Последняя рабочая пятница уходящего 2019 года — вопреки праздничному настрою и ожиданиям — для Казахстана стала очень тяжёлой. Трагедия вблизи алматинского аэропорта, унесшая жизни 12 человек, мобилизовала не только граждан, желающих стать донорами, но и редакции большинства республиканских СМИ. Именно они, несмотря на то, что это было тяжело эмоционально, должны были делать свою работу — информировать казахстанцев о чрезвычайном происшествии. «Новый репортёр» проанализировал, где и как говорили о трагедии.
Целый ряд интернет-порталов использовал текстовые live-трансляции, призванные в режиме реального времени сообщать аудитории последние новости. Публикации, выстроенные в хронологическом порядке, быстро пополнялись деталями произошедшего, которые озвучивали высокопоставленные участники брифингов в Службе центральных коммуникаций и аэропорту Алматы.
Онлайн-трансляции на своей странице в Facebook вела, в частности, редакция Tengrinews.kz. Корреспондент портала впервые вышел с прямым включением с места происшествия спустя полтора часа после появления информации об исчезновении самолета с радара. Во второй половине дня, когда исчерпывающие данные о случившемся можно было найти уже практически везде, редакция неожиданно рассказала аудитории, что делать, «если самолёт начал падать». Именно таким, к слову, было первоначальное название материала, которое впоследствии изменили на более универсальное и, надо полагать, менее алармистское. Текст подскажет шокированным читателям, какая треть самолета является самой безопасной, что такое «правило пяти рядов», и чем вам могут помешать шлёпанцы.
Информационно-аналитический портал informburo.kz оказался в центре внимания других СМИ: в авиакатастрофе погибла его выпускающий редактор Дана Круглова. Также пользователи Сети обнаружили в архивах сайта (а некоторые региональные СМИ даже полностью перепечатали) материал двухлетней давности: «Bek Air оказался единственной авиакомпанией, не желающей подтверждать безопасность на международном уровне».
Автор материала со ссылкой на своих собеседников из авиационной отрасли тогда сделал предположение, что отказ руководства авиакомпании проводить аудит IOSA «связан с проблемами устаревшего авиапарка компании Bek Air».
Пожалуй, самое большое количество материалов по катастрофе за неполный день на своем сайте опубликовало сетевое издание Zakon.kz, которое в погоне за количеством просмотров применило традиционную тактику игры с заголовками. «Что известно о доме, в который врезался упавший самолет», — под интригующей формулировкой не оказалось никаких (!) подробностей о строении, кроме уже известных к середине дня. Их автор заметки решил резюмировать в четырёх словах: «Там никого не было». Ещё один «эксклюзив» редакция посвятила погибшему «сотруднику организации, подведомственной акимату Алматинской области». В сопровождающем тексте авторы не сообщили ни единой подробности о погибшем или о самой организации.
«Жертвами» казахстанских журналистов сегодня стали и дети, оказавшиеся среди пассажиров потерпевшего крушение самолёта. Не секрет, что любое их упоминание в контексте ужасающих инцидентов гарантирует повышенный интерес к материалу. Так, тот же Zakon.kz выпустил отдельный материал про то, «какие травмы получили дети в авиакатастрофе в Алматы».
Информационное агентство NewTimes.kz о публикации Министерством индустрии полного списка 93 пассажиров рейса № Z2100 рассказало своим читателям в тексте под заголовком «На борту рухнувшего самолета Bek Air было три младенца», а спустя три часа предложило им оценить «трогательное» видео спасения одного из них.
Списки пострадавших в результате происшествия публиковал и алматинский акимат, однако не многие СМИ решили воспользоваться предоставленными данными. Вероятной причиной могло стать то, что таблица была далеко не полной, а также содержала домашние адреса некоторых пассажиров. Впрочем, редакцию Inbusiness.kz, например, это ничуть не смутило, и информация появилась в «хронике событий». К слову, интернет-портал поменял свои цвета на чёрный и белый ещё до официального объявления траура. Так же сделали МИА «Казинформ» и ИА BaigeNews.kz; в других медиа обесцветили логотипы или верхнюю панель сайта.
Под знаком авиакатастрофы прошёл эфирный день телеканала «Хабар 24», чьи зрители получили возможность узнать о случившемся уже в 9:30, когда ещё не все онлайн-порталы начали свои live-трансляции. На протяжении целого дня студийные дикторы связывались сначала по телефону, а потом и в рамках прямого эфира с корреспондентами канала, находившимися во всех возможных локациях: в аэропорту, на месте происшествия, больницах и так далее.
Ведущий новостей Иван Тулинов в явно стрессовой ситуации чётко и внятно формулировал грамотные и более чем оправданные вопросы: например, увидев, что полицейские оттесняют журналистов подальше от места происшествия, справедливо поинтересовался у корреспондента, почему. И хоть команде канала не всегда удавалось быть первыми в сообщении тех или иных подробностей, профессионально созданный ею эффект присутствия однозначно достоин похвалы.
Другие отечественные каналы в это время готовили собственные спецвыпуски, самостоятельно определяя их количество и частоту выхода. «31 канал» к примеру, показал зрителям два двуязычных спецвыпуска, каждый продолжительностью до 25 минут. В первом из них в 12 часов канал озвучил предварительную версию трагедии: якобы пилоты решились на аварийную посадку из-за полной остановки двигателей или пожара на борту. Во втором спецвыпуске — спустя три часа — возможные причины катастрофы прозвучали уже из уст заместителя премьер-министра Романа Скляра. Кроме этого, канал нашёл видео 2016 года, когда самолёт авиакомпании вынужден был садиться в аварийных условиях без шасси. Архивный синхрон руководителя компании стал истинной «вишенкой» выпуска: «Обязательно может произойти какое-то событие, но для этого и находится экипаж. С их участием этот самолёт будет восстановлен и дальше будет продолжать летать», — чуть растерянно произнёс мужчина.
Телеканал КТК со спецвыпуском вышел в эфир только в 13:00, однако прямое включение корреспондента с места происшествия не обеспечило зрителей никакими новыми подробностями. Едва ли их можно было ожидать спустя более пяти часов с момента крушения, да и качество сильно подвело: слов журналистки было почти не разобрать.
К сожалению, телеканал также допустил несколько досадных оплошностей в цифрах: то самолётов типа Fokker 100 у авиакомпании было семь, тогда как другие СМИ насчитали девять; то пассажиров в самолёте было 95, хотя в действительности на рейс были зарегистрированы 93 человека.
К середине дня свой взгляд на главное событие дня представил и «Первый канал Евразия». Спецвыпуск прервал главное реалити-шоу канала «Калаулым», выходящее в прямом эфире. Зрители снова имели возможность послушать корреспондента канала с места событий, которая старательно озвучила всю известную на тот момент информацию (с чем вполне мог справиться и диктор). Однако съёмочная группа канала, похоже, стала единственной, кому удалось поговорить в аэропорту Нур-Султана с несколькими пассажирами, ожидающими вылета самолётами Bek Air. Их красноречивые комментарии дополнили и без того «говорящий» образ отечественной авиакомпании. А чуть позже диктор коснулся и репутации другого казахстанского авиаперевозчика: компания FlyArystan с сегодняшнего дня также приостановила эксплуатацию имеющихся у неё в авиапарке Fokker 100.
В целом казахстанские онлайн-порталы и телеканалы постарались полно и всесторонне осветить подробности сегодняшней авиакатастрофы. И те, и другие использовали live-трансляции и специальные выпуски. Качество — как в отношении технической составляющей, так и в смысле контента — значительно разнилось, что (как ни парадоксально) делало общую картинку живой и насыщенной. Именно такой, чтобы аудитория успела не только заучить характеристики самолетов типа Fokker 100 и запечатлеть губительную траекторию полета борта Bek Air, но и проявить эмпатию к людям вокруг — тем, кто в этот день спасался сам, спасал других или очень хотел это сделать, отстаивая многочасовые очереди с такими же донорами.
Группа мониторинга «Нового репортёра» позволила себе дополнить текст ещё несколькими фактами.
Большинство телеканалов показало неспособность экстренно менять сетку вещания. Оперативно на происшествие отреагировал только «Хабар 24» — потому что он и заточен под новости. А, к примеру, городской Almaty TV почти до 11.30 показывал развлекательные передачи, бегущая строка о трагедии шла на фоне программы про самые смешные интернет-ролики! И только потом вышел спецвыпуск новостей, да и то — с большими техническими неполадками.
Совершенно не оперативно отреагировали и журналисты «Первого канала Евразии», хотя у них всё утро шла развлекательная программа «Доброе утро, Казахстан» — как сообщалось, «в прямом эфире». При этом первые сообщения о трагедии появились не раньше 10.30. И вплоть до окончания шоу зрители смотрели итоги детского конкурса стихов, погоду и гороскоп (между тем, на телеканале QAZAQSTAN новость о катастрофе в утреннее шоу вошла).
Остались вопросы и к КТК, который традиционно претендует на первенство в списке каналов, делающих лучшие новости. Мало того, что первый спецвыпуск вышел спустя пять часов после трагедии. Это можно было бы понять, будь этот выпуск безупречен технически и стилистически — ведь, вроде, было время у людей подготовиться. Но… «Комментариев на месте происшествия никто не даёт», — и тут же за этими словами ведущей в эфир идёт именно что комментарий представителя акимата и именно с места происшествия. Есть вопросы и к тексту диктора, вроде «врачи с сожалением признают, что количество пациентов возрастёт». То есть могли признать и не с сожалением? Все эти погрешности можно было бы и не заметить, если бы канал сделал экстренный выпуск раньше.
Власти в целом довольно оперативно на этот раз поставляли информацию для СМИ. Первую официальную пресс-конференцию Служба центральных коммуникаций провела уже в 10.00 (её в прямом эфире транслировал «Хабар 24»), а ближе к полудню в аэропорту Алматы прошёл брифинг, на котором информацией делились медики, чеэсники, руководство аэропорта Южной столицы и представитель авиакомпании Bek Air. У них не всегда были ответы на все вопросы, но в целом картина уже к 12.00 была более-менее ясна настолько, что появились первые версии причин авиакатастрофы.
Немного странным показался и такой момент: при авиакатастрофах всегда есть потребность в своего рода «наглядном пособии»: схеме, как развивались события. Такую схему более-менее сделали оперативно только «Первый канал Евразия» и чуть позже «Азаттык».
А некоторые зарубежные СМИ неприятно удивили желанием заработать себе просмотры кликбейтом, опубликовав откровенно некорректные с точки зрения фактов заголовки. BBC опубликовало материал с заголовком «В Казахстане разбился самолёт. Из 100 пассажиров выжили 60». Позже второе предложение заменили на «Объявлен национальный траур». Но с первым заголовком материал уже начали распространять другие медиа.
Все использованные иллюстрации — скриншоты программ с официальных сайтов, сайтов телеканалов или YouTube.