Каждый день редакции в Центральной Азии используют в своей повседневной работе искусственный интеллект. Почти весь сегодняшний контент, в лучшем случае — это совместная работа человека и нейросетей. Однако, чаще всего медиа прибегают к помощи ChatGPT, хотя производители предлагают огромное количество других инструментов на базе искусственного интеллекта.
Про некоторые из них во время дискуссии «AI и авторское право» рассказал медиаэксперт из Казахстана Марат Садыков.
Своё выступление Марат Садыков начал с примера — короткого видеоролика на сложную тему, посвящённую детям, которые рождаются в тюрьме.
«Если вы работаете с чувствительной темой, в которой визуализация невозможна, то можно прибегнуть к генерации изображений. Главное — оставаться честным перед аудиторией: маркируйте ИИ-контент и не пытайтесь выдать его за реальный. Чтобы это было не подменой, а этичным способом визуализировать важные истории», — объясняет Садыков.
Он перечислил все сервисы, которые использовал для подготовки своего ролика:
ChatGPT — для написания текста озвучки;
11Labs — для синтеза речи и звукового оформления;
Midjourney — для генерации изображений;
Kling AI — для анимации;
DaVinci Resolve — для финального монтажа.
Как сделать контент на основе больших данных?
Отдельное внимание Садыков уделяет сервису Google NotebookLM — инструменту, который помогает анализировать большие массивы данных: от PDF-расследований до интервью и материалов из соцсетей. Сервис умеет строить ментальные карты, делать аудиовыжимки и даже генерировать подкасты на основе загруженной информации. Это особенно полезно для работы с тематическими проектами и сложными досье.
Кроме этого, на сервисе журналистам будут полезны:
Централизация источников: можно загружать документы, аудио‑ и видеозаписи, PDF, статьи и даже YouTube‑транскрипции, чтобы все было доступно в одном «блокноте».
Быстрые резюме и FAQ: инструмент автоматически создаёт краткие обзоры, ключевые вопросы и FAQ по загруженным материалам — экономя десятки часов традиционного чтения.
Подкасты‑обзоры: одна из самых популярных функций — Audio Overview, которая превращает текстовые материалы в диалог двух ИИ‑ведущих.
Фактчекинг и проверки цитат: можно загрузить черновик статьи или стенограмму и попросить найти прямые цитаты или аргументы, с указанием источника и временной метки Сравнение материалов: очень удобно для работы с большими документами — например, сравнения двух свидетельских показаний или отчетов, и выявления несовпадений.
Транскрипция интервью: можно просто загрузить mp3‑файл, получить транскрипт и сразу задавать вопросы по содержанию — например, выделять ключевые тезисы.
Как создать релевантные картинки?
Садыков советует избегать использование ИИ в новостях, расследованиях и фоторепортажах, где сгенерированный контент может ввести аудиторию в заблуждение. Кроме того, он предупреждает, что создать качественный контент совсем без участия человека не получится.
«Чтобы получить хорошую картинку, вы должны видеть её сами. Понимать, что такое крупный план, какое освещение вам нужно, какие эмоции — и чётко формулировать это в промпте. Только тогда ИИ работает на вас, а не вместо вас», — объясняет он.
Эксперт говорит, что Gemini AI от Google особенно хорошо понимает визуальный контекст Центральной Азии и создаёт изображения, наиболее приближенные к реальности региона. Впрочем, функционал этого инструмента не ограничивается только созданием изображений. Например, на базе Gemini AI от Google журналисты могут создавать стиль своим изображениям, экспортировать их напрямую в Google Docs, Presentations или Canva и многое другое.

В случае, если журналистам требуется анимация или видео, Садыков советует использовать инструменты Kling AI или Krea.ai, которые позволяют создавать видеоконтент, пригодный для сторителлинга.
- Kling AI — это продвинутая творческая студия для генерации и редактирования изображений и видео (до 1080p, 2 минут), работает по текстовым и графическим запросам, и отличается высокой реалистичностью.
- Krea.ai — больше подходит для дизайнерских решений. Этот инструмент ориентирован на генерацию и редактирование изображений и видео в реальном времени.
Садыков отмечает, что нейросети пока не способны заменить производство документального контента, востребованного у аудитории, несмотря на рост качества материалов, создаваемых искусственным интеллектом. В то же время медиаэксперт выражает опасения, что ИИ может ошибочно маркировать контент, созданный людьми, что будет снижать его ценность в глазах зрителей.
Дискуссия «AI и авторское право» состоялась в рамках регионального проекта «Повышение устойчивости аудитории через достоверные истории (CARAVAN)», финансируемого Европейским Союзом и реализуемого Internews.