В еженедельной новостной программе «Ахбори ВКД» («Новости МВД»), которую готовит пресс-центр Министерства внутренних дел Таджикистана, есть кровь, трупы и чистосердечные признания, в которых задержанные в подробностях рассказывают о совершённых преступлениях. Эта передача выходит в эфире государственного телеканала «Точикистон», а также на каналах в YouTube. Мы посмотрели несколько выпусков программы «Ахбори ВКД» за два месяца и пришли к выводу, что сам факт её показа — явное нарушение презумпции невиновности и права граждан Таджикистана на конфиденциальность личной информации. Кстати, некоторые кадры из разных выпусков этой передачи могут произвести тяжёлое впечатление на чувствительную аудиторию, так что будьте осторожны.
Итак, у YouTube-канала МВД «Ахбори ВКД», куда пресс-служба выкладывает свои новостные выпуски, почти два миллиона просмотров, но количество подписчиков не указано. Второй канал, где также размещается контент министерства, — это «Пайки Сугд», у которого 219 тысяч подписчиков и почти 50 миллионов просмотров. На обоих каналах контент дублируется. Диктора программы — молодую девушку — никогда не показывают крупным планом. Её речь звучит монотонно, а лицо не выражает никаких эмоций. В программе немало крови, трупов и подробных описаний деталей жестоких преступлений. Ведущая программы и голос за кадром тоном, не допускающим возражения, называют подозреваемых «преступниками», хотя суда над ними ещё не было и в момент выхода программы ведётся лишь предварительное расследование. Только изредка задержанные люди называются подозреваемыми, иногда можно услышать и такие интересные выражения, как «подозреваемые совершили преступление».
За редким исключением задержанные «чистосердечно» признаются в преступлениях, а некоторые и со слезами на глазах раскаиваются. Что касается адвокатов, то они в программе не участвуют и о них даже не упоминается.
Например, в выпуске от 3 ноября 2021 года речь идёт об изъятии 164 килограммов наркотиков у двух задержанных. Крупным планом показывают обоих задержанных. Голос за кадром говорит: «Стремление найти лёгкие деньги толкает корыстных людей на преступления». Оба подозреваемых называются «преступниками» на стадии предварительного расследования и до вынесения судебного приговора. Более того, называются их имена и фамилии и даже места жительства. При этом никаких адвокатов рядом с ними нет. Возникает вопрос: когда в Таджикистане отменили презумпцию невиновности?
https://www.youtube.com/watch?v=cY27ji5qUFQ
Также в этом выпуске говорится о проведении сотрудниками милиции рейда по «проверке» студентов в Дангаринском районе. Зритель может подумать, что правоохранители ищут среди молодёжи подозреваемых в преступлениях. Но выясняется, что блюстители порядка больше озабочены одеждой студентов, а также их длинными волосами и щетиной. Разве следить за внешностью молодёжи — задача доблестной таджикской милиции?
В другом сюжете этого выпуска речь идёт о задержании группы людей, подозреваемых в незаконном обороте наркотических средств. Голос за кадром говорит, что приобретённые у гражданина Афганистана более шести килограммов наркотиков они хотели продать в Душанбе. Двое из них дают на камеру признательные показания. Задержанных называют «членами организованной преступной группировки». Хотя в самой передаче отмечается, что ведётся лишь предварительное расследование. Имена и фамилии всех задержанных, а также места их жительства тоже называются.
Кстати, сюжеты о незаконном обороте наркотиков в этой передаче появляются часто. Так, в выпуске от 13 октября показали группу лиц, у которой было изъято почти полтонны наркотиков стоимостью шесть миллионов долларов. Голос за кадром сообщил, что эта транснациональная преступная группировка доставляла наркотики из Афганистана и затем через соседние страны переправляла их в Европу. Далее говорится о том, что у одного из подозреваемых, который считается лидером группировки, имеется восемь фешенебельных домов, одна дача, шесть квартир, кирпичное предприятие, автостоянка и другие объекты стоимостью свыше 18 миллионов сомони.
В программе от 20 октября есть сюжет об изъятии у другой группы лиц около 55 килограммов наркотиков в Согдийской области. Как обычно, задержанные жители Душанбе и района Рудаки дают признательные показания. Голос за кадром отмечает, что двое из подозреваемых ранее совершали хадж в Мекку и являются «ходжи». И задаётся вопросом: мол, разве дозволено людям, ранее покаявшимся в своих грехах, заниматься незаконным оборотом наркотиков?
https://www.youtube.com/watch?v=ZcRMDlOf7wo
Иногда в выпусках «Ахбори ВКД» диктор отмечает, что эта программа направлена на то, чтобы те, кто совершает противоправные действия, и те, кто только намерен совершать преступления, знали о последствиях своих деяний. Также, по её словам, программа содействует повышению уровня правовых знаний граждан.
В выпуске от 24 ноября говорится о преступлении в районе Джалолиддина Балхи Хатлонской области. В сюжете показывают следственный эксперимент, во время которого подозреваемая с большим топором в руках имитирует убийство своего супруга. Манекена нет, но на полу расстелен окровавленный матрац, на котором лежит шапка. После эксперимента женщина плачет и говорит, что сама не понимает, как совершила это преступление, также она рассказывает, что постоянно страдала от домашнего насилия.
В другом сюжете рассказали о молодом человеке, который украл на рынке полиэтиленовые пакеты. Голос за кадром говорит, что особое сожаление вызывает то, что парень тратил ворованные деньги в ресторанах и барах.
В следующем сюжете мужчина из Спитаменского района Согдийской области рассказывает, как по дороге домой в результате возникшей ссоры убил свою жену, нанеся ей многочисленные удары камнем. По словам подозреваемого, он с большим трудом поместил тело супруги в мешок и выбросил в реку. В сюжете была показана фотография окровавленного трупа женщины.
27 октября 2021-го года на канале YouTube был размещён сюжет, в котором говорится о том, как гражданин Ирана, проживающий в Таджикистане, убил в Яванском районе свою бывшую жену. Отмечается, что он облил её голову, лицо и другие части тела кислотой, а также ударил её топором. Крупным планом показали фотографии обугленных частей тела девушки. Также показали эту девушку в больнице с обожжённой частью лица и забинтованными руками.
https://www.youtube.com/watch?v=aIMNSj3shm8&t=198s
В этой передаче подводят и итоги — например, в получасовом фильме «Верность родине» рассказывается о достижениях таджикской милиции в период независимости страны. Показываются сюжеты о грабежах и убийствах в разных районах Таджикистана. В сюжете об одном преступлении в Бободжонгафуровском районе Согдийской области крупным планом показали трупы убитых супругов. Голос за кадром говорит, что профессионализм сотрудников милиции позволяет раскрывать подобные чрезвычайно сложные преступления.
Далее отмечается, что при их раскрытии использовались «психологические методы». В сюжете один из подозреваемых без видимых эмоций очень подробно описывает, как он и его подельники убивали людей, в том числе детей и женщину.
В конце фильма генерал в отставке с воодушевлением говорит, что благодаря президенту Таджикистана с 1992 по 2021 годы в стране произошли очень большие изменения в лучшую сторону. По его словам, вызывает удивление тот факт, что в столице можно гулять даже ночью и никто никого не трогает. По его мнению, всё это заслуга работников милиции, являющейся опорой государства.
Стоит отметить, что заметная часть содержания «Ахбори ВКД» противоречит правовым знаниям многих образованных граждан Таджикистана, которые не понаслышке знают о таких фундаментальных принципах права, как презумпция невиновности и конфиденциальность личной информации. Называть в ходе предварительного расследования и до решения суда подозреваемых преступниками только на основании их признательных показаний никоим образом не соответствует правовым нормам. Приговоры о виновности или невиновности подозреваемых граждан должен выносить суд, а не МВД.
Кроме того, показывать до приговора суда подозреваемых по телевидению и в YouTube, сообщать их имена, фамилии и место жительства является нарушением прав граждан на конфиденциальность личной информации. Отсутствие адвокатов, которые могли бы высказать свои мнения в отношении озвученных в программе обвинений, лишает программу «Ахбори ВКД» объективности. Также ни в одном из выпусков «Ахбори ВКД» за рассматриваемый нами период не говорится о внутренних расследованиях, о преступлениях самих сотрудников милиции или о наказании лиц, причастных к пыткам граждан.
Никто не отрицает достижения таджикской милиции в борьбе с преступностью в стране, а также тот факт, что Душанбе действительно безопасный город. Однако какой ценой всё это достигается — большой вопрос.