Новости о спорте всегда должны быть патриотическими: Олимпиада на казахстанском ТВ

0
111

Олимпийские игры — это апофеоз человеческого духа, величайшая борьба характеров, необыкновенная эстетика и самое наглядное выражение единения людей. «Всегда смотрю Олимпиаду — от и до, — признаётся медиакритик Алия Нагорнюк, — и новости тоже».

Четверть финала и четвертьфинал

На «Первом канале Евразия» об открытии Олимпийских игр сообщили в самом конце выпуска, аккурат перед погодой. Двадцать три секунды длилась информация.

«Олимпийские игры 2020 наконец-то начались. В эти минуты в Токио идёт церемония открытия. Впрочем, предварительные соревнования начались гораздо раньше. Казахстанец Владислав Яковлев уже преодолел квалификацию и вышел в четверть финала соревнования по академической гребле. В стрельбе из лука Денис Ганькин, Ильфат Абдуллин и Санжар Мусаев добрались до 1/32 финала. Всего в составе нашей олимпийской сборной 95 спортсменов».

Шесть строчек с небольшим для величайшего события в мире… Да и те обнаруживают незнание предмета. Олимпийские игры не начинаются, они открываются. Как нечто значимое, эпохальное. Это точка отсчёта. А начаться может всё что угодно: соревнования, занятия, испытания… А открыться — музей, школа, захватывающий вид, новые горизонты… Чувствуете разницу? Лингвистическая сочетаемость не рождается на пустом месте. Ну и сказав «открылись», ведущая избежала бы тавтологии.

Соревнования по академической гребле стартовали вовсе не ГОРАЗДО раньше, а несколькими часами ранее открытия Олимпиады. Досадно, но вполне объяснимо, когда милые девушки «с учёным видом знатока» рассказывают о чём бы то ни было и обнаруживают буквально в одном слове своё тематическое невежество. Финал ни на какие четверти не делится. Владислав Яковлев вышел в четвертьфинал. Есть ещё полуфинал, а потом уж финал, в котором и определяется победитель.

И ДОБИРАТЬСЯ до 1/32 финала не нужно. Собственно, с этой стадии состязания и стартуют. Правда, до этого происходит посев спортсменов, по результатам которого проходит распределение спортсменов и раздаются номера.

Вполне логично, говоря об открытии Олимпиады, рассказать о шансах нашей олимпийской сборной, поведать о надеждах казахстанских болельщиков (боксёрах, дзюдоистах, тяжелоатлетах), ведь они тоже телезрители. В конце концов, у нас уже есть олимпийские чемпионы, которые отправились в Токио: Дмитрий Баландин (плавание), Ольга Рыпакова (лёгкая атлетика).

 О спорте — только с эмоциями

TURKISTAN TIMES рассказал и назвал имена спортсменов.

Текст закрыт очень красочными кадрами в клиповой манере. Но первая (и бОльшая) часть сюжета посвящена общей информации о тогда ещё предстоящей Олимпиаде (виды спорта, о новых упомянуто отдельно, количество стран, график соревнований), хотя ведущий в подводке заявил:

«О том, кто же будет защищать честь нашей страны на главных мировых спортивных состязаниях и в каких видах спорта, смотрите в следующем материале». Подводка — это не просто так слова о том, что сейчас покажут, она определяет главную мысль и пропорции информации.

И не без ошибок. «Соревнования стартуют 23 июля и пройдут по 9 августа двух тысяч двадцать первого года». В порядковых числительных склоняется только последнее слово. Правильно: две тысячи двадцать первого.

«Напомним, что Олимпиада должна была состояться в две тыщи (так произнесено — А. Н.) двадцатом году…»

Такое произношение свойственно разговорно-бытовому стилю. Правильно: тЫс[и]чи (так произносится, пишется, разумеется, тысячи). Очень ровная и неэмоциональная начитка вредит восприятию. Спортивное вещание всегда вызывает патриотический всплеск в обществе, в особенности в олимпийский год. Именно этому фактору должно быть подчинено звучание текста, то есть обязательно паузирование, значительное повышение и понижение тона, акцентированное логическое ударение и т. д.

«Основная масса соревнований пройдёт с 24 июля». Масса соревнований? Согласно контексту лучше сказать: основные соревнования. В этом сюжете, отчасти напоминающем статотчёт, не хватает живого лица. В частности, Сакена Бибосынова, представителя Туркестанской области.

Тем, как ждали выхода в финал нашего боксёра, завершила свой сюжет Рамина Мирзалимова (канал Almaty TV).

Примечательно начало сюжета. Автор, рассказывая о шансах наших спортсменов уже в зените Олимпиады, «зашла» с болельщиков. На экране целая семья болеет у телевизора. Видео отчасти выглядит постановочным, но скованность перед камерой объяснима. Трудно объяснить лишь внимание оператора к ярко-красному маникюру мамы, тогда как важны эмоции, и видео должно работать именно на это.

«Дети пошли в отца и стали ярыми болельщиками. Спорт для членов семьи, как стиль жизни — папа тренер, а сыновья увлекаются футболом и дзюдо», — представляет героев автор.

И ОПЫТНЫЙ болельщик говорит: «Мы четыре года ждали Олимпиаду». Эти Олимпийские игры мы ждали пять лет. Скорее всего, человек оговорился. Но, создавая образ столь «ярого болельщика», нужно было либо перезаписать синхрон, либо вырезать досадную ошибку при монтаже.

Сама разработка темы на канале началась ещё в апреле. Такой подход, в какой-то степени плановый, говорит о том, что редакция держит руку на пульсе зрительского интереса.

Спорт уходит из новостного контента. Почему?

А ведь не так давно в каждой информационной службе работали спортивные журналисты и ведущие. Учитывая автономность таких новостей, между основным блоком и спортивным стали вставлять рекламный сегмент. Зрители, как известно, не очень любят рекламу. Это в какой-то степени послужило снижению рейтинга. С десяток лет назад спортивный блок стал просто «закрывашкой», хоть как-то компенсирующей поток криминальной информации с соответствующим видео. Да и сами спортивные новости перестали быть оперативными, интересными, с каналов по разным причинам ушли люди, глубоко и всесторонне знающие спорт (Галина Муленкова, Галина Полевая, Александр Трофимов). Огромная потеря — Диас Ильясович Омаров, настоящий интеллектуал, человек колоссальных энциклопедических знаний, имевший не только свой комментаторский, но и писательский стиль.

Сейчас о спорте вещают, конечно… Но всё больше о скандалах и околоспортивных событиях. Даже о выдающихся достижениях говорят не всегда. Об успехе нашей хоккейной сборной на чемпионате мира в этом году рассказали далеко не все. Да, не вошли в плей-офф, но так высоко в турнирной таблице ещё не поднимались. Но особого воодушевления в новостном контенте не наблюдалось. Таковы и олимпийские настроения на «Информбюро».

Рассказывая о шансах нашей сборной на золотые награды, автор начинает сюжет о неудаче Рыпаковой. Причём неожиданному фиаско спортсменки посвящена вся подводка, ведущий в студии даже на фоне фото торжествующей чемпионки лондонской Олимпиады. Для контраста, что ли?

Три предыдущие Олимпиады — три медали. Это великая карьера великой спортсменки! Могли сказаться старые травмы, отсутствие зрителей, да и Игры уже четвёртые… Но Нургали Карабаев лишь выражает сожаление:

«Но, к сожалению, не смогла прыгнуть так далеко, чтобы попасть в финал, хотя на неё возлагали надежду». В устойчивом сочетании «возлагать надежды» существительное употребляется только во множественном числе.

Особого оптимизма нет и в дальнейшем повествовании.

«Аналитики всё ещё надеются, что у нас есть шансы на золото, и ставку делают на бокс». Между выражением «ВСЁ ЕЩЁ надеются» и словом «надеются» есть существенная разница. В выбранном автором первом варианте — и пессимизм, и известная ирония.

Мой экскурс в лексикологию неслучаен. Спортивные новости — совершенно особенные. Здесь как нигде важно знать особенности описываемой области, специфику подачи, сленг и многое другое. …Можно, например, пробежать 25 км по пересечённой местности и ощутить, как труден путь к Олимпиаде, даже без медали. Написать информационно насыщенное сообщение, логически его выстроить, сопроводив красочным визуальным рядом… непросто, но возможно. Но этого мало. Новости о спорте ВСЕГДА должны быть патриотическими, даже если наши кумиры проигрывают.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь