Мы можем констатировать: рабочий класс почти полностью исчез из информационного поля страны. Строителей, механизаторов, слесарей, каменщиков, сантехников, токарей, сварщиков, электромонтёров поглотило болото казахстанской мечты об изъятии «излишков» потоков государственной благодати. И вот, совершенно неожиданно, на телеканале Astana TV появляется программа «Профессионал» — конкурс среди лучших представителей рабочих профессий из разных уголков Казахстана. Первый сезон шоу завершился около недели назад. И это был хороший повод вспомнить о невидимом — вернее, старательно избегаемом Казахстане, глохнущем в фабричном гуле, годами стоящем у текущего конвейера, со слезящимися от электрической дуги глазами, отсутствующем в цветастом параде тщеславного Instagram и самодовольного Facebook. Повод вспомнить хороший, но факт не умаляет проблем: программа имеет изъяны, о которых я хотел бы рассказать.
Заветный миллион
Зрителю сразу объясняют: проект инициирован программной статьёй Елбасы «Социальная модернизация Казахстана. 20 шагов к обществу всеобщего труда». Если резюмировать статью восьмилетней давности, в ней описывается концепция построения социально справедливого государства, а в основу модернизации, по задумке, должен быть поставлен «реальный производительный труд». Вообще это явление — пляска от высказываний сильных мира сего — на нашем ТВ не уникально. Достаточно вспомнить хабаровскую программу «Акимы», начало которой дало животворящее изречение президента Токаева о необходимости сближения власти и народа.
«Золотые руки, золотая голова, золотой человек, это всё о нём, о мастере, который выбрал своей профессией специальность “рабочий” и стал в ней настоящим, востребованным профессионалом. И пришёл в наш проект, чтобы продемонстрировать всему Казахстану свои навыки. Мы отобрали лучших из лучших мастеров и специалистов рабочих профессий, победитель проекта получит главный приз — один миллион тенге», — так представлял программу в одном из выпусков ведущий Серик Акишев.
Не хотелось бы заострять внимание на несколько вольном употреблении слов «профессия», «специальность» и «рабочий», иногда я готов сделать скидку устной телевизионной речи. Главное — ясна мысль: победитель получит миллион. Конечно, дело не в сумме выигрыша, и участники наверняка шли в программу не с меркантильным интересом. Но миллион тенге для республиканского телевизионного конкурса — здесь я позволю себе быть предельно субъективным — в ситуации с периодически ослабевающим тенге не кажется такой уж значимой суммой. Она, более того, вызывает ощущение экономии авторов проекта «на спичках».
Программу условно можно разделить на две большие части — представление десятков участников из разных регионов страны. О каждом был снят полноценный сюжет, в котором объяснялось, почему конкретный оператор ЧПУ, электросварщик или инженер-механик уникален, какие сложности преодолевает в работе, и как о нём отзываются коллеги. Если говорить начистоту, эта «ознакомительная» часть показалась мне изюминкой проекта. Вспоминать о тяжёлом труде тех, кто сеет и пашет, оказалось интересным и по-зрительски приятным процессом: без «продающего» дешёвого пафоса, которым в отсутствие социальных лифтов и честной конкуренции отравлен воздух в стране, но и без ложной скромности герои программы рассказывали о своём ремесле с живым, естественным интересом истинных мастеров, знающих своё дело. И казалось — зачем нужны все эти конкурсы? В конце концов хотелось видеть всё больше этих энергичных, настоящих людей с неизменно цепким, живым взглядом.
Но в телевизионном эфире без правил игры никак. И спустя некоторое количество выпусков этот праздник прекратился. В студии появилось жюри.
Конкурс как он есть
Что-то неуловимое, но важное поменялось в выпусках, когда в студии программы появилось жюри, привлечённое определить лучшего из лучших. За столиком пред ведущим Акишевым уместились четверо. Я их представлю развёрнуто. Айдынжан Нарматов, руководитель департамента труда, социальной защиты, миграции Алматы; Алибек Ашметов, заместитель руководителя Палаты предпринимателей Алматы НПП «Атамекен»; Нурлан Утешев, заместитель председателя Федерации профсоюзов РК; Валерий Сидиков, член Центрального комитета профсоюзов Республиканского объединения «Казэнергопрофсоюз». Появление этих лиц в программе скоро проявило значимые идейные проблемы, которых я насчитал, как минимум, три.
Во-первых, любой большой конкурс предполагает чёткие — по возможности, тяготеющие к объективным — критерии оценки. Я долго думал, что же неизменно оставляет дурное послевкусие после каждого полуфинального выпуска, когда по совокупности баллов жюри из нескольких участников отбирало единственного «лучшего», проходящего в следующий этап. От выпуска к выпуску всё отчётливее для меня меж строк проступал вывод, что сравнение каких-нибудь крановщика, металлурга и токаря, каждый из которых добился в своём деле высот, представляет собой довольно странное мероприятие, по замыслу схожее со сравнением кита и фиалки. Впечатление усугубляли оценочные критерии. Для лучшего понимания ситуации перечислю их все: «качество исполнения своей работы», «польза производству», «производительность и эффективность», «возможность передачи опыта», «уникальность», «уровень мастерства», «опасность производства», «новизна», «адаптивность», «универсальность», «предприимчивость». В каждой строчке бланка члены жюри старательно выводили баллы, и это могло вызвать только усмешку, потому что одна часть критериев перекрывала по смыслу другую, а некоторые пункты, наоборот, казались взаимоисключающими.
Во-вторых, я так и не понял, зачем авторы вообще решили привлечь весь этот «суд присяжных». Потому что жюри выносило свои решения, опираясь на те же, показываемые зрителям, презентационные сюжеты, которые отсматривались прямо в студии. Робко предположу, что приглашённых совершенно точно нельзя называть экспертами во всех демонстрируемых профессиональных областях. Чем обращение к людям начальственного вида в классических костюмах оказалось лучше, например, народного голосования по сокращённому списку критериев, я так и не понял.
В-третьих, сейчас для меня совершенно очевидно, что программу «Профессионал» гораздо честнее было бы назвать «Профессией», потому что, по сути, авторы устроили конкурс именно видов трудовой деятельности, а не людей, что добились в них высоких результатов. И правда: названные критерии, даже без показа презентационных роликов, даже навскидку исключают из борьбы большую часть профессий, просто по описанию их особенностей — не понятно ли сразу, что аппаратчику уникального бериллиевого производства место на пьедестале уготовано, а какая-нибудь швея может даже не надеяться на победу? Тут мы подошли к главному содержательному изъяну программы — если фактически сталкиваются не профессионалы, а профессии, не верна ли сопутствующая мысль: есть профессии важные, а есть так себе?
Впрочем, готов признать, что эта моя логика довольно прямолинейна и не охватывает те самые телевизионные правила игры, которые предполагают заполнение эфирного пространства сразу парой десятков выпусков, потому что иначе проект просто не соответствует условиям телевизионного существования и общепринятым форматам. То есть в необходимости многосерийного показа запрограммирована и неизбежность содержательной избыточности, тянущей за собой смысловое низведение человека до его профессии. Но даже эта моя корректировка вовсе не означает, что пресловутое дурное послевкусие должно раствориться само собой и только из понимания сложностей производственного закулисья.
Но если отвлечься от описанных шероховатостей и обратить внимание на технологическую сторону проекта, я могу констатировать: авторы программы «Профессионал» проделали очень большую работу. Найти 85 участников из всех регионов страны, направить к каждому телевизионный десант, чтобы внятно и единообразно рассказать о труде каждого, а после полуфинального отбора снять вторую презентацию, которая не «билась» бы явно с первой — это всё довольно непростая организационная и творческая задача. Хотя она, конечно, по плечу республиканскому телеканалу с собкорами новостной службы в регионах. Однако я до сих пор не уверен, что команда всегда прибегала к их услугам — уж очень выверенные манера съёмки, качество «картинки» и звука оказывались в каждом эпизоде.
В итоге готов сделать вывод: программа «Профессионал» производит двоякое впечатление. С одной стороны, решение авторов позволить определять победителей людям чиновничьего вида и образа мышления отдаёт серьёзной формализацией процесса и какой-то символической попыткой даже здесь, во вроде бы свободном от канцелярщины конкурсе, оттенить вертикальные иерархические ниточки и продемонстрировать зависимость рабочего люда от решений кабинетной элиты. Но, с другой стороны, как простой зритель я смотрел программу не без удовольствия — и это несмотря на описанные огрехи, которые я бы точно не хотел видеть во втором сезоне (если он будет). Может быть, я изголодался по не вовлечённым в искусственные скандалы и интриги, по не рукоплещущим в массовках простым людям на экране.