В понедельник, 24 июня, главной темой казахстанских теленовостей, разумеется, стало чрезвычайное происшествие в Арыси. Телеканал «Хабар» инициировал двуязычный телемарафон, призванный в режиме реального времени информировать граждан о ходе масштабной эвакуации и ликвидации последствий непрекращающихся взрывов на военном складе. У многих телеканалов на месте работали корреспонденты. Две параллельные истории — телеканал «Хабар» и другие телеканалы страны.
«Итоги дня», Хабар:
Нагима Абдыхалыкова, житель г. Арыси: «Когда я выходила с работы, увидела огромный столб дыма. Мне удалось поймать такси, чтобы добраться до дома. Мы собрали необходимые вещи и выбежали на улицу. Мы добежали до стадиона, где нас встретили и посадили в машину, а затем переправили в безопасное место — к 41-му разъезду. Спасибо всем, кто оказал нам помощь».
Тем временем «Информбюро», 31 канал:
Бахром Абдуллаев, корреспондент: «Пыль, слёзы, паника. 11 утра. Жителям Арыси не до соблюдения приличий и правил дорожного движения. Они бегут из города пешком, в битком набитых машинах и даже в багажниках».
Жительница г. Арыси: «Нет помощи! Нет эвакуации! Женщины с детьми сами пешком идут без воды!»
Телемарафон «Арыс, мы вместе», Хабар:
Аскер Периев, член Ассамблеи народа Казахстана: «Буквально после обеда мне при нашем разговоре сказали, что некоторые члены этнокультурных центров из своих собственных транспортов выделили несколько автобусов для эвакуации, также приготовили место для приёма. Плюс уже было доставлено после обеда к трём часам необходимое количество воды…»
Ерлан Игисинов, ведущий: «Я знаю, да, что три тысячи бутылок воды было доставлено…»
Периев: «Это пятилитровых, да…»
Тем временем «Итоговые новости 20:30», ASTANA TV:
Бахрамбек Талибжанов, корреспондент: «На безопасное расстояние многим жителям пришлось добираться самостоятельно. Сотни людей, преодолев несколько километров пыльной дороги, собрались на этом холме. Помощи пришлось ждать несколько часов, рассказали горожане».
Пернехан Орынбасаров, житель Туркестанской области: «Вот сейчас пьем с реки… протухшая вода. И никакой помощи нету».
Телемарафон «Арыс, мы вместе», Хабар:
Ерлан Игисинов, ведущий: «Асеке, скажите, пожалуйста, вы сегодня целый день говорили с представителями этнокультурных центров… насколько вам… сегодня ваши были ощущения? Когда они были готовы оказать помощь и уже оказывают её…»
Аскер Периев, член Ассамблеи народа Казахстана: «Мои ощущения, наверное, мало отличаются от ощущений любого нашего гражданина, любого из 18 млн. Новость [застала] врасплох, никто не ожидал, никто не был к этому готов, однако я просто хочу еще раз подчеркнуть, что гражданское общество в Казахстане давно уже сформировалось. Оно на самом деле духом очень сильное, потому что генетический код в целом азиатов и кочевников вот именно в таких ситуациях даёт о себе знать».
Тем временем экстренный выпуск новостей в 23:00, ASTANA TV:
Бахрамбек Талибжанов, корреспондент: «В больницу Туркестанской области, которая находится в Шымкенте, доставили сегодня 49 пострадавших. Большинство из них — гражданские. 25 человек на данный момент остаются под наблюдением врачей, остальным оказана помощь. Семь пациентов из Арыси находятся в реанимации, из них троих уже прооперировали. У двоих пострадавших крайне тяжёлое состояние: они получили сильные ожоги и осколочные ранения».
Елдос Султанов, заместитель главврача больницы Туркестанской области: «Он получил закрытую черепно-мозговую травму, доставлен в состоянии комы. Сейчас находится на аппарате ИВЛ в коматозном состоянии. Второй больной из числа гражданского населения получил сильнейшее волновое ударное ожоговое ранение лица, грудной клетки, брюшной стенки, повреждения наружных дыхательных путей и ожог обоих глазных яблок».
Телемарафон «Арыс, мы вместе», Хабар:
Айгуль Адилова, ведущая: «Как раз подключается к помощи Министерство энергетики, держит данный вопрос на контроле. Сотрудники ведомства находятся на постоянной связи с основными поставщиками нефтепродуктов и руководителями крупных АЗС, функционирующими в городе Арыси. В случае необходимости отгрузка и реализация дополнительных объемов будет организована через акимат Туркестанской области».
Тем временем «Главные новости», «Первый канал Евразия»:
Алибек Рзабаев, диктор новостей: «Люди покидают в спешке свои дома, поэтому на автозаправочных станциях образовались огромные очереди. Таксисты взвинтили цены на свои услуги, возросла также цена на бензин».
Закадровый голос автора любительского видео: «Мы бежим из города Арыси. Тут на заправке столько машин. Смотрите, какие очереди! Цена на топливо тоже выросла. Ужас! Ужас! Как так можно?!»
Телемарафон «Арыс, мы вместе», Хабар:
Айгуль Адилова, ведущая: «В чём сила нашего общества? Мы видим и в таких, к сожалению, ситуациях…»
Ерлан Игисинов, ведущий: «Пусть таких, конечно, будет как можно меньше, да».
Айгуль Адилова, ведущая: «…но мы видим силу».
Ерлан Игисинов, ведущий: «И здесь мы можем уже говорить, что это патриотизм по-настоящему».
Фархад Куанганов, секретарь Nur Otan по вопросам идеологии: «Это патриотизм. Сила нашего общества в единстве. В осознании, что мы все — один народ. Что мы все должны помогать друг другу. Трагические события, свидетелями которых мы являемся, демонстрируют это полномасштабно».
Тем временем Вечерние новости, КТК:
Алтын Мендыбаева, корреспондент: «Сейчас территория оцеплена, там не смолкают звуки взрывов. Выяснить причины, по которым они происходят, предстоит специальной комиссии. Министр обороны уже назвал предварительные причины ЧП: устаревшее оборудование, нарушение режима хранения оружия, несвоевременная утилизация».
Светлана Булатова, диктор новостей: «Ещё одна тревожная информация от министра обороны. Нурлан Ермекбаев сообщил, что часть военнослужащих остаётся в бункерах военного городка в Арыси. Как утверждает глава ведомства, эти сооружения защищены. Точное количество военных не называется».
Телемарафон «Арыс, мы вместе», Хабар:
Айгуль Адилова, ведущая: «После эвакуации жителей стала появляться информация о пропавших детях. Предлагаю сюжет на эту тему, внимание на экран».
Закадровый голос: [начало сюжета] «Из-за паники и хаоса не все родители смогли найти своих детей. Власти сделали всё возможное, чтобы собрать детей в одном месте и вернуть их родителям». [конец сюжета]
Тем временем экстренный выпуск новостей в 23:00, ASTANA TV:
Надежда Палинка, диктор новостей: «А в это время в нашу редакцию продолжают поступать звонки от обеспокоенных родителей: многие из них не могут найти своих детей, они потерялись в панике во время взрывов. Напомню, многих эвакуировали прямо из детсадов. Из вывозят в Шымкент, Туркестан и другие населенные пункты. Сейчас на экранах вы видите фотографии пропавших несовершеннолетних. Также списки опубликованы на официальном сайте областного акимата».
Гульжан Нуржанова, тётя пропавшего ребенка: «Моя двоюродная сестра потеряла внука. Утром отвезли в восемь в садик. Когда взрывы начались, они часов в 11 утра туда поехали за внуком забрать, а его там не оказалось. Вообще садик был пустой, воспитатели не отвечали на звонки. Потом пошли слухи, что их увезли в Шымкент. Потом воспитатели вышли на связь и сказали, где находятся, – в селе Мойынтас возле Арыси».
Довольно скоро стало ясно, что двухчасовое действие на «Хабаре» преследовало иную цель, чем сообщать оперативную информацию о трагедии. В то время как полковник Министерства обороны удостоился в общей сложности пары минут на выражение своей экспертной позиции, главные роли достались ответственным за идеологию. Пока на госканале пели оду патриотизму и выясняли, сколько воды представители этнокультурных объединений поставили в Туркестанскую область, на других каналах, как и в жизни, разворачивалась натуральная драма.
В материале использованы скриншоты телепрограмм.