В Узбекистане в Гражданский кодекс предполагается внести статью, направленную на защиту прав граждан на изображение. «Новый репортёр» с помощью медиаюриста из Узбекистана Карима Бахриева разбирался в том, как это может сказаться на работе медиа страны.
Что случилось?
В обновлённом Гражданском кодексе Узбекистана может появиться статья «Защита права на изображение гражданина», согласно которой для съёмки и использования изображения гражданина (фотографии, а также видеозаписи или произведения изобразительного искусства, на которых он изображён) требуется согласие этого гражданина, а если гражданин является несовершеннолетним или недееспособным, — согласие его законных представителей, а в случае его смерти — согласие его детей, пережившего мужа (жены) или родителей.
Это будет реально работать?
Это общее правило, которое действует во многих странах мира. Однако понятно, что из общего правила должны быть сделаны исключения для профессиональной деятельности СМИ и журналистов, чья работа непосредственно и постоянно связана с использованием чьих-то изображений. Получать согласие у каждого, кто попадает в кадр фотографа или оператора редакции СМИ, невозможно.
Можно ли будет кого-нибудь снимать и использовать фото/видео без разрешения?
Согласие не требуется в трёх случаях:
• если изображение используется в государственных или общественных интересах — например, для борьбы с правонарушителями или, наоборот, для распространения общественно значимой информации можно использовать фото государственных и общественных деятелей;
• если фотографии сделаны во время массовых мероприятий (концерты, праздничные гуляния и др.) и в общественных местах (объекты общественного питания, торговли и обслуживания, учебные заведения, зоопарки, парки, улицы и другие общественные места);
• если фото гражданина размещается для защиты его прав, он сам позирует или размещает своё фото.
Какое наказание ждёт тех, кто всё же использует фото/видео?
Гражданин, изображение которого использовано без его согласия, будет вправе потребовать от другой стороны: удалить фото/видео, уничтожить, изъять их из оборота. Если требования не будут выполнены, он может обратиться в суд с заявлением о принудительном исполнении требований и взыскании материального ущерба и морального вреда. При этом заявителю придётся доказать, что ущерб и вред ему действительно были нанесены.
Почему поправки вызвали тревогу медиаюристов?
Медиаюристы и правозащитники опасаются, что статья будет использоваться как ограничительная мера для публикации журналистских расследований. Например, материалы о незаконной вырубке деревьев или сносе домов, которые сейчас регулярно публикуют медиа, без изображения нарушений будут бездоказательны, а право на изображения, конечно, получить будет невозможно. И хотя уголовная или административная ответственности не предусмотрены, медиа, опасаясь судебных процессов и требований компенсаций, будут действовать осторожнее.
А как в других странах?
Опыт Казахстана показывает, что законодательное закрепление исключений для СМИ из общего правила по праву на изображение крайне необходимо. В Казахстане общее правило получать согласие закреплено в Гражданском кодексе (статья 145), а исключения для СМИ — в специальной статье закона РК «О средствах массовой информации» (статья 14). Редакциям СМИ и журналистам не нужно получать согласие лиц, которые попадают в кадр во время фото- и видеосъёмки, если:
1) данное лицо присутствует или участвует в зрелищных культурно-массовых, социально значимых в области культуры, спортивно-массовых мероприятиях, на мирных собраниях и иных публичных мероприятиях;
2) если распространяемая информация содержит изображение лица и сведения, связанные со служебной и (или) публичной деятельностью данного лица, а также опубликована самим лицом, его законным представителем или уполномоченным лицом в источниках, доступ к которым не ограничен;
3) если использование изображаемого лица осуществляется в целях защиты конституционного строя, охраны общественного порядка, прав и свобод человека, здоровья и нравственности населения.
После принятия этих поправок, конечно, возросло количество претензий и исков в суды к редакциям СМИ, однако судебная практика показывает, что в основном суды разрешают эти дела в пользу СМИ. Тем не менее, медиаНПО считают, что нужно уточнять, что понимается под публичными мероприятиями — открытые заседания госорганов? Открытые судебные процессы? Сделать это необходимо, так как часто истцами выступают госслужащие и участники открытых судебных процессов после публикации в СМИ фотографий и видео.
В Российской Федерации аналогичный опыт, однако есть важное дополнение к статье 152.1 Гражданского кодекса РФ. Согласие изображаемых лиц не требуется, если использование изображения осуществляется в государственных, общественных или иных публичных интересах.