«Бейбарсиада» в Казахстане: как СМИ освещали 800-летие великого султана Бейбарса

0
234

В двух странах — Египте и Казахстане — в этом году на государственном уровне отмечается 800-летие со дня рождения султана Бейбарса. Как начали проводить юбилейные торжества в нашей стране, и как всё это освещали СМИ, оценил медиакритик Газинур Гиздатов.

В казахстанском обществе, исторической литературе, художественных произведениях и до юбилейной даты всегда присутствовал неподдельный интерес к выходцу из кипчакских степей, легендарному султану Египта XІІІ века Мелику аль Мелик Ас-Султан Рукн ад-дин ас-Захр Бейбарс аль-Мансури аль-Миери Абуль Футух аль-Бундукдари. Из значимых медийных произведений предыдущих лет об этой исторической личности назовём роман режиссёра и писателя Ермека Турсунова «Мамлюк» и постановку в «Астане Балете» «Султан Бейбарс». Но далее — только о продуктах СМИ последнего времени и без сравнения с творениями из других восточных стран, которая тоже грешит всеми особенностями исторического пафоса.

Утопить в славословии

По давно заведённой традиции юбилей начали со сталинско-брежневской классики — стали называть улицы («В Астане появилась улица в честь султана Египта и Сирии») и проводить разного уровня и ранга конференции: по всей видимости, потому что «сверху» велели.

Следующий юбилейный формат — уже в задумке и исполнении не от государства, а от казахстанских журналистов: утопить героя в славословии, используя только информацию из Википедии. «Отец побед: Султану Бейбарсу исполняется 800 лет», «800-летний юбилей выходца из кипчакской степи султана Бейбарса отметят в Египте». Сопутствующий визуальный ряд в казахстанских изданиях тоже не отличается оригинальностью. Источник изображений султана, иногда кокетливо обозначаемый «из открытых источников», тоже всегда один.

«Бейбарсиада» в Казахстане

В архиве «Бейбарсиды» в Казахстане — и давние, и новые работы: художественные фильмы, публицистические и сугубо религиозные выступления (СҰЛТАН БЕЙБАРЫС ЖАЙЛЫ АЙТЫЛМАҒАН АҚИҚАТ | АБДУЛЛА ЖОЛДАС) и даже один статичный анимационный фильм «Сұлтан Бейбарыс».

Также очень много документальных сюжетов разного уровня осмысления: от народного лубка «Юрта на пирамиде, Султан Бейбарс ставил юрту на пирамиде и жил там» до исторически выверенного «»Тайны. Судьбы. Имена». Султан Бейбарс» (2019 г.).

При этом во многих казахстанских документальных фильмах стала нормой подача фрагментов и фотографий из давних художественных картин без указания источника, будто это «документальная хроника» XIII века (невольно вспоминаются анекдотичные случаи о псевдоисторических открытиях, описанных писателями Фазилем Искандером и Юрием Домбровским). Это давний источник для сюжетов об исторической личности из добротного фильма «Султан Бейбарс» (1989 г, режиссёр Булат Мансуров). Из него часто наши «документалисты» заимствуют если не всё, то многое.

В январе этого года, опережая многих, зрителям показали документальный сюжет Майи Бекбаевой «Предок казахов, защитивший ислам».

В отличие от других фильмов Бекбаевой, в том числе о Бейбарсе, новый 10-минутный видеосюжет — эксклюзивная документальная зарисовка-рассуждение от ведущей на фоне египетских видов, так или иначе связанных с правлением султана. Сюжет прост, лаконичен, порой трогателен и любопытен для казахстанских зрителей, воспитанных в советской культуре символического восприятия любой исторически значимой личности. Но самое главное — новый материал представляет героя в том природно-географическом интерьере, в котором он некогда жил, что придаёт ему весомость и новизну.

Других исторических и культурных открытий, связанных с именем Бейбарса, Казахстан не предложил. На таком скудном, формальном и бедном культурологическом фоне по-прежнему ярко выделяется балет (премьера прошлого года) Мукарама Авахри «Султан Бейбарс», в котором языком пластики рассказано многое и очевидное, но заставляющее задуматься над концептуально взаимосвязанным: власть, родина, время.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь