашего региона; другая обвиняет СССР в развязывании Второй мировой войны, призывает отказываться от советской идеологии и жалеет немецкий народ.
Мы просмотрели десятки материалов, посвященных 9 Мая в СМИ Центральной Азии, и выявили различные тренды в наших странах.
Таджикистан
Таджикские СМИ традиционно уделяют празднованию Дня Победы большое внимание, но если в прошлые годы освещением праздника в основном занимались частные издания, то в этом году пристально за праздником следила и государственная пресса.
Дело в том, что в этом году в Душанбе состоялся не только военный парад с участием президента страны Эмомали Рахмона и мэра Душанбе Рустама Эмомали, но и после двух лет запрета администрация столицы неожиданно разрешила проведение акции «Бессмертный полк».
Ранее эту акцию под разными предлогами в Душанбе запрещали. Например, в 2017 году государственное информационное агентство «Ховар», разъясняя суть запрета на проведение акции «Бессмертный полк», мотивировало решение мэрии противоречием данной акции исламским ценностям.
«Согласно исламским традициям недопустимо выходить на улицу с портретами погибших: данная акция противоречит исламским и мазхабским ценностям», — писал тогда «Ховар».
В прошлом году городские власти тоже не дали разрешение на проведение акции. Впрочем, и в 2017, и в 2018 году несогласованные акции все-таки состоялись.
В советское время журналисты в День Победы использовали определённые словосочетания (справедливые!), которые стали, увы, штампами. «Вероломное нападение», «всколыхнуло весь советский народ», «вражеские танки». И именно этими словосочетаниями таджикские журналисты до сих пор описывают события войны.
Такую же риторику используют и власти. Например, журналисты цитировали в своих текстах поздравление президента, в котором он напоминал таджикистанцам о том, что их отцы, деды и прадеды вместе победили «коричневую чуму».
Кстати, название праздника «День Победы» и войны — «Великая Отечественная Война» в Таджикистане не пересматривались.
В честь 9 Мая только на сайте «Азия-Плюс» было опубликовано 14 материалов, в которых они рассказывали истории ветеранов, вспоминали подвиги таджикистанцев на фронте, следили за московским парадом и освещали свои мероприятия.
У российского издания «Спутник Таджикистана» 9 мая были опубликованы 11 текстов, посвященных празднику.
Четыре текста, посвященных Дню Победы, появились в день праздника и на сайте государственного издания «Ховар». Рассказывали о праздничных мероприятиях и региональные СМИ.
Причём освещать праздник таджикские журналисты начали еще 8 мая.
Все местные таджикские издания в своих текстах, посвященных 9 Мая, рассказывали трогательные истории ветеранов и передавали позитивные эмоции участников «Бессмертного полка». И только две площадки — «Радио Озоди» (представительство «Радио Свобода» в Таджикистане) и проект этого же издания — «Настоящее время» выделялись на фоне всех остальных медиа. «Радио Озоди» рассказало о том, что душанбинская акция «Бессмертный полк» в итоге разделилась на две части: около ста человек отказались участвовать в акции под российскими флагами и прошли своим, отдельным маршем под флагами Таджикистана. «Настоящее время», кроме рассказа о двух «Бессмертных полках», в своём сюжете рассказало и о том, что, оказывается, ни одного ветерана войны на параде не было, попасть туда можно было только по паспортам и приглашениям, и многих душанбинцев на праздник просто не пустили.
Узбекистан
Гораздо разнообразнее 9 Мая освещали узбекские СМИ. Их основные материалы были посвящены прошедшему салюту в честь праздника и поздравлению ветеранов. Так, одна из самых популярных русскоязычных площадок Gazeta.uz подготовила три репортажа. Два из них посвящены фото- и видеообзорам того, как праздновали люди, ещё один рассказывал о праздновании на государственном уровне.
О Дне памяти и почести (так в Узбекистане называется День Победы) писали Podrobno.uz и «Спутник Узбекистан»; первые рассказали, как поздравляют ветеранов войны в Узбекистане, вторые подготовили инфографику о том, каким был вклад узбекского народа в Победу.
Картина праздника на «Спутнике Узбекистана» была масштабнее. Здесь, как и обычно, нашлось место и российским новостям о праздновании Дня Победы в России, и мнению Владимира Путина на этот счёт. Например, в ленте «Спутника Узбекистана» оказался материал об осквернении памятников Победы в Вене, где дипломаты и президент России высказались о новой волне неонацизма и роста расизма и нетерпимости в странах ОБСЕ.
Всего в день Памяти и Почести узбекистанский отдел «Спутника» опубликовал 41 материал. Большая часть из них — репортажи и обзоры, но нашлись и экспертные мнения о том, что ждёт страны СНГ без ветеранов, а также рассуждения о том, что значит сегодня 9 Мая.
Узбекоязычное издание «Дарье» также сосредоточилось на репортажах с праздника, но с упором на регионы — они рассказывали, как отмечался праздник в Намангане, в Нурабаде, но в ленте оказалась и новость о том, как Владимир Путин принял участие в «Бессмертном полку».
Второй популярный узбекоязычный ресурс Kun.Uz обошёлся без новостей из России: это издание писало только о том, как праздновали 9 Мая в Узбекистане. Кроме того, журналисты Kun.Uz опубликовали в этот день и материал о том, что многие узбекистанцы хотели бы организовать день памяти жертв репрессий.
У издания «Новости Узбекистана» есть отдельная рубрика «Мир без нацизма», посвящённая событиям Второй мировой войны. В этом году рубрика пополнилась материалами об акции «Бессмертный полк», которая проходит в разных странах мира, о героях войны Ташкента и о том, как The Times освещала праздник в 1945 году.
Большой текст о том, как Узбекистан повлиял на Вторую мировую войну, как при Исламе Каримове стало меняться отношение к 9 Мая, и как почести этому празднику стали возвращаться сейчас, вышел на сайте издания Hook.report.
Кстати, акцию «Бессмертный полк» узбекские власти не согласовали, но она всё равно состоялась.
Казахстан
В Казахстане шествие «Бессмертного полка» прошло официально. Правда, в этом году его патриотично переименовали в «Батырларға тағзым» («Дань героям»).
Уже не первый год «этот праздник со слезами на глазах» вызывает возмущение национал-патриотов и жаркие споры на страницах казахстанских СМИ и в соцсетях на тему: чья это была война?
И этот год не стал исключением. Казахстанские телеканалы вовсю крутили различные передачи или документальные фильмы вроде «Казахстанцы — герои Советского Союза» и «Казахстан в годы Великой Отечественной войны». «Спутник Казахстана» передавал репортажи с официальных мероприятий, Tengrinews рассказывал о подвигах казахстанцев, посвящённых празднику. А некоторые интернет-ресурсы публиковали альтернативные истории.
«Советский Союз — агрессор, начавший Вторую мировую войну, — к примеру, говорится в заметке на портале Abai.kz. — В этом году 74-я годовщина со дня окончания Второй мировой войны. Нет ни одной казахской семьи, которую бы она не задела. Мы до сих пор не можем дать справедливую оценку тем событиям и не можем избавиться от советской риторики, используя словосочетания «День Великой Победы», «Великая Отечественная война»».
«Потому что нет «объективной истории». Зато есть «идеологическая история», — продолжает автор Нурбике Бексултанкызы. — Все наши книги и фильмы о войне осуждают немцев. Но никто не задумывается, что эта война — общее преступление коммунизма и фашизма, а немецкая армия и народ такие же жертвы, как и советский народ. И сейчас, когда мы живём в эпоху независимости, нужно, ни на кого не озираясь, сформировать свой объективный взгляд на эту войну».
Другой автор портала поднимает «бессмертную» тему «Бессмертного полка»:
«Неполитическая акция, которая началась в 2011 году в российском городе Томске, нашла поддержку в Казахстане. И вот с 2013 года у нас тоже выходят 9 мая на улицы, чтобы принять участие в этом шествии. Организаторы считают, что таким образом прививают патриотическое воспитание молодёжи. Странный менталитет у старшего поколения, работавшего на советскую власть. Хотят воспитывать молодое поколение независимой страны старыми «ура-патриотичными» методами», — утверждает Куаныш Каппас.
Он, как и многие другие, пишущие на эту тему, возмущается по поводу Великой Отечественной войны и приводит в пример соседей по ЦА.
«У нас до сих пор пишут и говорят «Великая Отечественная война», как в России. Как будто если мы будем говорить «Вторая мировая», кто-то отменит участие казахстанцев в этой войне. Вот в Узбекистане назвали «Вторая мировая война». И ничего, мир не рухнул», — отмечает он.
Пили ли солдаты во время войны? Если да, то сколько и как? Этим вопросом задалась шымкентская газета «Замана».
«Недавно появилась информация на одном из российских каналов, что офицерам и солдатам в годы войны каждый день выдавалось по 100 граммов водки или 73 бутылки в год. В августе 1941 года Сталин издал специальный указ по этому поводу. И фронтовые 100 граммов пили не из фляжек, как показывают в фильмах, а привозили в бутылках. Кстати, во время войны производство спиртного увеличилось, и были введены в эксплуатацию 26 новых заводов. Водку в те годы производили больше, чем молоко. Только за апрель 1943 года на фронте было выпито 4 млн 450 тысяч литров спиртного», — приводит данные издание.
Кыргызстан
В Кыргызстане тоже был «Бессмертный полк», причём в нем приняли участие бывший и нынешний президенты: с фотографией своего деда прошел Сооронбай Жээнбеков, с фотографией отца — Алмазбек Атамбаев. СМИ задавались вопросом: встретились ли они? Впрочем, основной упор в материалах всё-таки был сделан на саму акцию. Достаточно торжественный репортаж об акции подготовило «Радио Азаттык» (кыргызская служба «Радио Свобода»), а Kaktus.Media вели прямую трансляцию с мероприятия, причём это издание в отдельном материале рассказало истории ветеранов, чьи фотографии несли их родственники.
Прямой репортаж с акции вёл и «Спутник Кыргызстана».
Кроме репортажа о «Бессмертном полке», «Радио Азаттык» рассказало трогательные человеческие истории ветеранов войны про то, как они попали на фронт, что пережили там и как выжили.
Впрочем, уже 10 мая «Радио Азаттык» опубликовало материал, в котором эксперты сказали: кыргызские политики (особенно нынешний и бывший президенты) вносят свой вклад в пропаганду Кремля и ведут себя, как «члены КПСС». Но в тексте было и альтернативное мнение:
«Это не пропаганда России, это явление — напоминание народу самого Кыргызстана», — сказал журналистам историк Кыяс Молдокасымов.
Кстати, кыргызские журналисты обратили внимание на то, что в «Бессмертном полку» среди фотографий ветеранов появился портрет Сталина.
«Вечерний Бишкек» был гораздо категоричнее. Под заголовком «У людей, которые не уважают День Победы, нет ничего святого!» он опубликовал опрос кыргызстанских депутатов, в котором они говорили о важности и необходимости празднования Дня Победы.
Таким образом, риторика сегодняшних журналистов в Центральной Азии, которые освещают события 1941-1945 годов, разделилась на две противоположные точки зрения: одна часть предпочитает использовать официальное, привычное повествование, другая радикально пытается от нее избавиться.
И, пожалуй, самыми объективными материалами о войне стали рассказы выживших ветеранов, в которых, пусть и между строк, они говорят о самом главном: война поломала их жизни, лишила молодости и изменила их. И далеко не всегда в лучшую сторону.