В Казахстане собирают урожай, а на севере страны в это время массово гибнет птица: из России пришёл птичий грипп. Это главные темы недели.
Одни каналы сделали сбор урожая темой позитивной, другие говорили и о проблемах тоже.
За эти семь дней итоговые программы очень порадовали разнообразием эксклюзивных материалов. Так, «Большие новости» попробовали выяснить, не сбили ли три года назад под Алматы самолёт санавиации с нашего же полигона; «Аналитика» собрала истории детей и подростков, которые смолоду научились зарабатывать хорошие деньги; «7 кун» на примере приготовления пирога рассуждала, как нам накормить всю страну, а Apta исследовала, что любят пить миллениалы и зумеры.
«Большие новости», КТК
Начинается программа с материала о проблемах казахстанских фермеров: из-за коронавируса подорожало зерно — значит, скоро подорожает и хлеб; производителей молочки «давят» новые правила маркировки. В сюжете корреспондент вспомнила все обещания чиновников сдерживать рост цен на продукты — ни одно такое обещание выполнено не было. Вот и опять. Опять цены на товары растут, а почему — непонятно. На этот вопрос пытаются ответить экономисты, но и они в основном предлагают смириться. Также мы узнаём, что картошка в этом году в Казахстане не уродилась.
Расследование «Больших новостей»: почему три года назад под Алматы упал самолёт санавиации Ан-28? Возможно, его сбили с земли? Сюжет классический из серии «официальная версия vs версия специалиста-баллистика», комментарии взяли у всех сторон и историю тоже обрисовали всесторонне. При этом авторы выводят в титрах и имя баллистика, и фамилию, и место работы, но почему-то блюрят его голову, хотя снимали его вообще с затылка. Ну просто интересно с точки зрения зрителя: зачем?
Блок о COVID-19 начался с обычной недельной статистики (в Казахстане в «лидеры» по заболевшим вырвалась ВКО) и продолжился сюжетом про вакцинацию. Материал дал ответы на интересные вопросы: почему прививка от пневмококка не спасёт от ковидной пневмонии, надо или не надо прививаться от гриппа, и, наконец, почему прививки от гриппа пока не стоит ставить тем, кто переболел коронавирусом. Материал полный и информационно насыщенный, комментарии есть от всех, в том числе от противников любой вакцинации.
«7 кун», «Хабар»
Программа «7 кун» на этой неделе началась с вопроса «где государствам на фоне экономического кризиса взять деньги?». Ведущий Александр Трухачёв тут же сам на него отвечает: «Новых денег взять негде, нужно научиться пользоваться деньгами старыми, вывести их из тени, направить в реальный сектор, покончить с коррупцией». Это стало основной идеей выпуска, обёрткой, в которую поместили информационные поводы недели.
Первые несколько видеофрагментов — о работе первого президента Казахстана (учитывая постоянство такой вёрстки, видимо, это уже формат «7 кун»): сначала в качестве руководителя Совета безопасности, где Назарбаев призвал быть готовыми к худшим последствиям пандемии и дал поручения правительству, потом в качестве Елбасы на встречах с председателем Нацбанка и руководителем антикоррупционной службы.
Вместе с журналистами программы мы перемещаемся в Актау, но не отходим от главного героя — Елбасы, который поручил развивать на Каспии туризм. Кстати, Актау — не единственный город на море в Казахстане, как говорит в стендапе журналист, есть ещё Форт Шевченко. В материале подробно рассказывают, сколько денег будет направлено на развитие туризма в Актау и Туркестане. В сюжете очень красивые видео с дрона, которые пришлось повторять несколько раз, чтобы поместить весь закадровый текст. Нет ни одного комментария местного жителя.
Деньги в тени и в коррупции — отмечают авторы программы и рассказывают о громких коррупционных делах и изменениях в подходах к борьбе с коррупцией. В материале использованы комментарии общественной активистки Зауреш Батталовой, которую редко увидишь на государственных каналах. В тексте много штампов: «бич общества», «профилактика — это основа», «жизнь не показалась сказкой».
Материал об объединении государственных фондов «Казагро» и «Байтерек» начинается и заканчивается эффектным стендапом на кухне. Корреспондент объясняет, как выстраивается бизнес по производству пирогов, добавляя и убирая со стола ингредиенты, подчёркивая, что поддержка нужна всем составляющим цепочки производства. А в конце выражает надежду, что испечённым пирогом можно будет накормить всю страну. В материале показаны и представители компаний, которые, возможно, объединят, и эксперты, которые высказывают свои мнения.
В следующем материале «7 кун» обещала рассказать о том, как выполняются государственные аграрные программы в Кызылординской области, но на самом деле зритель увидел интервью с заместителем акима и ярмарку сельхозпроизводителей региона в Нур-Султане. В материале несколько раз говорили о диверсификации, но не объяснили, почему риса нужно выращивать меньше, без этого бэкграунда материал непонятен.
На 46 минуте в программе появились действующий президент Казахстана и его рабочие встречи.
В программу также вошли материал о пострадавших из-за финансовой пирамиды «Гарант-24» и — через «мостик» в словах ведущего — о том, что если бы коррупционеры обратились к трудам аль-Фараби и осмыслили их, то, наверное, не было бы статистики, за которую приходится стыдиться всей стране. После этого оптимистичного предположения перешли к сюжету о 1150-летии мыслителя.
Завершился выпуск материалом ко Дню матери, который инициировал Елбасы.
«Аналитика», «Первый канал Евразия»
«Всё не то и всё не так, когда твоя курица больна», — так задорно, креативно и даже игриво начали авторы программы анонс сюжета про вспышку птичьего гриппа в Северо-Казахстанской области. Птица в регионе гибла минимум две недели, прежде чем государство как-то на это отреагировало. Сюжет хороший, полный, особенно запомнился повар, который рекомендовал сначала яйца вымачивать в растворе соды и соли, потом воды и мыла, а потом ополаскивать и готовить. Зачем — непонятно, если главная опасность яйца от заражённой птицы всё равно внутри. Впрочем, про это другие специалисты в материале сказали: яйца надо хорошо проваривать или прожаривать с двух сторон.
Далее — про главную заразу года, коронавирус, рассказали коротко и оптимистично: всё меньше казахстанцев болеет, будет ли вторая волна — неизвестно, зависит от нас с вами.
Сюжет про движение «Караванинг» — объединение людей, которые предпочитают отдыхать в фургонах, «домах на колёсах». Тема свежая, интересная, особенно в условиях закрытых границ. Сюжет тоже хорош: много деталей (например: в самом большом в Казахстане «доме на колёсах» есть даже баня!), информационно насыщенный и динамичный стендап, красивая картинка.
Сюжет про казахстанскую пшеницу заявлен как «у нас не хуже, чем у них». Смотрим. Урожайность в этом году по прогнозам — чуть более 11 центнеров с гектара, это 18 миллионов тонн — такие данные приводит корреспондент в стендапе, а буквально в следующем абзаце без объявления войны говорится о прогнозе в чуть более 12 центнеров с гектара. Цифры, как говорится, «не бьются», но, что гораздо важнее, зритель не понимает: такой урожай — это хорошо? Много или мало? С чем сравнить? С нашим прошлым годом хотя бы? С самым голодным? Самым урожайным? Не сравнили, непонятно. Чуть позже в синхроне звучит цифра: в Канаде урожайность — 40-50 центнеров с гектара. «Но и наши зёрна могут давать до 50», — говорит спикер из Минсельхоза. А не дают. Почему? «Вопрос в агротехнологиях», — туманно поясняют нам. Не затронули авторы сюжета и такие важные вопросы, как подорожание в этом году зерна, а значит, и хлеба.
Семь минут программа «Аналитика» посвятила международному обзору гонки вооружений на планете, начав с «тут давеча президент США Дональд Трамп, выступая на предвыборном митинге…».
Семь 20-летних казахстанцев в своём возрасте уже накопили пенсионный «порог достаточности» — 1 720 000 тенге. Истории молодых людей и детей, которые хорошо зарабатывают смолоду, собраны в следующем сюжете. Начали с детей-блогеров, которые своим успехом обязаны по большей части родителям; продолжили подростком из Экибастуза, который в 13 лет выучился на мастера маникюра, чтобы помочь больному братишке, а теперь регулярно занимается благотворительностью; шымкентский подросток пишет потрясающие картины, чтобы заработать себе на операцию; девушка из Усть-Каменогорска в 17 лет стала востребованным фитнес-тренером. И так далее. От некоторых историй слёзы наворачиваются на глаза, и 10 минут материала пролетают незаметно.
Авторская рубрика Олега Журкевича «Не до шуток» на этот раз была посвящена закону, который в теории должен запретить отечественным артистам петь под фонограмму и материться на сцене. Но на самом деле нет, закон не особо запрещает. Получилось с юмором и задорно.
Apta, QAZAQSTAN
Apta началась со сюжета о птичьем гриппе в СКО. После долгий подводки с длинными предложениями показали сюжет с ужасающими кадрами. Получился живой материал с реальными историями. Однако корреспонденты не взяли комментарии у владельцев крупных птицефабрик, где, по слухам, умирают тысячи птиц.
Затем ведущая Жайна Сламбек озвучила общую статистику по коронавирусной пандемии. Говорили о дезинформации, привели в пример историю Куата Хамита, который в своём Instagram призывал атаковать дезинфекторов. Отдельного материала на эту тему авторы программы делать не стали.
Далее — позитивный сюжет про развитие туризма на Каспии и участии Нурсултана Назарбаева в открытии крупного отеля. Красивая картинка.
Nike и Adidas откроют обувные фабрики в Узбекистане. Эта новость стала поводом для сюжета на тему «Кто «центр» Центральной Азии?» Авторы материала сравнивают лёгкую промышленность Казахстана и Узбекистана и рассказывают о том, почему в этой сфере наша республика отстаёт.
Ровно год назад в Алматинской области на станции Шамалган поезд врезался в автобус, выехавший на рельсы на запрещающий сигнал светофора. Что изменилось за это время? Ответ на вопрос ищут авторы следующего материала. Они попытались объять сразу все аспекты проблемы, но в конечном итоге возникло ощущение, что нить повествования они потеряли. Сначала показали построенный в Шамалгане мост, потом перешли на места, где мостов по-прежнему нет, потом опять вернулись к мосту шамалганскому, рассказали о том, что там не работает лифт, пожилым людям трудно, опять стали искать ответ на вопрос «кто отвечает за безопасность на железнодорожных переездах?». Видео прошлогодней аварии появляется, но в конце сюжета. В общем, информации много, а структура провисает.
Миллениалы и зумеры не любят крепкий алкоголь, но любят энергетики. В следующем сюжете искали ответы на вопрос — что и сколько пьют в Казахстане, говорили про зависимость и про то, как лечат от алкоголизма.
Спортивным тренерам тоже нужны привилегии — наравне с педагогами. Материал о проблеме массового спорта в Казахстане.
Третье воскресенье сентября — День матери в Казахстане. На эту тему сделали заключительный сюжет программы. Его героями стали члены семьи, глава которой — человек с инвалидностью, прикованный к коляске, а жена о нём заботится, как раньше заботилась о нём его мать. Мы нисколько не умаляем заслуги героини этого материала, но. Если честно, выбор героев для сюжета про День матери кажется довольно странным. День же матери, тогда почему сделали материал про то, как женщина заботится о муже? Логичнее было бы сделать сюжет о том, как женщина заботится о детях — в том числе и с инвалидностью. Или даже так: хотя бы в День матери можно было сделать материал о том, как заботятся О ЖЕНЩИНЕ, а не наоборот?
Мониторинг итоговых ТВ-программ казахстанских телеканалов проводится «Новым репортёром» на постоянной основе еженедельно и публикуется по понедельникам.