С 9 августа внимание региональных СМИ так или иначе обращено на Беларусь. Охватившие страну после президентских выборов протесты не утихают по сей день. Ситуация для Казахстана, Узбекистана и Таджикистана — очень непривычная. Тем интереснее наблюдать, как её освещают страновые медиа: предпочитают игнорировать или безопасно ссылаются на белорусские источники; строят догадки вокруг противоборствующих сил и тех, кто за ними стоит, или проводят неочевидные параллели с происходящим внутри Центральной Азии.
Мозаика новостей
Первым заметным испытанием для региональных редакций стала необходимость сообщить своей аудитории о победе на выборах неизменного с 1994 года главы государства. Самое крупное русскоязычное СМИ в Узбекистане «Газета.uz» решило не мудрить и прямо заявило, что «Александр Лукашенко победил на выборах президента Беларуси». Столь незатейливая формулировка некоторым интернет-пользователям не понравилась, и они обвинили издание в маргинальности.
Казахстанские СМИ в большинстве своём проявили осторожность. Кто-то ограничился тем, что «озвучены предварительные итоги выборов в Беларуси», другие упомянули имя политика, оставив необходимое пространство для домыслов: «В Беларуси ЦИК официально объявила Лукашенко победителем на выборах». Недвусмысленно из популярных интернет-СМИ высказался только Zakon.kz: «Лукашенко побеждает на выборах президента».
Следом ещё одна традиционная часть поствыборной повестки — поздравления от глав центральноазиатских государств. «Газета.uz» проинформировала о том, что президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев поздравил Лукашенко с «уверенной победой». МИА «Казинформ» уведомило, что президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев считает итоги выборов доказательством «народной поддержки» курса Лукашенко. В независимых казахстанских медиа формулировка из поздравительной телеграммы не осталась незамеченной.
Русская версия государственного информагентства Таджикистана «Ховар» 10 августа сообщила о том, что «Основатель мира и национального единства — Лидер нации, президент Республики Таджикистан уважаемый Эмомали Рахмон провёл телефонный разговор с президентом Республики Беларусь уважаемым Александром Лукашенко» и поздравил с победой на выборах. Это была практически единственная новость о ситуации в Беларуси, которую государственное медиа посчитало достойной публикации на тот момент.
Протестную активность «Ховар» не освещало. Это, однако, не помешало таджикскому информагентству рассказать о том, что оппозиционный кандидат Светлана Тихановская покинула Беларусь и находится в Литве. Чуть позже в ленте появилась информация о том, что Тихановская призвала прекратить протесты (никакого пояснения на этот счёт журналисты вновь не дали). Спустя неделю «Ховар» передало новость о полной боевой готовности на западной границе Беларуси.
«Казинформ» сработал в духе своих таджикских коллег, через три дня после выборов отрапортовав: «Координаторов массовых беспорядков задержали в Минске». Кроме этого, редакция решила сообщить казахстанцам ещё и о том, как МВД Беларуси прокомментировало награждение своих сотрудников за безупречную службу. Дословно процитировав сообщение белорусских правоохранителей, «Казинформ» не стал пояснять, зачем в принципе понадобились какие-то комментарии, и почему «Telegram-каналы и интернет-сайты попытались придать негативный окрас информации о награждении».
Несмотря на подобные перекосы, у жителей Узбекистана, Таджикистана и Казахстана всё же оставалась возможность узнавать о происходящем в Беларуси от местных медиа. Таджикистанские интернет-порталы использовали в качестве источников материалы из зарубежных СМИ. Медиагруппа «Азия-Плюс», например, передавала информационные сообщения о выборах и протестах в Беларуси со ссылками на БЕЛТА, РИА Новости или «Медузу». Правда, в детали митингов журналисты издания не вдавались — изредка сообщали ключевые новости.
Узбекистанская «Газета.uz» также освещала белорусские митинги и протесты. Издание старалось не упускать из виду деталей: так, например, в случае с обращением Тихановской её цитата была приведена дословно, что выгодно подчеркнуло контекст, в котором публиковался репортаж. Нейтральный тон в своих публикациях о событиях в Беларуси старался выдерживать популярный узбекоязычный ресурс «Kun.uz». Новости о митингах здесь были более персонифицированными — журналисты, пересказывая белорусские источники, делали акцент на словах и действиях Александра Лукашенко.
Казахстанский Tengrinews.kz тоже с удовольствием забавлял аудиторию одиозными высказываниями якобы избранного белорусского президента: и про «овец», которыми управляют из-за границы; и про «спасибо ОМОНовцам». Основными источниками выступают всё те же БЕЛТА, РИА Новости, Sputnik Беларусь, TUT.BY, Nexta. Интернет-журнал Vласть, освещая протестную активность белорусов, ссылается также на Еврорадио и Радио Свобода. Издание в своём Telegram-канале в режиме реального времени по сей день дублирует посты белорусских каналов о наиболее масштабных протестных акциях.
Узор аналитики
На фоне относительно многочисленных информационных сообщений несколько теряются редкие попытки региональных медиа проанализировать ситуацию в Беларуси своими силами. К примеру, в СМИ Таджикистана собственных материалов на животрепещущую тему почти не было. И это несмотря на явный интерес аудитории, ведь сразу после того, как в Беларуси начались акции протестов, в таджикском сегменте Facebook между пользователями завязались жаркие споры. Часть комментаторов защищала Александра Лукашенко, другая поддерживала протестующих. Споры велись круглые сутки, и за белорусами стали следить даже местные блогеры.
Попытку удовлетворить интерес граждан, как это ни удивительно, предпринял «Ховар», на чьей таджикской версии 20 августа появился расширенный материал про события в Беларуси со ссылкой на исполнительный орган власти Согдийской области. В начале материала авторы — профессор Сирожиддин Эмомали и доцент Файзализода Шодмон Абдувахид — заявили, что цель их статьи заключается в том, чтобы разумно взглянуть на события в Беларуси и извлечь из них уроки.
Учёные со знанием дела сообщили, что против миллионов сторонников Лукашенко борются тысячные силы протестующих, которыми управляет Запад. После этого авторы вспомнили о том, как оппозиционные силы в Таджикистане (признанные экстремистами и террористами) якобы радовались тому, что республика тяжело переживает пандемию COVID-19; как напрасно прочили гибель государству. Теперь эти же силы, по словам аналитиков, с удовольствием наблюдают за событиями в Беларуси, пытаясь представить их повторение в Таджикистане.
Однако же «самым важным и основополагающим фактором, который предотвращает повторение событий Беларуси, Украины, Кыргызстана и Грузии в нашей стране, является национальное единство, единство народа вокруг признанного лидера и необычайное доверие народа к Эмомали Рахмону», убеждены авторы текста.
Эта позиция, надо сказать, не сильно отличается от мнения случайных душанбинских прохожих, которым журналисты из «Настоящего времени» задали вопрос: «Могут ли белорусские протесты повториться в Таджикистане?» Двое из трёх респондентов ответили отрицательно, заявив, что белорусов дурачат, а согражданам для спокойствия хватает «кусочка лепёшки и водички». И лишь один из опрошенных напомнил, что действующая власть всё-таки должна считаться со своим народом.
Параллели между ситуациями в Беларуси и местным контекстом пытались проводить и узбекистанские СМИ. Издание Hook.report опубликовало материал об автократии в Узбекистане, аккуратно сравнив методы руководства Мирзиёева с аналогичным инструментарием Лукашенко на выборах. Ещё одно сравнение интернет-пользователи углядели в тексте Тимура Исмаилова о том, что митинги в Узбекистане регулируются советскими законами. К слову, автор на протяжении долгого времени разбирается с тем, как провести в республике митинг. К началу протестов в Беларуси Исмаилов как раз получил очередной ответ от МВД, что и стало поводом для материала на Hook.report. Особо наблюдательные комментаторы поспешили обвинить независимых журналистов в проплаченности.
«Аналитическими» материалами за время протестов в Беларуси отметился и Sputnik Узбекистан. Интернет-портал предпринимал многочисленные попытки разобраться с тем, кому же выгодны белорусские митинги и протесты. В ходе одной из таких попыток автор сравнил ситуацию в Минске с киевским майданом. Проведя якобы научную экспертизу, он описал некие приёмы революций, сослался на Ильфа и Петрова и заверил в итоге, что всех хотят обмануть с помощью «нафталинных технологий».
В целом все материалы сайта о Беларуси носят исключительно пророссийский характер, обвиняют митингующих в продажности и воспроизводят распространённый нарратив о том, что протест срежиссирован Америкой и Европой. Любопытно, что в отличие от прошлых лет некоторые материалы Sputnik Узбекистан с мнениями «экспертов» в этот раз не набрали и 1000 просмотров.
Не менее интересно, что Podrobno.uz — второй ресурс в Узбекистане, довольно часто публикующий материалы с пророссийской позиции — не выпустил практически ничего по теме белорусских митингов и выборов. С точки зрения оценки событий издание ограничилось обзором. Единственное, что в нём намекает на мнение автора, — кикер, который завершается цитатой: «…что создаёт почву для начала переговоров между противоборствующими сторонами. Вместе с тем, из-за отсутствия явного лидера протестующих данный вопрос остаётся пока труднореализуемым».
Казахстанские интернет-медиа постарались предложить аудитории самые разные форматы оценок происходящего в Беларуси: вот творческий предприниматель раскладывает по полочкам особенности белорусской политической ситуации; вот новое независимое просветительское медиа рассказывает, как женщины стали лицом оппозиции; вот историк во внушительном лонгриде рассуждает о том, кто будет проводить в Беларуси «болезненные реформы» — Россия или Запад; а вот сами белорусы комментируют казахстанскому журналисту события у себя на родине.
В СМИ по ситуации в Беларуси высказывались самые разные эксперты: от прогосударственных политологов до преследуемых независимых журналистов. Многие из них усматривают связь с тем, что происходит в современном Казахстане, и отмечают неотвратимость развития похожего (по смыслу) сценария: политические системы, которые «коррумпированы, нарушают права человека, относятся к народу как к объекту государственной заботы, контроля и давления соответственно, рано или поздно должны уйти на свалку истории». Особенно невыгодно на фоне белорусских протестов выглядели тихие и незаметные выборы в сенат, а также суд над гражданской активисткой Асиёй Тулесовой — оба события освещались только независимыми медиа.
Подробные разговоры об «уроках» белорусских выборов для Казахстана велись и в онлайн-эфирах. TALAP.Talks, например, собрал на своей площадке почти десяток спикеров, на протяжении двух часов рассуждавших о судьбах двух народов. «Хедлайнером» беседы стал бывший посол республики в Беларуси Ермухамет Ертысбаев, который призывал к крамольным в условиях Казахстана вещам: «Мы должны кардинально поменять видение и понять, что сменяемость власти — это нормально». Интересно, что собственные эфиры со спикерами из Беларуси провели и такие фактчекинговые проекты, как FactCheck.kz и .три. точки.
В целом можно с облегчением констатировать: аудитория Таджикистана, Узбекистана и Казахстана — несмотря на практически полное молчание государственных медиа по поводу ситуации в Беларуси — не осталась в информационном вакууме. Независимые СМИ (кто-то явно, другие чуть более завуалированно; своими словами и через ссылки на другие источники) отчаянно пытались донести до читателей простые истины о важности честных выборов, свободы собраний и самовыражения. Особенно важными тексты о смелости белорусов, противостоящих морально устаревшей модели политического управления, представляются в свете грядущих в Казахстане и Таджикистане выборов.