Последнее «спасибо»: Internews в Центральной Азии прощается с Мананой Асламазян

0
151

В последний день лета не стало Мананы Асламазян — примера, опоры и наставника для тысяч журналистов из больше чем десятка стран мира. Пафосное слово «осиротели» внезапно приобрело особый смысл, ведь представить Internews без неё невозможно.

Центральная Азия познакомилась с Мананой в начале 90-х годов и искренне полюбила. Она заряжала энергией, трепетностью к профессии и верой в лучшее всех, с кем соприкасалась на своём пути. Это невосполнимая утрата для каждого, кто хоть однажды имел удачу встретить её.

Большая команда действующих и бывших сотрудников Internews в Центральной Азии говорит последнее «спасибо» и делится воспоминаниями о нашей дорогой Манане.

Марат Бигалиев, Internews Казахстан:

Тяжело подобрать слова и представлять, что нет Мананы. Нашей Мананы Ханым. Так мы её называем много лет в дань большого уважения к ней, за её человечность, большую доброту, мудрость, отзывчивость и невероятную любовь к своему делу, людям, которые её окружают. Она никогда не отказывала в помощи, старалась вникнуть в детали, понять и посоветовать наилучшее решение. Даже будучи в недомогании, в поездках она была на связи, чтобы не подвести коллег, друзей, партнёров. Она заряжала своей энергетикой, задором, позитивом и огромной любовью к жизни всех нас. Мы потеряли очень светлого, яркого человека. Светлая память вам, Манана Ханым. Искренние соболезнования родным, близким, друзьям и всем, кто её знал, от меня, коллег и членов семьи.

Фото из архива команды Internews. Один из первых тренингов с участием Мананы

Элина Каракулова, Internews в Кыргызстане

В 2017 году, когда мы запускали большой индустриальный проект Медиа-К Internews в Кыргызстане, меня спросили: с кем бы ты хотела поработать в одной команде? Тогда я, не задумываясь, ответила: с Мананой Асламазян! На тот момент мы были хорошо знакомы, я восхищалась её харизмой, профессионализмом, мудростью, человечностью и свободой. Это было чудо и невероятная удача, что после нескольких разговоров Манана согласилась приехать к нам в Бишкек на целый год и помочь с запуском. Пять лет спустя я понимаю, что Медиа-К — один из самых успешных и значимых медиапроектов в Кыргызстане, который раскрыл множество талантов и укрепил наши медиа. Мы будем всегда признательны Манане за вклад в развитие независимых СМИ и свободы слова не только в Кыргызстане, но и на всём евразийском пространстве. Я благодарна судьбе за возможность работать с человеком такого масштаба и профессионализма в одной команде. Никогда не забуду её золотых советов, мудрости во всём, самоиронии, когда она произносила «я всего лишь безответственный советник», транслируя лёгкость и жизненный дзен, её юмора и заразительного смеха. Манана продолжается в нас, в своих учениках, коллегах, единомышленниках, многочисленных поклонниках её таланта, в своих детях и внуках. Мы любим вас безмерно, Манана.

Николя Эбнотер, Internews Узбекистан:

Не было ни Internews без Мананы, ни Мананы без Internews.
Она была нашей семьёй, мы были её семьёй.
Она любила нас всех, мы все любили её.
Она была готова к любому новому приключению, любому вызову.
Идеи, рекомендации, предложения — от неё нам их никогда не было достаточно.
Она была здесь, доступна для нас каждую минуту дня, каждый день года.
Манана, ты наше вдохновение, наш проводник, наша энергия. Будь с нами.

Рухшона Нажмидинова, Internews Таджикистан:

Сложно принять то, что произошло. Манана была человеком-солнцем. Она врезалась в память ярким светом сразу же, при первой встрече. Она оставляла след в памяти людей.

Я познакомилась с Мананой в этом году, когда пришла в Internews, и хотя мы знали друг друга только онлайн, она сразу стала родным человеком. Я очень радовалась нашей предстоящей встрече, которой, увы, не суждено случиться. Среди наших общих знакомых нет людей равнодушных к Манане. Она источала тепло, надежду и заряд позитива, она с особой искренностью выражала заботу. Она находила слова, чтобы ободрить окружающих в самых сложных ситуациях и этим оставляла след в сердцах людей.

Она — среди малого количества людей, которые со всей душой посвящали себя своему делу. В каждом нашем проекте сегодня — частичка её души. Она искренне верила в то, чем занималась, вдумывалась в корень тех задач, которые перед нами стояли, и находила простые решения. Она умела слушать других, умела делиться своей мудростью и умела убеждать. Она горела страстью к своему делу и оставила след в профессии.

Манана была человеком-звездой, а значит, мы ещё долго будем видеть свет, который она оставила после себя.

Фото из архива команды Internews.

Зарина Ахматова, Internews Казахстан:

К Манане Асламазян не клеилось «Альбертовна». Она для всех была просто Мананой. Одновременно и легендой, и вечным двигателем Internews. Когда её представляли новым сотрудникам или партнёрам в нашем регионе, говорили «Манана-ханум». Она говорила: «Ой», — и энергично, дирижёрским жестом завершала попытки длинно её представить…

…Когда я пришла в Internews, Манана приехала в Алматы не сразу. А когда мы познакомились, то в основном общались, если мне нужно было что-то доделать или переделать. Не очень интенсивно. Она могла сказать: «Знаешь что, дорогая моя…» — и добавить одинаково похвалу или критику. Мы часто спорили. Но я всегда чувствовала, что могу с ней не соглашаться, несмотря на эту приставку «легендарная». За что ей благодарна…

…В последний раз я ей написала в январе на её день рождения. Как раз после кровавых событий в Алматы. Она мне ответила. Очень тепло. Я вдруг увидела в её сообщении слова «искренне полюбила тебя» и в сердце кольнуло. Мы тогда были уязвимы. Через полтора месяца началась война.

Я сейчас перечитывала эту переписку. И поняла, что я ей этого не сказала. Много чего написала с благодарностью, а таких точных слов не сказала. Но верю, что она это поняла. Она вообще умела считать невысказанное.

Если честно, мне подумалось, что это в её стиле: уйти так. Не от болезни, не от невостребованности, а в результате несчастного случая. Её темперамент, её тип души не позволяли ей скучно жить, не позволили и просто уйти.

Вадим Садоншоев, Internews Таджикистан:

Я вот читаю все сообщения про Манану, про нашу Мананаджан, и не верится, что это происходит наяву. И прямо душно от всего этого. Я только вчера с ней переписывался по почте. Опять советовался и опять получил исчерпывающий ответ. Это прямо про неё. Она никогда и ни при каких обстоятельствах не оставляла вопрос без ответа. Всегда готова была помочь мудрым советом, как родная мама. Она для нас всех была мамой в Internews, которая может и мудрый совет дать, и где надо поругать. И всё так по-хорошему и на общее благо. Иногда в каких-то моментах я мог с ней не соглашаться и думал: я лучше знаю местный контекст, но потом, по истечении какого-то времени, я понимал, насколько она была всегда права. Очень обидно, что она ушла от нас при таких обстоятельствах. Столько всего ещё хотелось ей рассказать. Больно и обидно.

Лилия Гайсина, Internews Таджикистан:

«Не может этого быть», — пишут сегодня журналисты под сообщениями о гибели Мананы. Пишут журналисты из самых разных стран — из Таджикистана, Казахстана, Кыргызстана, Армении, России, Америки. Пишут журналисты из самых разных СМИ — из независимых и государственных, либеральных и консервативных. Никто не верит в её гибель, потому что Манана — это жизнь. Это человек, вокруг которого всегда люди зажигались идеями, вдохновлялись, мечтали. Мы никогда не понимали, как Мананы на всех нас хватает, как ей — москвичке — например, удаётся запомнить и правильно выговорить сложные таджикские имена, как она знает не только все медиа Таджикистана, но и понимает, чем они живут и с какими проблемами сталкиваются. И даже не просто понимает, а переживает эти проблемы, как свои собственные. И всегда пытается помочь.

Если вы поговорите с коллегами-журналистами из Таджикистана, то они вам скажут, что Манана очень любит именно медиарынок в Таджикистане и всегда была его заступницей. Но как-то я общалась с коллегами-журналистами из Кыргызстана и услышала от них то же самое. Наверняка журналисты в других странах думали так же, никто просто не мог поверить, что она могла любить всех сразу. Манана могла. Я всегда удивлялась, как это сама Манана Асламазян — звезда и легенда — после какого-нибудь рабочего спора могла позвонить тебе и сказать что-нибудь доброе, поговорить, понять. С Мананой всегда хотелось быть лучше, чем ты есть — в профессии и в жизни.

Мы тащили Манану на все свои встречи с партнёрами, на все рабочие собрания, у нас была разница во времени, и Манане постоянно нужно было рано вставать, но она никогда не отказывала. Она заканчивала с Таджикистаном и шла в Казахстан, а потом в Кыргызстан, а потом в Молдову. И так каждый день. Если Манана (что бывало редко) пропадала из поля зрения, то было как-то не по себе. Манана со своей космической энергией, человечностью и профессионализмом всем и всегда была нужна. Как мы теперь будем без неё — никто не знает. Ведь место Мананы в жизни каждого человека, кто её знал, так и останется пустым.

Фото из архива команды Internews

Марина Михтаева, Internews Казахстан:

Мы были в командировке в Грузии, это был последний день поездки, вечером нужно было возвращаться домой. Было свободное время, и мы с коллегами решили погулять по Тбилиси. На наше счастье, Манана оказалась тоже не занята. Сказала: я проведу вам экскурсию. Она родилась в Ереване, но часто бывала в Тбилиси у бабушки. Знала и любила этот город.

И она устроила нам один из лучших дней в нашей жизни, как мы потом определили это с коллегами.

Показала нам знаменитое здание МВД Грузии и не менее знаменитые серные бани, блошиный рынок и театр марионеток.

— Девочки, нам ещё надо попить настоящей газировки, — не давала нам сбавить темп Манана. И мы буквально бежали за ней в этой чудной экскурсии, восхищаясь её энергичностью, несмотря на возраст.

Шутили: все уже устали, а Манана порхает.

Манана неподражаемо смеялась и подгоняла: девочки, надо ещё купить вина домой, сейчас покажу хорошее место, а потом заглянем в магазин модного грузинского дизайнера — обязательно там что-нибудь себе купите.

По дороге мы встретили уличных музыкантов, Манана с ними спела. Она ещё и пела!

Закончилась эта лучшая в мире экскурсия в кафе на крыше здания в центре Тбилиси. Манана сказала, что завершить всё нужно, непременно выпив кофе. С пончиками. Непременно с пончиками.

Она была такая и в жизни, и в работе. Ей хотелось всё показать, всё рассказать, всему научить, поделиться знаниями и впечатлениями. Она никогда не жалела ни своих знаний, ни своего сердца для людей.

Анна Шабалдина, Internews Казахстан:

Больше нет Мананы Асламазян. И это не укладывается в голове.

У меня нет истории про то, как она меня похвалила или полюбила. Мне казалось, я её немного бесила, не сильно, а я её дико уважала и побаивалась. Однажды мы с ней и с Олей Каплиной прошлись вместе несколько кварталов по Алматы, весело болтая, — это было единственное общение «вне», остальное было ограничено работой.
В голове не укладывается именно это: больше нельзя будет в разговоре с коллегами сказать: «А давайте спросим у Мананы! Она точно подскажет». Она была консультантом в самом прекрасном смысле этого слова… И это её обычное: «Простите, что вмешиваюсь, но…» Манана, дорогая наша. Сколько бы мы сейчас отдали, чтобы вы бесконечно «вмешивались» и «вмешивались»…

Кстати, последнее, что посоветовала нам Манана по поводу медиакритики: мы должны быть более острыми. И мы постараемся. Потому что.

Плачу и скорблю вместе со всеми, кто знал Манану Асламазян. Больше слов у меня нет…

Махпора Киромова, Internews Таджикистан:

Вчера в полночь, перед сном, я почему-то вспомнила о ней. Вернее, о том, как мы познакомились.

Это был 20-й год. Тогда я решила попробовать себя в Business LAB от Internews, где нам рассказывали о возможных способах монетизации своих медиапроектов. Но через некоторое время я вдруг поняла, что мой проект — это всё же больше про важный посыл, а не про деньги, да и монетизировать в наших условиях — мечта, а не реальность, в связи с чем решила бросить курс. Но вдруг зазвенел телефон. Поднимаю, а там сама Манана. То есть Манана, которая всегда мне почему-то казалась недосягаемой, ведь эксперты с большой буквы и с такой известностью не звонят каким-то участникам каких-то тренингов. А она позвонила. Просто чтобы познакомиться поближе, поддержать и сказать, что чувствует мои переживания.

Потом, уже став частью команды Internews, я поняла, что в этом и есть вся Манана. Другой она просто быть не может. Она не может быть безучастной, когда видит чьё-то смятение. И пусть этот кто-то живёт за сто тысяч вёрст от неё. И пусть этого кого-то она никогда вживую и не видела, но равнодушной быть всё равно она не может. Особенно если в переживаниях находится журналист. Неважно — таджикский, казахский, кыргызский, узбекский…

Вот почему её уход стал таким трагичным для всех, неважно, откуда мы — из Таджикистана, Казахстана, Кыргызстана или Узбекистана.

Жанна Шегай, Internews в Кыргызстане

Манана…
Мой очень дорогой собеседник о важном последний год. В любой момент, по запросу. Однажды — в 6 утра. Особенно много разговоров было после 24 февраля. О мироустройстве, человеческой натуре, этических перекосах, индустриальных задачах и индивидуальных ролях. Мы часто не соглашались, и она говорила, что хотела бы поработать по значимым проектам, ругаться со мной, чтобы найти лучшее решение.

Целый день прокручиваю в голове разговор, который планировался, но так и не состоялся. Я не знаю, что она бы сказала, потому что обращалась к ней не за тем, чтобы услышать то, что и так знаю. Но уверена, что ушла бы в очередной раз с осознанием, что я особенная, даже если всё совсем не так, как, мне кажется, должно быть. Такая вот способность — возвысить человека и заземлить одновременно.

Научила многому. Что можно не соглашаться и быть заодно. Как примирять непримиримое. Адекватности.

Оставила очень личные советы уровня, до которого мне ещё нужно дорасти. И иной трафарет, через который можно смотреть на жизнь.

Покойтесь с миром.

Фото из архива команды Internews

Ирина Медникова, Internews в Казахстане:

Есть такая категория людей в жизни — «родители в профессии» — «мамы» и «папы», которые вкладывают в нас много своей энергии, знаний, передают навыки, учат и воспитывают — родят из нас профессионалов. Медиагуру Манана — одна из таких, всеобщая наша мама. Казалось, что она должна быть всегда — так много всего на ней держалось, так многим она помогала и участвовала. Через неё перепроверяли себя, с ней каждый день советовались, и казалось ещё, что всегда будет время сказать, как сильно её ценим, любим и уважаем.

Мне кажется, что она сама сейчас себя бы ругала, что вот так вышло, и даже, может быть, что всех подвела… Летите спокойно; видимо, ваша Душа так решила, что уже пора… А мы всю жизнь будем ценить, любить и помнить.

Команда Internews в Центральной Азии выражает свои соболезнования всем родным и близким, друзьям и коллегам Мананы Асламазян. В офисах Казахстана и Кыргызстана пройдут траурные мероприятия:

Офис Internews в Казахстане: 5 сентября в 16:00 по адресу: г. Алматы, Масанчи, 98а (3 этаж, 33 кабинет). Коллеги из других городов также смогут подключиться онлайн по ссылке.

Офис Internews в Кыргызстане: 1 сентября в 14:00 по адресу: 12 этаж, офис Internews в КР, бизнес-центр «Асыл-Таш», ул. Ибраимова, 115/1, вход со стороны ул. Гоголя.

Офис Internews в Таджикистане: 2 сентября в 17:00 по адресу: г. Душанбе, ул. Фотех Ниези 19 (2 этаж), вход со стороны Арки. Коллеги из других городов также смогут подключаться онлайн по ссылке.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь