Как журналисту справляться со стрессом. Советы психолога Ольги Кравцовой

0
264

У журналистов, редакторов или других специалистов в медиасфере высокий уровень стресса. Огромный поток информации, бесконечный дедлайн, высокая конкуренция, постоянный страх допустить ошибку, выгорание, профдеформация… Это далеко не полный список психологических проблем, с которыми мы сталкиваемся в своей работе.

Психолог Ольга Кравцова

Российский психолог, кандидат психологических наук, приглашённый преподаватель на факультете медиакоммуникаций Высшей школы экономики Ольга Кравцова в своих тренингах и публикациях (авторских и переводных) рассказывает о том, как журналисту можно справляться с этими трудностями. «Новый репортёр» подготовил гид по полезным публикациям Ольги Кравцовой, в которых она рассказывает о том, что происходит с человеком, пережившим травму, как общаться с пострадавшими, чтобы это было грамотно и бережно, и как журналистам самим справляться с собственным стрессом.

ПОДПИСАТЬСЯ

Ольга Кравцова собирает материалы на русском языке по психологии стресса на двух ресурсах — сообщество в FacebookOK-Journalism,  а также сообщество в Живом журнале «Психология стресса для журналистов». В Живом журнале меньше обновлений, но там легче найти по меткам материалы на интересующую тему.

В 2008 году Ольга написала опорную статью по теме психологии стресса для журналистов, которая была опубликована в журнале «Журналист». За давностью лет ссылка на оригинальную публикацию была утрачена, но можно почитать её репост на сайте центра DART Колумбийской школы журналистики — «Журналисты и психологическая травма: первые шаги к решению проблемы». Публикации на русском на этом сайте скорее исключение, сайт центра DART — англоязычный. Те, кто владеют английским языком, могут следить за его деятельностью также и через их Facebook-страницу центра DART.

Интересные цитаты:

«Обычно журналисты считают, что они хорошо справляются со стрессом. Но это не так. /…/ Разные виды зависимостей, высокий уровень тревожности, беспорядочные связи и посттравматическое стрессовое расстройство распространены повсеместно», перевод статьи Columbia Journalism Review для OK-Journalism

«Журналистам из-за риска обвинений в некомпетентности часто приходится замалчивать и подавлять собственный травматический опыт вместо того, чтобы прорабатывать его. /…/ Некоторые журналисты признаются, что иногда их пугает собственный рабочий цинизм. Потеря чувствительности часто влияет и на качество работы. Юрий Романов, российский стрингер, автор книги «Я снимаю войну», говорит: «Когда число погибших в кадрах начинает переваливать за критическую отметку, в голове как будто щёлкает переключатель, и мозг перестаёт воспринимать страдания… Из-за этого кадры получаются технически совершенными, но из них уходит что-то неуловимое, то, что называют Божьей искрой»», — «Журналисты и психологическая травма: первые шаги к решению проблемы»

ПОЧИТАТЬ/ПОСМОТРЕТЬ

Ольга Кравцова также регулярно сотрудничает с известным российским медиатренером Оксаной Силантьевой. Так, они записали два совместных эфира: «Гореть, но не выгорать: стресс в работе журналиста» и «Беседуем о профессиональном стрессе коммуникаторов». Также эксперт давала комментарии в большом материале Sdelano.media «Как жить и работать с профессиональным выгоранием?».

В вышеупомянутых эфирах Ольга говорит о пользе личной психотерапии. Которая важна и нужна не только журналистам, но и представителям других профессий. И не только в критических ситуациях, а в целом, если есть тревога, общее чувство неудовлетворённости от жизни и другие трудности. Личность и эмоции журналиста — его профессиональные инструменты! Поэтому о них нужно уметь заботиться. Также важно уметь внутри журналистской организации или команды оказывать психологическую поддержку коллегам и себе самому.

В 2010-12 годах Ольга Кравцова была директором Центра экстремальной журналистики, а с 2015 года она член Общественной коллегии по жалобам на прессу. Как представитель этих организаций она дала ряд интересных интервью, привлекающих внимание к психологическому состоянию журналистов. Профессия не только «бросает» журналиста в травмы и стресс, но и даёт инструменты, чтобы с ними справляться. Общественная задача журналистов не менее важна и благородна, чем задачи представителей других профессий, которые первыми бросаются в пекло происшествий.

В материале «Я не разделяю позицию: общество «заказывает» кровь в репортажах — СМИ выдают» Ольга отмечает, что в России культура обращения к психологам, что у журналистов, что у людей других профессий, пока на стадии развития. В интервью на сайте Presscouncil.ru специалист даёт рекомендации, какие слова уместны в разговоре с близкими или родственниками погибших/пострадавших при работе на месте трагедии. Ещё в ряде публикаций она обращает внимание на онлайн-агрессию, развенчивает стереотип, что «Без водки нет журналиста».

Тем, кому удобно воспринимать информацию через видео, также можно рекомендовать видеозапись полуторачасового семинара на конференции Агентства социальной информации.

Интересные цитаты:

«Часто на работе происходит так: если выполнил работу хорошо, никто слова не скажет, ведь само собой разумеется, что сотрудник выполняет свои обязанности. А если допустил ошибку или что-то не получилось, то на это укажут и покритикуют. Получается, что даже отличного работника хвалят редко, а если как-то и оценивают работу, то когда что-то идёт не так. А ведь позитивная оценка очень важна, она придаёт смысл работе», — «Как жить и работать с профессиональным выгоранием?»

«Как мне сказала одна хорошая журналистка в интервью, нужно отстраняться от трагедий, но не от людей», — интервью с Ольгой Кравцовой — психологом и членом Коллегии по жалобам на прессу

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь