Новости от авторов. Обзор информационных выпусков телеканала «Алматы»

0
172

Телеканал «Алматы» вещает из южной столицы, но так как входит во многие кабельные сети, зрителями воспринимается как канал республиканский. И в своих информационных выпусках он рассказывает не только о событиях Алматы, но и регионов. Медиакритик «Нового репортёра» Алия Нагорнюк посмотрела информационные выпуски с 11 по 15 мая.

Авторитетные эксперты. Кто это?

В чём основной недостаток материалов (не всех) — нет зерна сюжета, ударной фразы, которая выражает, собственно, новость, или она не главенствует. К примеру, в подводке: «15-й этап массовой дезинфекции в Алматы в самом разгаре. Ранее планировалось провести в городе 16 этапов, но позже их увеличили до 24». Что здесь новость? Учитывая, что каждый вечер в новостях канала рассказывают о пятом, десятом, двенадцатом дне дезинфекции, — наверное, второе. Почему же оно не первое в материале? Так, к примеру: «В Алматы проведут 24 этапа массовой дезинфекции, а не 16, как объявляли ранее. Сейчас проходит 15-й этап». В разгаре он или нет в 19.30 — тоже вопрос.

Оттого что в сюжетах нет лида, «смешались в кучу кони, люди», говоря поэтической строкой. Изъяны в структуре сюжетов очевидны. Ведущий предваряет следующий материал: «Авторитетные мнения экспертов и специалистов собрала Айдана Нураш». Такой посыл, по меньшей мере, предполагает какой-то элемент аналитики, критический взгляд на вещи, и такой подход должен быть сквозным. Но — увы… Лишь в самом начале сюжета действительно экспертное мнение — Казыбека Шайха. Когда попадается такой эксперт, который рассуждает ясно и вразумительно, тут уж нужно менять структуру сюжета. Здесь сошлось всё: огромный интерес зрителя к вопросу (продукты растут в цене), государственная важность (вопрос сельской кооперации — наиглавнейший для продовольственной безопасности), тема сюжета и, наконец, спикер. Так нет же! Прицепом пошли чиновники, а за ними дифирамбы автора. Вполне понятна проакиматовская подача материала. Рука дающего, как говорится… Но никто из чиновников не отрицает неоднозначную оценку в обществе пресловутых 42 500 тенге, организацию выдачи в особенности. До кучи, что называется, к «авторитетным мнениям экспертов и специалистов» пошли волонтёры. А это уже совсем другая тема! Ну и концовка о-о-очень патетична: «Таким образом, своевременно принятые меры жёсткого карантина и всесторонняя помощь от государства и неравнодушных людей помогают нам пройти один из самых трудных периодов в истории современного Казахстана». Так и хочется сказать: доклад закончен.

Резюмирование, тем более носящее назидательный характер, в новостях недопустимо. Разве что в устах спикеров или на худой конец в аналитических программах. Почему? Потому что самым важным качеством журналиста и непременным условием его работы является объективность. И объективность профессионального журналиста — это не просто непредвзятость, сокрытие собственной оценки, это умение отделять факты от мнений, рациональное от эмоционального, как бы нам ни хотелось чисто эмпирически подойти к сюжету. И как своей завершающей фразой автор отдалила зрителя!

Такая же концовка — в сюжете о Международном дне семьи: «Семья была и будет центром взаимодействия поколений и неделимой частью общества. Даже в условиях пандемии брачный союз можно не только сохранить, но и укрепить, если понять ценность семейной жизни — проявить заботу к родным (о родных — А. Н.) и любовь к близким. А каждый год 15 мая — это очередное напоминание того (о том — А. Н.), что семьи объединяют людей, страны и весь мир в целом». Целый назидательный экскурс! Это не наш жанр, коллега! Если очень хочется сказать именно такую банальность, то любой средненький спикер озвучит вам именно это.

А вот сюжет о вакцинации выстроен по всем законам жанра. Подводка о принятии норм закона о вакцинации ничего захватывающего не сулит. Но в завязке — человеческие истории, расклад мнений простых людей. И только потом заседание Мажилиса и мнение эксперта. Весомее, конечно, был бы синхрон, а не цитата с экрана компьютера. Но это извинительно, тем более что видеоряд разнообразен и развивает сюжет. Но есть и другие материалы.

«В период действия карантина больницы переведены на усиленный режим работы», — сообщает ведущий 14 мая. И далее следует бессобытийное повествование о том, как работает одна из больниц города. «Новость без новости» — довольно распространённое явление, которое сводит на нет саму жанровую сущность новостей.

Ошибки: тавтология и ударения

Правильно (с соблюдением правил) написанный текст, правильно стилистически выдержанный и, наконец, правильно озвученный — непременное условие успеха пишущего и говорящего профессионала. Не затрагивая коммуникативной функции речи, хочу сказать, что это и часть имиджа всего канала. Но ошибок (лексических, орфоэпических, даже орфографических) предостаточно.

«Насколько будут соблюдаться санитарные нормы, например, посадка пассажиров?» Правильно: при посадке пассажиров. (Гость в студии).

«В ходе последнего заседания госкомиссии, которая была сОздана на время действия режима ЧП…» (Мира Альжанова). Правильно: созданА.

Такая же ошибка допущена в сюжете Татьяны Ким об открытии лаборатории для военных: «…в популярной социальной сетИ» (Мира Альжанова). Правильно: сЕти, но сетЕй (во всех значениях).

От телеведущего всегда ожидаешь орфоэпической чистоты, правильного паузирования и соответствующей интонации, то есть тех навыков, которые для полевого журналиста, может быть, являются сопутствующими, но для диктора имиджевыми.

«ГлавЫ правительств также посетили пострадавшие от наводнения сёла…»
(ГлАвы, конечно).

«РОженицу на седьмом месяце беременности госпитализировали…»
(РожЕницу — правильно). Такую же ошибку допустила и автор сюжета.

«Об антикризисных мерах и дальнейшей жизни страны в условиях пандемии из столицы (нет паузы) Мира Есжанова. Если воспроизвести интонационный рисунок, то получится «из столицы мира — Есжанова».

«Пытаются ли предприниматели возместить убытки после двух (пауза) месячного простоя за счёт потребителей».

Есть и просто грамматические ошибки: «…поскольку угроза заражения коронавируса всё ещё сохраняется». Не коронавирус же заражается, а им (коронавирусом) заражаются.

«Ассортимент Ботанического сада был включён в концепцию озеленения города». Какой ассортимент может быть у Ботанического сада? Это же не магазин в сознании обывателя. Может быть, так: «Выращенные (или выведенные) сорта украсят город — они включены в концепцию озеленения Алматы».

Лексическим бессилием называю я тавтологию. «Масштабное стихийное бедствие снова обрушилось на жителей Туркестанской области. Жителей шымкентского микрорайона Елтай большая вода застала врасплох».

«Однако, по правилам, во всех клиниках должны строго соблюдать санитарные правила и нормы».

«Позже результаты дали положительный результат».

«Ведь за плечами — увесистый рюкзак весом 20 килограммов…» — лексическое перенасыщение. Достаточно сказать: «…рюкзак весом 20 килограммов».

«Давок в общественном транспорте нет». Слово «давка» не имеет формы множественного числа, это процесс.

«Согласно опроса, который провели отечественные социологи…» Предлог «согласно» требует дательного падежа — согласно опросу.

«Медсёстры занимают немаловажную роль в сфере здравоохранения». Роль нельзя занимать, её можно играть; занимать можно место.

Три раза об авторах

Анонсы в выпусках непомерно длинные и потому нефункциональны. Во-первых, подавляющее их большинство пишется на месте события, смазывая впечатление новизны, значительно уменьшая эмоциональное восприятие самого сюжета. Безусловно, такая форма анонса имеет право на существование, но нельзя же её эксплуатировать бесконечно — эмоциональная вместимость человека не беспредельна, в конце концов. Во-вторых, предновостная афиша всё-таки должна представлять содержательную часть материала, а не себя любимого — каждый анонс заканчивается представляшкой, причём интонационный акцент ВСЕГДА на собственной фамилии, и уже не так важно, О ЧЁМ расскажут в новостях, а важно, КТО это сделает. Потом перед сюжетом ведущий озвучивает автора материала, и в конце журналист называет себя, как это и принято. Нужно ли представлять себя в анонсе? И странно слышать, как люди говорят о себе в третьем лице: «В Алматы уменьшается число очагов коронавируса. С чем это связано, знает Аянрафи Нарикбаева». Тогда уж: «…знаю я, Аянрафи Нарикбаева». Или: «Айдана Нураш с подробностями». Прямо вырвали фразу из уст ведущего!

На мой взгляд, редакторы и журналисты не совсем понимают само назначение анонсов — коротко, ёмко и информативно представить новость, не героя, не себя, не часть повествования, а само ядро главной мысли. Вопрос в том, что в значительной части сюжетов её нет вовсе, есть перечисление равнозначных по подаче событий или процессов, иногда с большой натяжкой связанных одной темой. Как же тогда вычленить главное?

А вот, к примеру, анонс, который сам по себе содержит несколько составляющих. «Плюсы карантина. Как ограничительные меры помогают парам укрепить отношения и задуматься о семейных ценностях? О времяпрепровождении мам, пап и детей в условиях пандемии в Международный день семьи расскажет Мира Альжанова».

Предлагаю выбрать:

В чём плюсы карантина для семьи? Психологи (не журналисты) расскажут.

Как укрепить отношения в семье в условиях пандемии. Комментарии специалистов.

Сегодня Международный день семьи. Ячейка общества в условиях карантина.

Последнее предпочтительно, конечно. Оно хотя бы содержит информационный повод. Есть плюс в подаче информации. На фоне «роста бытового насилия», о котором трубят СМИ, такой подход сделает рейтинги.

Ещё пример: «Сегодня аким города Бахытжан Сагинтаев посетил производственные предприятия в индустриальной зоне Алматы. Какие заводы проверил глава мегаполиса и насколько они готовы к работе, выяснял Денис Земцов». Надо решить все-таки: посетил или проверил. Правда, при первом употреблении должность нужно конкретизировать (аким Алматы), если уж канал имеет республиканское кабельное вещание.

Телекомпании «Алматы» перевалило за 20. Десять из них новостная служба развивается как республиканская. Вернее, пытается развиваться. Корпункт в Нур-Султане и партнёры на местах не решают этой задачи. Всё-таки для успеха странового информационного вещания необходима своя собственная оперативная корреспондентская сеть и соответствующие технические мощности. А пока и по масштабу, и по подаче, а главное — в восприятии зрителей это новости региональные. Такая двойственность, на мой взгляд, и определяет их специфику «сидения на двух стульях». Тем не менее, мне думается, новости — это единственная программа на «Алматы», которая может конкурировать с информационными программами общенациональных каналов. То ли республиканское ТВ обмельчало, то ли регионы, варясь в собственном соку, сотворили ноу-хау, ещё предстоит разобраться.

В этом отношении алматинский канал стоит особняком. Во-первых, самый большой мегаполис куёт лучшие кадры; во-вторых, Алматы даёт рейтинги любому каналу, и не только потому что он самый крупный по численности, но и потому, что это самый «смотрящий» регион. Иной раз, работая над статьёй, хочешь сказать доброе слово о коллегах, а не можешь — нет повода. Здесь же есть над чем работать и потенциал очевиден.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь