Послевыборные страсти о нарушениях во время голосования и подведения их итогов, может, и кипели бы в стране до сих пор, если бы не случилась арысская трагедия на юге Казахстана. Взрывы в мирном городе отвлекли внимание общества от одной проблемы и перевели на другую — такую же системную, такую же опасную и так же много лет нерешаемую. Но в центре информационной повестки оказались не громкие разбирательства в причинах смертельных взрывов в Арысе и требования справедливого расследования, а душещипательные истории о том, как беда сплотила всю страну.
После арысской трагедии пиарщики Туркестанской области щедро засеяли интернет фотографиями примеров самопожертвования. То они репостили пожарных, уснувших на полу спортзала после работы, то публиковали изображение солдата, сидящего, сгорбившись, у военной машины во время эвакуации (на спину солдата наступали эвакуируемые жители, чтобы забраться внутрь). Рассказы о воссоединении потерявшихся детей с родителями прошибали у пользователей соцсетей слезу.
Удачно поймал информационную волну и депутат парламента Нуржан Альтаев. Когда в Арысе еще полыхали пожары, он записал видеоролики на казахском и русском языках, в которых сообщил о планах организовать гуманитарную помощь и призвал казахстанцев к соучастию. Снимали депутата несколько камер с разных ракурсов, потом был монтаж и добавление титров — всё как требуют законы телевидения. Ролики мгновенно распространили в соцсетях.
В первые дни после взрывов в Арысе Альтаев, похоже, ничего не мог делать без съёмок. На камеру сердобольный депутат общался с несчастными жителями Арыса в Шымкенте, было опубликовано в соцсетях 13 (!) фото, где он, конечно же, в центре. Перед объективом депутат раздавал арысским детям игрушки. Потом Альтаев снялся в ещё одном ролике о том, как шымкентский предприниматель, следуя его призыву, приютил в своем интернате эвакуированных. Тщательно зафиксированная депутатская добродетель уходила в сеть и собирала лайки.
Милосердие и единение во имя восстановления Арыса воспевали и на государственном телевидении. Спустя неделю после трагедии на телеканале QAZAQSTAN вышел почти двадцатиминутный фильм «Арыс. Біз біргеміз!» («Арыс. Мы с тобой!»). Автор — журналист Айнур Омар — в хронологическом порядке рассказала о событиях с 24 по 28 июня. Вероятно, съемочная группа работала в спешке, иначе чем ещё можно объяснить довольно скучный видеоряд и петличку в руке журналиста во время записи статичных интервью?
После рассказа мужчины, перевозившего на своей машине малышей детского сада в день эвакуации, и закадрового текста автора фильма о размещении в лагерях, в сценарии нашлось место и для другого необычного для многих поступка: приезда в Арыс главы государства Касым-Жомарта Токаева.
— Какой снаряд сюда влетел? — зачем-то спрашивает президент во время ночного осмотра разрушенного строения.
— Реактивный снаряд, — отвечают ему.
В фильм не вошёл эпизод, распространённый в соцсетях, когда президент, будто хвастаясь, на встрече с арысцами во время их ужина уточняет: «Все области вам помогут. Главное — по моему поручению правительство вам будет помогать». Зато автор включила аналогичное видео из его беседы с пострадавшими, лежащими в больнице.
— Жағдай өте қиын, шын айтқанда. Бiрақ, дегенмен, менің тапсырмам бойынша үкймет барлық жағдайыды жасап береді.
Истории без печальных эпизодов
Съёмочная группа не сильно утруждала себя поиском спикеров для интервью, хотя дефицита в героях на месте события явно не было. Интервью жительницы Арыса Татьяны Бородиной показали в фильме несколько раз. Один из фрагментов очень вязался с закадровым текстом автора о том, что приезд главы государства дал жителям Арыса надежду на лучшее.
— Мы думали, что только аким области приедет, и очень удивились приезду президента. За один день мы всё повидали: под пулями бежали потерянные и в итоге перед президентом оказались. (Перевод с казахского — А. Б.) Большая благодарность. Вот здесь находясь, мы ни в чём не нуждаемся, — говорила Татьяна Бородина.
Стоит отметить отличные лайфы Айнур Омар, особенно когда она беседует с двумя мужчинами, ведущими скот на водопой, или когда разговаривает с владелицей магазина, что раздаёт скоропортящиеся товары бесплатно. Оператор снял, как журналистка поит голубя с руки, и этот лайф подвел к главной сюжетной линии: все патриоты страны сплотились, чтобы восстановить жизнь в Арысе. Разгрузку коробок с гуманитарной помощью от предпринимателей, синхроны волонтёров показали под нежную музыку.
Вопрос «Была ли эта помощь от бизнеса добровольной, как и перечисление однодневного заработка бюджетников в фонд помощи пострадавшим», конечно же, не прозвучал.
В фильме упомянули о митинге, когда жители Арыса, не желая возвращаться в город из-за опасений повторных взрывов, требовали жильё в Шымкенте. Автор сообщила, что люди просто оказались под влиянием неких провокаторов и членов запрещённой в Казахстане организации.
В тексте Айнур Омар было много душераздирающих оборотов о роли милосердия и взаимовыручки, оптимистичных планах властей по восстановлению города. Как бы то ни было, картинка, снятая после возвращения жителей в Арыс, показала чуть больше. Зрители увидели дом с покорёженным потолком, с лежащими на полу одеялами под слоем упавшей штукатурки, и осколки стекла.
— Такое ощущение, что обвалится сейчас, — говорит журналистка хозяину дома, с опаской глядя наверх.
В конце фильма автор представила зрителю очень информативную графику об обещаниях правительства: выделении денежной помощи, льготных предпринимательских кредитах, перемещении склада боеприпасов и восстановительных работах в городе.
Требовали ли местные жители справедливого расследования причин сложившейся в Арысе опасной ситуации, осталось непонятным. Не заглянули создатели фильма и в больницы, где, по данным Sputnik.kz, находились 89 человек, в том числе 18 детей.
Вероятно, пущей трогательности фильму должен был добавить кадр, когда журналистка обнимается с расплакавшейся после интервью жительницей Арыса и вытирает ей слезы: мол, всё теперь будет хорошо. Не обошлось также без благодарностей горожан за поддержку и вечного «Аллаға шүкір».
«Большая неделя»
Более смелыми в эфире 30 июня хотели показаться журналисты телеканала «Хабар». Воскресным вечером в эфир вышла программа «Большая неделя» с уже знакомой нам пометкой «Арыс, біз біргеміз» («Арыс, мы с тобой!»). Ведущие программы Ерлан Игисинов и Айгуль Адилова пообещали «поговорить о трагедии и сделать выводы».
В самом начале ток-шоу была надежда, что причины взрывов участники всё-таки смогут обсудить. Во всяком случае, экономист Рахим Ошакбаев пытался перевести разговор в эту плоскость. Но его всё время перебивали. Зато о поездке президента в Арыс удалось высказаться политологу Ерлану Саирову.
— Президент страны стал символом объединения нации и государства. (…) Мы должны говорить и о системных ошибках. (…) К сожалению, у нас в стране нет кризис-менеджмента. В эти два-три дня в стране кризис-менеджерами оказались президент Токаев и аким Туркестанской области Шукеев. Где наши институты власти, где наши правоохранительные органы? — вопрошал Саиров.
— Они делали, что могли, — тут же встал на их защиту журналист Ерлан Игисинов.
Саиров не собирался соглашаться с журналистом. А когда речь зашла о роли МЧС, выяснилось, что руководители ведомства не нашли возможности принять участие в программе. И всё же ругать чеэсников за проблему с оповещением и эвакуацией на этом шоу не собирались. Вычислять акимов, раздавших земли под ИЖС, благодаря чему расстояние между жилой зоной и военной частью сильно сократилось, — тем более.
Очень благодарный журналист
Несмотря на большие технические возможности, программа шла не в прямом эфире. Но возможность следить за ходом обсуждения во время записи у советника акима Туркестанской области Сакена Калкаманова была. Ему несколько раз давали высказаться по видеосвязи, когда Рахим Ошакбаев пытался завести разговор об ответственности виновных во взрывах и соразмерности суммы компенсации ущерба. По мнению Ошакбаева, арысцы имеют право на гораздо бОльшие суммы, чем те, что предлагает им правительство.
Ведущий Ерлан Игисинов так не хотел, чтобы участники дискуссии заостряли внимание на проблемах, что вопрос «Какое у арысцев настроение?» задал Калкаманову дважды. Свою симпатию к советнику акима области журналист совсем не скрывал и даже выразил благодарность за его работу от себя и своих телезрителей.
— У арысцев классное настроение, — отвечал Калкаманов Игисинову. — Они ожидают помощи у всего Казахстана в восстановлении Арыса. (…) Давайте не будем сейчас искать виноватых. Пусть это сделает специальная правительственная комиссия. Всем миром поможем восстановить Арыс. 17 регионов уже помогают, уже началось строительство. Начали дома восстанавливать, — говорил Калкаманов.
— Почему мы делаем упор на то, что регионы помогают? — спрашивал Ошакбаев. Виновато государство, а помогают регионы.
Журналист Ерлан Игисинов вновь взял на себя роль адвоката:
— Рахим, ну знаете… (… ) Что, нам всем не помогать и ждать, чтобы Министерство обороны платило компенсации?
Ошакбаев не отступал:
— Что значит «помогают регионы» я вам расскажу: руководство области даёт поручение акимам районов собрать предпринимателей. Собирают и говорят: «Вот, случилась трагедия, давайте поможем». Те помогают из своих средств, и потом это организуется в гуманитарную помощь…
— Драматизм, конечно, хорош, но не настолько, — перебил его Игисинов. Нельзя обесценивать помощь всех казахстанцев.
Ошакбаев уже не обращал внимания на бессодержательные возражения ведущих и, обращаясь к Сакену Калкаманову, предложил озвучить, сколько средств на восстановление Арыса потратил акимат Туркестанской области. Назвать сумму Калкаманов не смог.
— Вы сделали запрос из резерва правительства? Есть резерв правительства на подобные ситуации, — уточнил Ошакбаев.
Журналист Ерлан Игисинов снова бросился спасать Калкаманова.
— Я думаю, что, конечно, это было сделано. Я думаю, что в данный момент больше стоит вопрос о том, чтобы оказать максимальную помощь. А что касается причин и последствий, я думаю, что обязательно ответственные понесут решения (наказание? — А. Б.), — сказал Игисинов.
«А теперь рекламная пауза»
Прекратить поток актуальных вопросов могла лишь какая-нибудь вынужденная пауза, вроде рекламы «Ешь, пей, жуй… », но в сценарии программы её не было. Ведущие несколько раз передавали микрофон члену Ассамблеи народа Казахстана Аскеру Пириеву.
— Генетический код нашего народа говорит о том, что помогает государство, не помогает государство, я не знаю. Но в целом так получается, что народ просто сидеть не может в таких ситуациях, потому во все времена всегда было так, что есть у нас такое понимание, как асар. Скоро всё будет видно, кто что сделал. Я думаю, что, собравшись в этой студии, мы все вопросы этих событий не решим, — говорил Пириев и, пользуясь случаем, щедро хвалил в эфире военных, пожарных и волонтёров.
Кто-то в студии ещё заметил, что в Арысе «произошёл массовый героизм сил МЧС», а под занавес программы замминистра обороны Тимур Дандыбаев извинился за сложившуюся ситуацию перед народом Казахстана!
Это так порадовало участников программы, что все они дружно зааплодировали.