На этой неделе приятно удивил «Хабар», который отвёл президентам пусть первую часть, но сравнительно небольшую по хронометражу, а всё остальное время показывал интересные и яркие сюжеты на животрепещущие темы.
Про дальнобойщиков, впрочем, там не говорили, зато о них сказали на КТК, «Первом канале Евразия» и QAZAQSTAN, а QAZAQSTAN, к тому же, поднял очень важную проблему джута в республике.
«Большие новости», КТК
Программа началась с заявления казахстанского МИДа о том, что наша республика — против политизации ЕАЭС. Это ответ на заявление России о совместном противодействии санкциям Запада в отношении Беларуси.
Первая большая тема — кто виноват в том, что люди гибнут в турпоходах. Информационный повод: девочку, чудом выжившую после трагедии на Чарыне, выписали из больницы. Сюжет о том, как спасали детей после селя. Есть рассказы очевидцев, горного инструктора, пилота вертолёта, который первым обнаружил спасшуюся девочку, самой девочки… Подробно и очень тепло рассказали о погибшем учителе. Материал выстроен так грамотно, что в какой-то момент забываешь, что смотришь новости, и воспринимаешь рассказ и картинку как сюжет какого-то триллера.
«В Казахстане бунтуют дальнобойщики», — так начинается подводка к следующему сюжету. Согласно словарю Брокгауза и Ефрона, бунт — массовое несогласие и неприемлемость народом существующего режима правления, выражающееся в физической и, как правило, кровавой форме. Таким образом, авторы «Больших новостей» в традиционной для КТК манере несколько, так скажем, преувеличили масштабы происходящего: дальнобойщики на самом деле возмущались, протестовали или бастовали, но никак не бунтовали. Но чего не скажешь ради красного словца и манипуляции зрителями. Сам сюжет — о реакции дальнобойщиков на намерение «Казавтожола» сделать дороги платными. К его формулировкам тоже вопросы: «Волна протестов дальнобойщиков захлестнула Казахстан», — начало материала. Тут же выяснилось, что протесты были в пяти областях. Из 14. Это называется «захлестнула»? Автор Ирина Криштоп использует выражение «оплата за проезд», хотя по-русски так говорить нельзя: «за» может быть только плата, а «оплата» может быть только чего-либо. Детская ошибка для сюжета республиканского канала. К тому же в сюжете явный дисбаланс: в нём очень много рассказывается о проблемах, очень много жалоб на качество дорог и отсутствие инфраструктуры, и на весь этот вал всего один синхрон от профильного министерства и один — от «Казавтожола».
Далее — бессюжетный блок о скандале в Караганде (там медсестра ввела девушке вторую дозу вакцины не китайской, как первую, а российской) и новой китайской вакцине Coronavac (судя по статистике, малоэффективной, зато одобренной ВОЗ) и материал о финансовых пирамидах и как за их рекламу будут наказывать звёзд. Хороший подробный разъясняющий сюжет.
«7 кун», «Хабар»
В начале выпуска ведущий Александр Трухачёв проанонсировал три интересные темы второй половины программы, а начал по традиции с президента: о том, как Казахстан поучаствовал в «глобальных внешнеполитических событиях». Например, о беседе главы нашей республики с Генсеком ООН и не только. Далее — о встречах Назарбаева. Всего блок о разнообразных встречах обоих президентов занял около 13 минут. Но зато на этом — всё, дальше за весь выпуск — ни одного президента! Ну почти.
Первый сюжет — о Дне памяти жертв политических репрессий и голода. В нём очень хороший профиль — о выдающемся математике и политическом деятеле Алимхане Ермекове, некогда репрессированном, рассказывает его внук. Хороший и душевный материал, пусть и не без пафоса, однако не чрезмерного.
Амир Саменбетов собрал истории ко Дню защиты детей — о том, как взрослые детей иногда не только не защищают должным образом, но и намеренно подвергают опасности. «Мы никого ни в чём не собираемся обвинять», — говорит в подводке ведущий, но факты говорят сами за себя. Получилась такая подборка «страшилок» в духе КТК.
Следующий сюжет — опять сборник, на этот раз не столько «страшилок», сколько просто историй про то, как люди не соблюдают карантин. Также в материале рассказали о том, как в стране проходит вакцинация.
Интересную тему нашли для следующего сюжета авторы: оказывается, казахстанским застройщикам остро не хватает рабочих. Раньше хватало, потому что работали мигранты, а теперь из-за пандемии их нет. Хороший, полный, сбалансированный разъясняющий материал.
Далее снова о детях — авторы программы подняли тему детской литературы. Симпатичные герои, детский психолог рассказывает, как заинтересовать ребёнка чтением, комментарий даёт современный казахоязычный детский писатель. Сюжет получился добрый, но и проблемный тоже.
Завершает выпуск сюжет про молодёжный форум под эгидой «Мы — патриоты страны». В подводке к материалу Александр Трухачёв сказал, что «7 кун» часто критикуют за «излишнюю позитивность». Позитив — это хорошо, считаем мы, только когда журналисты при этом не замалчивают и явный негатив, а это — уже дисбаланс, который является нарушением принципов журналистской работы. Сплошной позитив называется пропагандой… Вот и последний сюжет выпуска можно отнести именно к ней. К тому же написанной канцеляритом и штампами: «За годы Независимости в Казахстане сформировалась целая плеяда прогрессивно мыслящей молодёжи (не может быть «плеяда молодёжи», так по-русски нельзя выразиться, — прим. авт.), которая становится двигателем прогресса страны», — и далее в таком же духе.
«Аналитика», «Первый канал Евразия»
У создателей программы «Аналитика», видимо, что-то пошло не так. Обычно вечером в воскресенье авторы программы выкладывают выпуск передачи на YouTube, а также на свой сайт. В этот раз днём в понедельник на YouTube были выложены только отдельные сюжеты — суммарно около 36 минут вместо обычных 48–50.
Первый сюжет выпуска называется «Новости вакцин». В этом сюжете интересно то, как журналисты показывают доставку в Казахстан 500 тысяч доз второй китайской вакцины «Синовак» (кстати, в сюжете она называется то так, что «Коронавак», что запутывает зрителей; на самом деле «Синовак» — это название производящей вакцину компании, но нам ничего этого не объясняют). И снова прослеживается запугивание: на примере Перу нам показывают, как опасен коронавирус. А Израиль — снова сын маминой подруги, страна, где из-за выполнения плана вакцинации карантин снимают.
У авторов «Аналитики» есть несколько сквозных сюжетов, на которые, как на шампур, нанизываются события из информационного пространства. Например, безопасность в казахстанских школах. Полноценного материала не было. В подводке ведущая снова оттолкнулась от стрельбы в Казани, а дальше шло видео с закадровым текстом и фразами типа «некоторые школы — как проходной двор».
Также к сквозным сюжетам можно отнести вопрос детской безопасности. В этой программе автором материала «Детские слёзы» выступила Жанар Канафина. Он начинается очень оптимистично: подробно описывается, как во время селя в Чарынском каньоне спаслась ученица 5 класса. Нам показывают интервью с ней: руки перебинтованы, на лице — улыбка. Здесь же комментарий психолога. Специалист объясняет — мол, формирование доверия к миру начинается в семье, дети — максималисты, у них очень большой резерв, какая установка стоит — такой и будет конец. А вот конец материала, мягко говоря, пугает: подробная статистика по погибшим детям, кадры, как сбивают детей…
Следующий материал — ура-патриотический. В сюжете «Символ страны», приуроченом к прошедшему 4 июня Дню государственных символов РК, рассказывается история казахстанского флага. Он . Кажется, весь 8,5-минутный материал был затеян ради синхрона космонавта, депутата Талгата Мусабаева. Когда он рассказывает, что некоторые страны пролетаешь за 15–20 секунд, а Казахстан — за пять с половиной минут, возникает чувство гордости.
Также Талгат Мусабаев был упомянут и в ещё одном сюжете выпуска: речь шла о космическом привете с МКС, успешно выполненной миссии космонавта. Этот материал — альманах к 30-летию Независимости РК. В этот раз в фокусе внимания год 1998. А спикером выбран продюсер и солист группы All Давай Шокан Маратулы, группа была образована именно в том году. В обёртку из рассказа шоумена заворачивают начинку большой политики: продолжают рассказывать о переносе столицы в Астану, про новые праздники, законы и пенсионную реформу.
В пятом часу вечера понедельника на YouTube появился ещё один сюжет — «Армейский караул». Светлана Пенькова начинает с грустной темы — суицидов солдат-срочников. Упоминается, что карантин повлиял на психологический фон военнослужащих: сейчас нет ни дней открытых дверей, ни увольнительных, а присяга проходит в закрытом режиме. А далее рассказывает на примере одной части, какой может быть служба в армии. Зрителю показывают стенды с фотографиями родных, солдат на камеру говорит: «Это напоминание, ради кого/чего я служу». В материале целых два стендапа: в первом журналистка дегустирует рассольник и гречку с мясом в армейской столовой, во втором — висит в парашютном тренажере.
P.S.: Полный выпуск появился на YouTube уже ближе к 18.00 понедельника.
Apta, QAZAQSTAN
Apta, как и «Большие новости», началась с ответа МИД РК о том, что Казахстан не ведёт переговоры о консолидированных антисанкционных мерах стран Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Об истории санкций против РФ и Беларуси говорили подробно.
Президент Казахстана провёл переговоры с Генеральным секретарем ООН, поговорил с главой КНР, встретился с премьер-министром и поговорил по телефону с президентом Республики Узбекистан, спикер сената Маулен Ашимбаев съездил в Узбекистан, ещё в Казахстан приехал президент Армении. Обо всём этом сообщили в студии, без сюжетов. Хотелось бы тут экспертного комментария про то, почему в последнюю неделю так бурно идёт общение между Казахстаном и Узбекистаном.
В некоторых областях от засухи умирает домашний скот. Сюжет сделан из Кзылординской, Мангистауской и Туркестанской областей. Там нет травы, корма для скота, очень мало воды, животные истощены, сено очень подорожало. В Мангистауской области за три месяца пало от истощения 1400 голов скота. Скотоводы говорят, что это джут и просят объявить ЧП. Получился наглядный сюжет с ужасающими кадрами погибших животных.
Далее — сюжет о протестующих дальнобойщиках. Материал получился хороший, с комментариями не только водителей, но и депутатов, и профильного министерства, и «Казавтожола».
После официальной статистики по COVID-19, коронавирусной пневмонии и вакцинации перешли на проблему уличных продавцов и продавцов, сидящих внутри торговых центров. Они обвиняют друг друга в завышении цен, говорят о происхождении товаров, антисанитарии. Дали слово представителям акиматов, экономисту и социологу, сотрудникам МВД. Сюжет сбалансирован, высказаться дали всем.
Рубрика «30-летие Независимости Казахстана» вспоминает 2001 год: теракт 11 сентября в США, приезд Папы Римского в РК, начало военной операции в Афганистане, 10-летие Независимости Казахстана, поезд Независимости, консорциум КТК, договоры по делению воды транснациональных рек с КНР, подвесной мост в Семее, ДВК, «Улытау».
Куда деваться детям во время летних каникул, позволяет ли материальное состояние родителей отправить детей в кружки, лагеря. Сюжет получился эмоциональным с историями семей, говорили о том, что цены на бассейны, кружки, секции высоки, а доходы многих родителей — наоборот.
Программа закончилась информацией о том, что прошёл молодёжный форум «Біз — ел патриотымыз» («Мы — патриоты страны»).
Мониторинг итоговых ТВ-программ казахстанских телеканалов проводится «Новым репортёром» на постоянной основе еженедельно и публикуется по понедельникам.