Всеобщая вакцинация и хайп на смерти. Мониторинг итоговых ТВ-программ 29 марта — 4 апреля

0
107

Коронавирус — снова тема номер один в итоговых программах. Всё потому, что в начале апреля в Казахстане стартовала всеобщая вакцинация — то есть в теории теперь привиться может любой желающий. На практике всё сопровождалось угрозами президента Токаева в адрес руководства Минздрава — мол, вакцинацию они провалили, если и дальше всё будет так же плохо, то главе государства придётся принять «кадровые решения», которые министра «не обрадуют».

Про другую громкую тему, убийство студентки Аяжан Едиловой, следует сказать, что КТК продолжил «пляску на костях», Apta не стала смаковать криминальную составляющую, а подняла важные социальные вопросы, коллеги же из программы «Аналитика» проявили редкий в наше время такт и показали, что этика для них — не пустой звук. «7 кун» промолчал.

«Большие новости», КТК

Программа начинается с сюжета про убийство Аяжан Едиловой. В подводке ведущий указал, что в соцсетях в смерти девушки уже фактически обвиняют её саму. И добавляет: эксперты говорят, мол, эти домыслы — потому, что официальной информации очень мало. Хотя не очень понятно, какую ещё информацию должны были полицейские выдать журналистам, если следствие ещё не завершено и дело не передано в суд. Видимо, сотрудникам КТК хотелось бы смаковать «подробности» из, так сказать, первых рук? «Почему даже смерть — не повод оставить жертву в покое», — произносит Алексей Рыблов в конце подводки, и мы адресуем этот вопрос, собственно, ему. Потому что в сюжете убийство девушки развернули во всех деталях, добрались даже до преподавателей жертвы и подозреваемого. Более того, убийство студентки комментирует… политолог.

Программа продолжилась менее важной, по мнению редакции «Больших новостей», темой — в Казахстане началась вакцинация всех желающих. Журналисты программы одними из первых прошли эту процедуру — «проверили на себе», подчеркнул ведущий. Который, кстати, тоже уже привился и хорошо себя чувствует. Сюжет получился полный, сбалансированный (рассказали даже о враче, который заразился после того, как ему вкололи первый компонент, но за вторым он всё равно пойдёт), детальный и внятный. Маленькое замечание: нельзя сказать «коронавирус будет протекать», всё-таки болезнь будет протекать, а не коронавирус.

Далее нам рассказали, что в Казахстане уже «гуляют» британский (против него российская вакцина точно эффективна), южноафриканский и бразильский штаммы коронавируса: они более заразны, чаще приводят к смерти и очень «любят» детей.

Алматы по-прежнему в красной зоне, но карантин ослабляют. Бизнесмены логику в этом давно не ищут, а журналисты сняли сюжет о том, как ограничения бьют по предпринимателям. Хороший, полный, сбалансированный и интересный сюжет. Единственное — стендап в нём ради стендапа, никакой смысловой нагрузки не несёт, на такую тему можно было придумать и что-то креативное.

«7 кун», «Хабар»

В самом начале программы её ведущий Александр Трухачёв признаётся: он и сам в минувший вторник получил вакцину в поликлинике по месту прописки, было лишь небольшое недомогание, всю неделю отработал, как ни в чём не бывало. Позже к этой теме он ещё вернется в середине выпуска, делая подводку к сюжету о темпах вакцинации в Казахстане.

Редакция придумала простой, но забавный способ развенчания мифов о вакцинации. Ведущий говорит, поворачиваясь к зрителю спиной: «Хвост у меня не вырос», а когда по его щелчку в студии выключается свет — «В темноте я тоже не свечусь». Потом на экране показывают антенны, а Трухачёв рассказывает, что недавно гулял возле них и ничего, кроме хорошего интернета, в своем телефоне не наблюдал. Кроме того, в левом верхнем углу экрана с этого выпуска появился хештег-призыв: #вакцинируйся.

Первый сюжет выпуска посвящён Туркестану, который «должен стать духовным центром всех тюрков». В кадре показывают рендеринг будущего города, немного напоминающего Вашингтон или Сидней. В материале всё свалили в кучу: приведена статистика, сколько человечество за свою историю прожило без войн, упомянуты вскользь вакцинные войны, рассказано про инициативу Нурсултана Назарбаева о создании международного агентства по биологической безопасности. Заканчивается же всё стендапом на фоне Байтерека.

Сюжет «Вакцинация» Ирины Панфиловой начинается с синхрона женщины, которая на днях получила уже второй компонент. Далее с оговорками «вроде как» автор сообщает нам, что вакцинация в РК начала приобретать массовый характер. После этого показали разнос президента Казахстана Касым-Жомарта Токаева министру здравоохранения и всему правительству. Смотреть подобного рода сюжеты хорошо вот с какой точки зрения: понимаешь, где в государстве слабые места и каким образом их собираются укреплять. Сюжет опять заканчивается стендапом на фоне Байтерека — правда, снимали с другой точки.

Из следующего материала можно узнать о темпах вакцинации в других странах. Очевидно, что, по мнению авторов программы, Казахстан опять примером для себя видит именно Израиль. Зрителям показывают синхрон студентки, которая рассказывает, «как здорово, что можно тусоваться, как раньше». А вот антипример — Европа, где вакцинировано всего четыре процента населения, прививки ставят не всем.

В сюжете «Удар по карманам» Вячеслав Ветлугин повествует о 15-процентном повышении цен на электроэнергию и критикует компании, которые обещают после повышения цены модернизировать теплоцентрали, но не делают этого. Что нам как потребителям с этого — вопрос так и остался открытым.

Материал «Аграрный сезон» рассказывает о старте посевной кампании на примере Костанайской области. Вышло вполне в духе советского рабочего репортажа, где есть и учёные в лаборатории, и механизаторы в гараже. Но это, пожалуй, единственный сюжет, где есть баланс мнений.

Выпуск завершается темой инвестиционной политики Казахстана на примере Китая. В материале «Восточный вектор» Кунсая Курмет, используя синхроны политологов, китаеведа, посла КНР в Казахстане, объясняет, почему нам важно и выгодно добрососедство с Китаем.

«Аналитика», «Первый канал Евразия»

Программа начинается с темы вакцинации и недовольства Токаева её темпами, и внезапно как-то вскользь ведущая упоминает, что, оказывается, переболевших прививают то ли только один компонентом, то ли «вакциной-лайт». С этого места хотелось бы поподробнее, но нет.

Тема продолжается в сюжете. Одного из его героев зовут Сергей Никитич, но с лёгкой руки не знакомого с нормами русского языка журналиста он превратился в «Сергея Никитовича». В целом сюжет интересный и полный, журналист даже пошёл проверять в аэропорту, делают ли возвращающиеся из-за границы туристы перед вылетом на родину ПЦР-тест. Спойлер: теперь делают. Так «Аналитика» продолжает наставлять чиновников: а мы вам говорили! Видите, как легко было взять ситуацию под контроль! А вы миллиард из бюджета потратили.

Далее — «эксклюзивный репортаж» шеф-редактора программы Олега Журкевича о том, как в марте в Семее ликвидировали так называемую «Золотую банду» — преступников, похищавших золотосодержащую руду с завода. Эксклюзивность обеспечивается видео, переданным журналистам из КНБ. Репортажность материала вызывает сомнения. «Программа «Аналитика» отправилась в город Семей», — говорит в подводке ведущая Альмира Кульмухамедова, и хочется спросить: «Зачем? Чтобы снять квадрокоптером виды моста, здание-другое и пару улиц с лужами?»

Тему убийства Аяжан Едиловой в программе затронули, но коротко и без жутких подробностей. Основной посыл информации: жуткие подробности смакует «часть нашего общества». Слова ведущей были как раз о неких этических нормах («убийство — не повод для хайпа»), о которых стоило бы помнить не только обитателям соцсетей, но и журналистам.

Сюжет про разной степени законности и безопасности постройки в Алматы продолжил выпуск, и у этого материала проблемы с полнотой и балансом. Кейсов здесь несколько, и если в одних случаях нам рассказывают, как на жалобы людей реагируют чиновники, то в других — нет. Вот строят дома на опасных склонах, вроде даже выяснилось, что незаконно (об этом — вскользь), и… что? Что теперь будет? Непонятно. В остальном в сюжете много интересной и полезной информации.

Выпуск заканчивается симпатичным сюжетом (с не очень смешными пранками и отличным больничным клоуном в качестве героя), посвящённым Первому апреля.

Apta, QAZAQSTAN

Apta началась со статистики COVID-19 и коронавирусной пневмонии, затем авторы перешли к теме вакцинации и возмущении Касым-Жомарта Токаева. Сюжет состоял из синхронов президента, перемежаемых информацией и видео о рейдах, проверках, критике депутатов в адрес Минздрава и так далее.

После блока о том, что на неделе делал президент Токаев, показали сюжет о неформальном саммите Совета сотрудничества тюркоязычных государств, который прошёл в онлайн-формате. Материал скучный и протокольный.

Поводом для следующего сюжета стала убийство Аяжан Едиловой: «Мы узнали от специалистов, почему некоторые молодые люди, приехав в город учиться или на заработки, теряют жизненные ориентиры из-за множества житейских проблем. Вокруг много соблазнов, а внутренний стержень есть не у всех», — это вольный перевод (в оригинале: «Біз қалаға оқуға, жұмыс істеуге келген жігіттер мен қыздардың кейбірінің тіршілік түйткілдеріне орай бағдарын жоғалтатына байланысты мамандардың пікірлерін білдік. Екінші жағынан айналада еліктірер дүние көп. Ішкі тін берік болмаса, қиын») части подводки. В сюжете — поиск причин, которые толкают молодых людей на кривую дорожку, попытки понять, почему появляются такие люди, как подозреваемый в убийстве Аяжан. Эксперты — социолог, психолог, невропатолог, писатель. Они говорят о безработице, лёгких деньгах, отсутствии ответственности, нравах, отношениях родителей с детьми, нищете. Таким образом вместо того, чтобы смаковать криминальную новость, авторы программы попытались поднять серьёзную социальную проблему. Ведущая Жайна Сламбек в той же подводке специально подчёркивает, что её программа не станет заниматься слухами и домыслами, а журналисты помнят об этике.

В рубрике «К 30-летию Независимости Казахстана» вспоминали 1996 год. Создание первой отечественной авиакомпании, безработица, задержки зарплаты, рекламные ролики, похожие на фильмы, первое участие Казахстана в Олимпиаде в качестве независимого государства, открытие Монумента Независимости, строительство столицы.

Выпуск завершился скучным протокольным сюжетом о том, как сенаторы обсуждали проблему казахского языка.

Мониторинг итоговых ТВ-программ казахстанских телеканалов проводится «Новым репортёром» на постоянной основе еженедельно и публикуется по понедельникам.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь