Лень или экономия ресурсов? Как республиканские медиа Казахстана освещают события в регионах страны

0
292

Крупные СМИ Казахстана: как они освещают региональные события? Про что пишут, соблюдают ли этику, выдерживают ли баланс, кого цитируют и на кого ссылаются? Ответ на этот вопрос искала медиакритик Елена Кулакова.

О событиях в регионах, особенно в малых городах и сельской местности, крупные СМИ пишут очень мало — как правило, просто перепечатывая текст другого ресурса или же обходясь короткой информацией. А кто-то вообще обходит тему стороной. Всё больше новости в крупных медиа стали напоминать криминальные сводки или пресс-релизы. Многие даже не переделывают их, копируя друг у друга. Некоторые медиа, не имея своих корреспондентов в том или ином регионе, записывают комментарии по телефону, просят жителей отснять и прислать фото и видео. Но многие этим не заморачиваются вообще.

Новости из регионов и глубинки — редкое явление

Nur.kz. Крайне редко в последнее время там можно встретить новости из регионов. С чем это связано — непонятно. Но всё чаще это издание перепечатывает материалы других медиа или пресс-релизы властей, при этом не всегда проверяя информацию. И всё реже готовит свои собственные новости и статьи — например, такие истории: «Как возвращали тепло в дома Экибастуза: история командированного специалиста».

Вот Nur.kz опубликовал новость с заголовком «На ТЭЦ-2 в Темиртау строительство седьмого котла идёт по графику». Точно так же звучала информация, подготовленная пресс-службой акима. В чём тут была новость, да ещё и с таким заголовком, — непонятно.

Или вот такой материал: «Женис Касымбек после ухода с поста акима написал жителям Карагандинской области». Редакция просто опубликовала слова акима, взятые с его страницы в соцсетях, где ничего такого, что могло бы взволновать жителей региона, не было. Похоже на пиар.

Бывает, что Nur.kz публикует криминальные новости из регионов о том, что «зарезали мужчину».

KazTAG события в регионах пытается освещать более развёрнуто, с комментариями сторон, добавляя бэкграунд. Пример: «Жители Атбасара в Акмолинской области жалуются на проблемы с отоплением». Добавив немаловажные детали о том, что ранее жители посёлка Бурабай жаловались на низкую температуру в квартирах, и что государственные средства, выделенные на отопление посёлка, «ушли на покупку апартаментов на Северном Кипре». Тем самым KazTAG показал и масштаб проблемы, и откуда у неё «ноги растут».

Но перепечатывают и новости из региональных СМИ, например: «Преподаватели Актау выиграли суд по делу приватизации жилья». Или вот ещё: «Жители Костанайской области требуют вернуть часовой пояс в природное время», сославшись на «Нашу газету».

Почему-то информацию о забастовке в Жезказгане Улытауской области KazTAG передал со слов акимата. Но в информации была неточность: забастовщики не просили повысить зарплату именно на 85 тысяч тенге, это уже компания согласилась повысить на такую сумму.

KazTAG, опять сославшись на сообщение властей, пишет, что кызылординка завоевала серебро на чемпионате Азии по шахматам. Но почему говорит именно акимат, а не представители шахматистки или она сама?

Что за важная новость такая, чтобы писать о ней в будущем времени, ссылаясь на неназванный источник? Посудите сами. KazTAG выдал сообщение о предстоящем назначении акимов, сославшись на некий «источник, знакомый с ситуацией»! Тут и тут. Это, как минимум, непрофессионально и несерьёзно для такого СМИ, да и вообще для такого рода информации.

Tengrinews.kz о происходящем в регионах писал в последнее время на темы коммуналки и криминала. Например: «Кызылординцы жалуются на грязную питьевую воду». И, как правило, ссылаясь на другие СМИ, пресс-службы или сообщения из социальных сетей. Что мешает такому крупному информагентству готовить свои новости?

Лишь изредка на сайте Tengrinews можно встретить собственные материалы из регионов. Вот один из них: «В Алматинской области происходит какой-то сюр». Речь идёт о Талгарском районе Алматинской области, где не могут определиться, в чьём ведении он находится. Почему нельзя готовить подобные живые репортажи с фото из сельской глубинки других регионов, где поводов для материалов найдётся множество?

В Informburo крайне мало новостей из регионов, не говоря уже о полноценных репортажах и аналитических статьях. Например, автор сообщает, что осуждённые сняли видео для дестабилизации оперативной обстановки в учреждении и получили 3,5 года за инсценировку пыток в Карагандинской области. Это говорится в утвердительной форме, без доли сомнения и без комментариев другой стороны — хотя бы правозащитников, которые наверняка следили за делом.

Выкручиваются разными способами

Интернет-журнал «Vласть»: там редко можно встретить новости из регионов, особенно из малых городов и сёл. В основном новости выходят о событиях в столице или общего масштаба, касающиеся страны.

Такая значимая новость из региона о том, что общественники Талдыкоргана просят переименовать улицу Назарбаева, подготовлена не самой «Vластью», а сообщением со ссылкой на KazTAG.

Также там нередко выходят новости, больше похожие на сообщения пресс-служб, которые часто пишут о том, чего ещё нет. Журналисты сообщили о намеченном запуске жилищной программы в Актюбинской области и о том, что хотят построить сахарный завод.

Зато «Vласть» может похвастать полноценными репортажами из регионов, к освещению которых некоторые журналисты подходят профессионально и с душой. Хотя и их тоже мало. Вот, например: «Как живут кандасы в Мангистау» — издание посвящает возвращению на родину казахов целую серию материалов. Живой репортаж с фотографиями, помогающий раскрыть проблемы переселяющихся людей. Пожалуй, такие материалы и желание развивать тему дальше могут быть хорошим примером для других СМИ.

Интересный репортаж вышел о том, как обычный сельчанин полтора года доказывал, что в школе есть радоновое излучение, а теперь пытается добиться внимания госорганов к опасности от уранового карьера. К слову, многие другие СМИ, перепечатывающие чужие материалы, почему-то обошли эту тему стороной.

Ratel.kz несколько отличается от других электронных СМИ. Чувствуется, что у сайта есть собственные корреспонденты, готовящие полноценные материалы из регионов, но не из всех.

Вот Ratel.kz опубликовал репортаж из села Чувашинское Западно-Казахстанской области. Автор пишет: им нужна качественная школа, а не фурор в соцсетях. Интересный репортаж, но мне, как медиакритику и читателю, не хватило и другой стороны — детей или хотя бы их родителей, раз уж автор взялась так подробно всё описывать.

Иногда интернет-издание допускает дисбаланс и выносит собственную оценку. Так было с материалом о борьбе жителей со свинофермой в ВКО. В тексте так много места отдано властям, но ни слова не предоставлено их оппоненту.

О том, что «газ пропал на заправках Уральска» Ratel.kz сообщил всего в трёх коротких предложениях, без подтверждения или хотя бы попытки получить комментарии.

Газета «Время», позиционирующая себя как общественно-политическое СМИ, тоже стала часто перепечатывать материалы коллег. Вот лишь некоторые: «Двух женщин сбили на «зебре» и скрылись с места ДТП в Туркестане» или о том, что в Актау до сих пор не дали горячую воду из-за проблем в резервуарах МАЭК — всё это по сообщениям KazTAG.

Но встречаются и свои расширенные материалы из регионов. Один из них под названием «Очередной помпезный проект решили воплотить в Мангистау, затопив впадину Карагие». Автор подчеркнула, что власти Мангистау «не спешат знакомить жителей» с этим проектом, «предпочитая держать проект под сукном». Позже вышел материал о реакции чиновников. Тем самым редакция продолжила отслеживать резонансную тему.

Не перепроверив информацию, газета сообщила, что 10 маленьких пациентов уже получают дорогостоящий препарат. Автор указала в конце текста, что «у детей, которые первыми получили спасительные уколы, уже есть значительные улучшения». Но где в тексте те самые родители или дети, действительно получившие долгожданное лекарство и у которых отмечаются заявленные улучшения?

Региональным СМИ пора давать премию за рейтинги крупных медиа

У информационного агентства NewTimes.kz есть рубрика «Регионы KZ», но репортажей или новостей оттуда совсем мало. Однако надо отдать должное: это СМИ нестандартно подошло к освещению событий — оно публиковало дневник горожанки из замерзающего Экибастуза, озаглавив его «Будто по Хичкоку снимают сюр».

Живой репортаж получился из села Акмолинской области о том, как «Наедине с проблемами остались жители окраины Кокшетау».

В материале «Что мешает акиму Восточно-Казахстанской области поладить с людьми?» автор пишет, что ни в одной области Казахстана жители так настойчиво не требовали сменить акима, как в ВКО. А далее материал построен на перечислении заслуг акима и как бы на оправдании проблем при этом руководителе.

ИА часто либо перепечатывает новости других СМИ или цитирует сайты госорганов. В материале на злободневную тему про нехватку газа на заправках с громким заголовком «Вслед за Атырау газ пропал и на заправках Уральска» была надежда увидеть, что корреспонденты сами разузнали ситуацию на местах, поговорили с заинтересованными сторонами. Но текст вновь оказался перехваченным у регионального СМИ.

Материал о том, как мать 14 детей в Жетысу стала бизнесвумен, был подготовлен на основе пресс-релиза акимата. Почему журналист не встретился с героиней, не поговорил с ней хотя бы дистанционно?

Часто копируют новости с издания Петропавловск.news, которому пора давать уже премию за рейтинг ИА.

Республиканская общественно-политическая газета «Литер» указывает, что на её страницах присутствует «полный спектр всех общественно значимых событий». Пожалуй, с этим очень сложно согласиться. Собственных новостей из регионов почти нет. Многие новости преподносятся со ссылкой на другие СМИ. Даже о ЧС в Экибастузе издание передало со ссылкой на других.

Вот газета сообщила своим читателям, что «накануне на одной из шахт AMT вновь погиб сотрудник». Но не перепроверила информацию и ввела в заблуждение, поскольку работник погиб не в шахте, а на металлургическом комбинате в Темиртау, это совершенно разные предприятия в разных городах этой компании. Так сказываются отсутствие своего репортёра в регионе и незнание специфики региона.

Телевидение

Телеканал КТК о региональных событиях сообщает только в случае резонанса: «Негативное отношение карагандинцев» — стала известна причина отмены концерта Ларисы Долиной. И то, сюжеты на КТК выходят лишь о некоторых регионах, из глубинки — ещё реже. Часто сообщают о коммунальных проблемах, криминале или ЧП. Помнится, еще несколько лет назад телеканал блистал разнообразными новостями из разных регионов страны.

«Хабар 24» часто выдаёт позитивные события из регионов, а бывает — и из сёл. Вот пример: «Первый сборник Абая найден в Павлодарской области». Или о том, что сельчанки, освоив новые профессии за пару месяцев, уже могут «уверенно конкурировать с состоявшимися профессионалами». Но тут журналист явно перехвалил, выдав желаемое за действительное.

Информативный сюжет подготовлен о ситуации с пастбищами в Восточно-Казахстанской области — «Кто владеет пастбищами в ВКО?».

ASTANA Times — надо отметить, что из регионов телеканал часто освещает события, сообщает о проблемах. Интересный репортаж на злободневную тему получился из Северо-Казахстанской области, где жители села выступали против строительства нового водопровода.

Не имея в Улытауской области своего корреспондента, телеканал рассказал о том, что в Жезказгане с требованием повысить зарплату на улицу вышли рабочие. ASTANA Times выкрутился, используя записанное рабочими видеообращение и взяв комментарий компании по телефону.

В лидерах на телеканале Восточно-Казахстанская, Северо-Казахстанская, Костанайская, Акмолинская, Актюбинская, Атырауская, Карагандинская области. В основном события охватываются только в областных центрах и реже — в малых городах и населённых пунктах. Не везде соблюдён баланс.

Взять, к примеру, сюжет о свиноферме, которую власти решили закрыть. Там приведён лишь комментарий чиновника, но позицию руководителя фермы не указали.

В репортаже о суде над участковым по делу об убийстве сельчанки в СКО тоже нет баланса. Журналист дала слово прокурору, сыну погибшей и жителю села. Но не указала версию подсудимого.

В ноябре телеканал показал мужчину из Жетысу, который сообщил о рабстве. Тема щекотливая. В эфире прозвучали имя и фамилия того, кто предположительно причастен к случившемуся. А если информация не подтвердится?

В сюжете «Мать-кукушку разыскивают полицейские Петропавловска» журналист пренебрёг этикой, называя мать ребёнка «неправдивая», «блудная дочь», «горе-мамаша».

К чему пришли?

Республиканские медиа, несмотря на свои возможности и авторитет, пренебрегают событиями и проблемами из регионов и особенно глубинки.

Что это: лень или экономия ресурсов? Многие СМИ уже давно перестали быть самостоятельными в поисках новостей и интересных, злободневных тем, всё чаще становясь придатком пресс-служб госорганов и компаний или просто копируя материалы своих коллег. В итоге казахстанское информационное поле становится похожим на какой-то один источник информации, где большая часть материалов выходит как под копирку, порой с одинаковыми заголовками и одними и теми же ошибками.

Почему центральные медиа считают, что события в регионах, особенно в малых городах и населённых пунктах, не достойны освещения? Через крупные СМИ больше шансов получить необходимую реакцию на то или иное событие. Но республиканские издания и телеканалы зачастую, видимо, не придают этому значения.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь