В первый день визита в Казахстан Папы Римского Франциска на католическом франкофонном телеканале KTO прошла приуроченная к этому событию премьера документального фильма французского режиссёра Бруно Агила Kazakhstan, un laboratoire des peuples (sous le ciel des Kazakhs) («Казахстан — лаборатория народов (под небом казахов»)). Одновременно он был размещён на YouTube-канале этого СМИ.
В анонсе фильма написано: он призван дать зрителю ключи к пониманию Казахстана и причин его приверженности межрелигиозному диалогу. Какие «ключи» нашел режиссёр и чему, по его мнению, можно поучиться у Казахстана, читайте в рецензии медиакритика Лауры Копжасаровой.
«Бесподобны во время депортации…»
Главная тема фильма заявлена в самом его названии. Во вступительном закадровом тексте говорится, что путешественников в Казахстане удивляет всё. Прежде всего — то, что народ, безжалостной жестокости которого опасались в древности, сегодня — один из самых мирных и толерантных в мире. Секрет братского сосуществования здесь 130 национальностей автор видит в истории казахов, череде выпавших на его долю, особенно в XX веке, несчастий и страданий, стойко пережив которые народ обрёл редкую мудрость и сострадательность.
XX век стал для народа фатальным, констатирует диктор: большевизм уничтожил традиционный образ жизни казахов — отгонное животноводство. Главной среди трагедий советского периода в фильме утверждается период массовых репрессий, когда Казахстан стал огромным концентрационным лагерем для «врагов народа», землёй вынужденного изгнания для многих депортированных национальностей.
«Караганда стала центром сети депортационных лагерей в Казахстане, где нашли новый дом и новую родину около миллиона человек (здесь и далее цитаты в переводе автора — прим. ред.), — говорит католический священник Грегор Приходько. — … В тяжелейших погодных условиях, когда температура на улице была минус 40 и ниже, люди остались одни возле казахских аулов. И именно казахи приняли ссыльных всем сердцем, делились всем, чем могли… Независимо от национальности, они принимали всех людей такими, какими они были, — с их религией, культурой, языком…»
Как комментирует диктор, в мировой истории очень мало примеров такого коллективного, единогласного и спонтанного желания помочь миллионам незнакомцев. Для автора фильма этот момент принципиально важный. Во время съёмок фильма, проходивших летом этого года, Бруно Агила поделился с автором статьи: «Все, у кого мне довелось взять интервью, отмечали, что казахи были бесподобны во время депортации. Думаю, что это и является главным истоком существующей сейчас ситуации в стране».
Рай на земле
Большая часть 52-минутного фильма, и это вполне объяснимо спецификой телеканала, посвящена католицизму в Казахстане. Через справочную историческую информацию, воспоминания очевидцев и их потомков, рассказы церковных деятелей, прихожан повествуется о появлении христианства и католицизма в Казахстане, «апостоле Казахстана» — причисленному Папой Франциском к лику блаженных священнике-миссионере Владиславе Буковинском, сыгравшим огромную роль в становлении католической общины Казахстана и СССР.
Также — о жизни нынешних казахстанских католиков, деятельности католических храмов, верующей молодёжи, обращенных в католицизм казахах и т. д. Говорится и о положении ислама, православия, протестантства — в целом религиозной ситуации. Как подчёркивается, в традициях кочевников — терпимость и уважение к религиям, чему большинство народов мира могло бы позавидовать.
Свобода вероисповедания, выбора религии, межконфессиональная толерантность породила особый тип казахстанского верующего. «Это человек, который не только уважает свою культуру, но любит и уважает другие культуры, культуру, среди которой он живёт, — сказал протоиерей, председатель отдела по взаимоотношению церкви и общества русской православной церкви Казахстана Александр Суворов. — Он живёт среди разных народов. И это сплачивает, объединяет его с другими в этом мире».
Парадокс межрелигиозных отношений в Казахстане отметил корейский священник-миссионер Ладислав Бек. По его словам, то, что он видит в Казахстане, было бы невозможно в Корее: «Там католики и протестанты не очень понимают друг друга, протестанты агрессивны по отношению к нам. А здесь они очень дружелюбны, приглашают нас к себе. Мы можем прийти к ним, послушать друг друга, пообщаться».
Впрочем, фильм показывает не только межнациональную и межрелигиозную ситуацию в Казахстане. В нём, тоже со слов разных спикеров, говорится и о национальных ценностях — семье, уважении к старшим, гостеприимстве и т. д. Кроме того, даётся обзор внешнего — геополитического — положения Казахстана и внутриполитического — смене президента, ожидаемых после января 2022 года реформах.
Таким образом, картина не ограничивается рамками главной темы, но и даёт срез общей современной ситуации в стране. В качестве резюме можно воспринимать слова католика Грегора Приходько, назвавшего Казахстан моделью, примером, у которого можно научиться многим вещам, прежде всего тому, как жить вместе. Завершается лента признанием корейского пастора: «Я хочу остаться здесь. Я чувствую себя здесь счастливым. Думаю, что Казахстан — это рай, по-русски — царствие небесное, на земле!»
Под небом голубым
Это высказывание в заключительных кадрах фильма сопровождается видеорядом голубого неба. С кадров голубого неба он и начинается. Это ключевой образ, лейтмотив, проходящий через весь фильм. Небо «просвечивается» даже через буквы начальных и конечных титров. Оно фигурирует и в тексте. Первая фраза, которую слышит зритель, взята из тюркских мифов и придаёт высокий стиль повествованию: «Вначале было голубое небо, Отец-Небо…»
Небо — это многозначный символический образ, в первую очередь отсылающий к тенгрианству, и одновременно реалистический — как элемент пейзажа. Неоднозначен и подзаголовок «Под небом казахов», который можно «считать» и как поэтическую метафору, порождающую много ассоциаций, и как условную «схему» повествования: сначала зритель глазами оператора видит Казахстан с неба, с высоты полёта самолёта, затем открывает его под небом, на земле.
Помимо неба, среди ключевых природных образов-символов фигурируют бескрайние степи и орлы. В последующих кадрах они предстают в качестве элементов государственного флага республики — полотнища голубого цвета с парящим орлом под лучом солнца. Такой переход, по всей видимости, призван подчеркнуть их значимость в национальном миропонимании казахов. Национальный колорит и настрой придаёт сопровождающие фильм казахские мелодии и песни. Сильное лирическое начало картины также проявляется в интонации диктора, риторичности и эмоциональности стиля речи.
Своеобразен, если так можно выразиться, лоскутный «покрой» произведения. Помимо репортажных съёмок, интервью, в нём используются архивные фото и видео, карты, картины, рисунки, плакаты. Различные события — религиозные служения, обряды, песнопения и досуговые мероприятия, семейные праздники и сборы, встречи, выставки — происходят в многообразных локациях — культовые учреждения, рабочие кабинеты, дома, музеи, кафе, парки, улицы, городские достопримечательности, вокзалы и т. д.
Интервьюируемыми выступают учёные, представители различных конфессий, прихожане, общественные деятели, молодёжь, обычные горожане и сельчане. Съёмки фильма охватили четыре города Казахстана — Астану, Алматы, Караганду и Шымкент. Всё это в целом позволило создать многоликий образ многонационального и многоконфессионального народа Казахстана.
Откровение от Бруно
Для казахстанцев и жителей постсоветского пространства в документальном фильме французского режиссёра Бруно Агила, пожалуй, нет ничего нового. Интерес он представляет как взгляд чужестранца, со стороны, который априори считается более объективным. Согласиться с ним или нет — это дело каждого, но искренность автора подкупает и вызывает уважение.
Для западного зрителя, которому он и был адресован, возможно, эта работа станет открытием. Собственно, ради этого она и создавалась. Как признавался режиссёр, когда он приехал в Казахстан и приступил к работе, стал встречаться и разговаривать с людьми, изучать историю страны и читать литературу, это оказалось для него настоящим открытием.
«Этим открытием я намерен поделиться с французами и другими франкофонными зрителями телеканала из других стран, — сказал он при встрече. — Мой фильм должен дать представление о Казахстане и казахстанцах, о том, что я увидел здесь своими глазами. Меня тронуло качество отношений между людьми в вашей стране. Я посещал много стран, но нигде раньше не видел того, что есть у вас. Я никогда не думал, что можно, как в Казахстане, жить в мире и дружбе представителям такого большого количества национальностей и разных конфессий. Такое совместное сосуществование до посещения Казахстана мне казалось невозможным. Мир сейчас становится всё более и более агрессивным. И вдруг я открыл для себя такое чудо в Казахстане. Обо всём этом я и хочу рассказать в моей картине».
Думаю, что свою цель Бруно Агила выполнил. Появившиеся на YouTube-канале KTO комментарии на фильм подтверждают: через эту картину люди узнают об удивительном народе Казахстана. Между тем, сам Папа Римский, выступая на VII Съезде лидеров мировых и традиционных религий, назвал открытый многонациональный и многоконфессиональный народ примером для будущего и признался, что Казахстан стал для него настоящим сюрпризом.