Смартфон, ноутбук, планшет — сегодня это не просто гаджеты. Это орган восприятия, коммуникации, наше продолжение. Это самая поразительная перемена, которая происходит в нашем обществе, — говорит Антон Уткин, режиссёр и сторителлер, автор первого в России интерактивного сериала «Всё сложно».
«Мы заводим отношения, ссоримся, миримся с помощью гаджетов. Девайс — контейнер для эмоций». Антон рассказывает о продюсировании и драматургии цифровых нарративных проектов.
Как же достучаться до людей, которые уткнулись в смартфон?
Один из ответов — интерактив. Почему?
Интерактив объединяет эмпатию и агентность — состояние, которое возникает, когда вы, например, играете в какую-то игру. Интерактивность — попытка переключать слушателя, зрителя, слушателя между эмпатией, сопереживанием, возможностью пережить эмоции и агентностью — даём человеку возможность выдохнуть, предпринять какое-то действие.
Это — современный способ говорить с аудиторией.
Как сегодня выглядит интерактивная среда?
- Кино/сериалы
- Игры
- VR
- Иммерсивный театр
Интерактивный сторителлинг — элемент возвращения сопереживания, возможность вступить в диалог с автором. Интерактивное кино — наверное, самая интересная среда — возникло недавно. В качестве примера — «Всё сложно», просветительский проект портала «Такие дела» и кинокомпании Lateral Summer о жизни девушки с ВИЧ.
https://newreporter.org/2015/05/05/interaktivnye-filmy-kak-format-effektivnoj-socialnoj-reklamy/
Сегодня формат развивается. Главный признак, говорит Антон, — ветвящийся сюжет, где есть остановки, на которых вы должны сделать выбор. Зритель несёт ответственность за судьбу героя.
Сторителлинг — это эволюционный механизм адаптации, для наших первобытных предков истории были важны для выживания, через них передавался опыт. Герой выжил, герой принёс в племя историю.
Сегодня наш мозг принимает решения также на основе каких-то историй — видим человека, рассказываем что-то для себя про него, решаем — как к нему относиться. И здесь включаются зеркальные нейроны, способность сопереживать.
Как придумать интерактивную историю?
Существует очень важная вещь, которую надо учитывать. Наш мозг «заточен» на создание историй. Особенно в минуты пауз. «Втыкания». Именно в паузе мозг начинает активно о чём-то думать. Когда мы гуляем, смотрим в одну точку и так далее. Вот в это время мозг работает над историями, которые происходят вокруг.
Музу не надо звать специально. Как правило, если постоянно фокусироваться на задаче, ответ не приходит. Работает примерно такая схема:
— Для создания хорошей истории важно время. Чтобы пожить. Почувствовать. Лучше способов пока нет, — говорит Антон.
Каждый из нас — сторителлер. Если история не приходит, то, возможно, причина — что-то из этого списка:
Если вас интересует тема создания интерактивных проектов, вы можете найти книгу Антона Уткина и Натальи Покровской «Белое зеркало».
Больше материалов по теме:
https://newreporter.org/2017/07/11/zhurnalistika-i-virtualnaya-realnost-podskazki-ssylki-sovety/123-93/
https://newreporter.org/2015/04/21/immersivnaya-zhurnalistika-zhurnalistika-s-effektom-prisutstviya/
Мастер-класс Антона Уткина — часть инновационной лаборатории «СТОРИКРАФТ 2020 — Создаём. Играем. Вовлекаем». Региональная инновационная лаборатория проводится в рамках проекта «Усиление устойчивости к радикализации и дезинформации в Центральной Азии», финансируемого Европейским Союзом и реализуемого Internews.