Чуть больше недели назад казахстанцы — кто с искренним воодушевлением, кто с ядовитой иронией — отметили День первого президента. Телеканалы, не имеющие права на второе, в очередной раз радовали зрителей документальными фильмами о монументальной фигуре Нурсултана Назарбаева. «Хабар», съевший на этом собаку, приготовил для своей аудитории премьеру — спецпроект «Эпоха Назарбаева». Трёхчастное повествование Майи Бекбаевой призвало «вспомнить и проанализировать» период президентства Елбасы.
Сразу скажем: никакого анализа, подразумевающего всесторонний разбор принятых Назарбаевым за период его руководства решений, в трёхчасовом телепроекте не обнаружилось. Главная политическая фигура современного Казахстана предстала перед зрителями в набившем оскомину образе международного миротворца, который после 11 сентября 2001 года предотвратил — ни много, ни мало — глобальное столкновение.
«Мировые лидеры тогда стали искать свои способы защиты и реагирования на угрозу терроризма, который всё чаще стали ассоциировать с исламом и странами исламского мира. Таким образом, человечество оказалось на грани межцивилизационного кризиса. Нужен был открытый и честный диалог на территории, приемлемой для всех. Такой площадкой стал Казахстан, в течение последующих лет организовавший на своей территории целый ряд глобальных проектов и форумов, предложенных миру ради мира в будущем», — озвучила Бекбаева один из самых впечатляющих итогов подошедшей к концу «эпохи».
Любопытно, что внутриполитическая ситуация не стала для авторов проекта предметом, достойным сколько-нибудь пристального внимания. У неосведомлённого зрителя, например, не было ни единого шанса догадаться о наличии в стране избирательных циклов, пока ведущая внезапно не вспомнила президентскую кампанию 2015 года. Повод уважительный — она стала последней, в которой в качестве претендента принял участие Назарбаев. Рассказ о кампании занял в общей сложности чуть больше 30 секунд. Этого времени хватило, чтобы озвучить процент голосов, с которым первый президент одержал сокрушительную победу, и показать бюллетень с именами тогдашних соперников неизменного лидера — Тургуна Сыздыкова и Абельгази Кусаинова.
Чуть больше повезло политикам, претендовавшим вместе с Назарбаевым на место первого секретаря ЦК Компартии Казахстана в 1989 году. Их фамилии не только отчётливо прозвучали в первом выпуске — зрителям ещё и показали их наружность. Оно и понятно: эти призраки из прошлого уже давно не угрожают месту Назарбаева в сердцах казахстанцев (и законах страны). Из современных казахстанских политических деятелей синхронов удостоились только двое — бывший министр иностранных дел Ерлан Идрисов и первый заместитель председателя Nur Otan Бауыржан Байбек. При этом за три часа ничего не было сказано ни о самой политической партии, ни о прочих соратниках первого президента.
Однако авторы не пожалели времени, чтобы хоть и чужими устами, но прокомментировать текущий подъём политического активизма в республике. Для этого на запись телепроекта пригласили внучку Миржакыпа Дулатова Жанну Сатыбалдиеву. К ней Бекбаева и обратилась с главным вопросом: «»Оян, қазақ!» — этот манифест, призыв, автором которого стал ваш дедушка, сегодня в обществе по-разному очень часто тиражируется и используется. Как вы к этому относитесь?»
«Конечно, в какой-то степени, особенно в последние годы, призыв Миржакыпа Дулатова «Оян, қазақ!» часто используется несколько, на мой взгляд, спекулятивно. Бывает мне, как внучке его, обидно, когда используется это для того, чтобы будоражить население, призывать его к неосознанным выпадам, я бы сказала, и не совсем, может быть, правильно как раз в том смысле, который вкладывал Дулатов, прежде всего», — произнесла внучка поэта и писателя. При этом женщину, судя по всему, нисколько не покоробило, что к рассказу об уважаемых деятелях «Алаш Орды» ведущая перешла сразу после воспоминаний о «Сникерсе», жвачке «Турбо» и «Рабыне Изауре».
К слову, такие резкие и неочевидные переходы между темами авторы проекта будто позаимствовали у Леонида Парфёнова, который мастерски пользуется этим приёмом в своих выпусках «Намедни». Ведущая игриво перескакивала с исторической роли президента в «перезагрузке» Организации исламского сотрудничества к смерти Стива Джобса, а потом и к свадьбе британского принца Уильяма. В другой раз за её мыслью было почти не уследить: от фото утонувшего трёхлетнего сирийского беженца, найденного на берегу Турции, она перешла к вирусу Эбола, затем к президенту США Дональду Трампу и, наконец, столь долгожданному «Оскару» Леонардо Ди Каприо. По окончании стремительной зарисовки Бекбаева приступила к размеренному рассказу о достижениях отечественных спортсменов.
В этом обнаруживается одно из главных неудобств презентованного каналом спецпроекта — его темп то убыстряется настолько, что от сообщаемых деталей немного мутит, то неожиданно замедляется, оставляя место для пространных интервью на белоснежных диванах. Самыми первыми на них уселись участники забастовки карагандинских шахтёров в 1989 году — события, показавшего казахстанцам своего будущего лидера во всей красе. Немолодые мужчины подробно рассказали о «подвиге» Назарбаева, который сумел подобрать для бастующих нужные слова и «вернуть шахтёров в семьи».
О том, что спустя 28 лет казахстанские шахтёры снова дерзнули бросить вызов своим работодателю и правительству, отказавшись выходить на поверхность, разумеется, никто не вспоминал. В декабре 2017 года власти, напомним, решили кинуть на амбразуру тогдашнего акима Карагандинской области и беспощадное казахстанское правосудие, обязавшее несогласных выйти на поверхность до Дня независимости. А Назарбаев в своё последнее десятилетие у руля страны, судя по сценарию проекта, занимался более важными вещами — борьбой с терроризмом, нормализацией отношений между Путиным и Эрдоганом, устроительством EXPO и духовным возрождением сограждан в рамках программы «Рухани жангыру». Последнюю Бекбаева без стеснения поставила в один ряд с реформами Ататюрка в Турции и реставрацией Мэйдзи в Японии.
Все экономические проблемы, с которыми казахстанцы успели столкнуться за прошедшие десятилетия, ничего серьёзного из себя тоже не представляли. Особенно оптимистичным вышло повествование о последствиях для Казахстана мирового финансового кризиса 2008 года: «Когда в мире закрываются заводы и фабрики, Казахстан строит новые предприятия и создаёт рабочие места. В пик кризиса — в 2009 году — согласно официальной статистике, снижается уровень безработицы и повышаются зарплаты и пенсии». При этом рядом с ведущей появилась симпатичного вида инфографика с ломаной зелёной линией, на которой не было ровным счетом ни одной цифры, доказывающей это локальное экономическое чудо.
В целом же техническое оснащение студии позволяло не только демонстрировать какие угодно данные, но и при желании записать как минимум местный вариант шоу «Голос»: три вертикальных экрана, один — на полу, и ещё два при необходимости спускаются откуда-то сверху. Отсылка к эстрадным номерам тут, кстати, не случайна. По традициям отечественных застолий хвалебные оды в честь виновника торжества должны — чтобы гости не заскучали — перемежаться песнями и танцами. «Эпоха Назарбаева» не стала исключением: рассказы об очередном десятилетии венчали выступления Бауыржана Исаева, группы «Улытау» и юного Ержана Максима, чьим композициям усердно подтанцовывала немногочисленная массовка.
Такими же незначительными, думается, могли почувствовать себя и рядовые зрители, которые по какой-то причине решили досмотреть трилогию о «марафонском забеге» выдающегося политического деятеля нашей страны до конца. Ведь в фильме забыли упомянуть не только членов команды первого президента, но и народ, далеко не единожды выбравший его своим представителем.