Журналисты заговорили: как освещают вторую волну COVID-19 в Казахстане

0
87

Министерство здравоохранения всерьёз обеспокоено общественным восприятием борьбы с COVID-19. По подсчетам ведомства, аж 24 % публикаций в соцсетях и СМИ имеют негативную окраску. Акиматам дана разнарядка: снизить показатель до 10 %. Журналисты и пользователи социальных сетей справедливо негодуют и едко иронизируют, ведь только благодаря медиа казахстанцы имеют хоть какое-то представление о том, что в действительности происходит в охваченной пандемией стране в последние недели.

Журналисты в буквальном смысле стали глазами и ногами своих читателей. Они тщетно обходят аптеки в поисках бесполезного, но выписываемого врачами Ингавирина, а находят его только на OLX. Они общаются с «очень нервными» провизорами и подвергают сомнению слова акиматовского координатора о «высокой социальной ответственности» алматинских аптек. Вместе с мониторинговой группой они оказываются перед захлопнутой дверью столичной аптеки, где пенсионерке продали мазь с 70-процентной накруткой. 

Благодаря СМИ вскрываются самые неожиданные в настоящих условиях вещи: так, например, один из онлайн-порталов выяснил, что для получения электронных рецептов пациенту необходимо — как бы парадоксально это ни звучало — приходить на очный прием к врачу. Особого внимания заслуживает и изобретательность медцентров и лабораторий, тестирующих казахстанцев на COVID-19. В один и тот же день съёмочной группе приостановку тестирования объяснили «техническим сбоем», нехваткой пробирок, санитарными днями и «выходом аппаратуры из строя». 

Толпящиеся у алматинского морга сотрудники ритуальных агентств тоже поведали журналистам о том, как кардинально изменились их рабочие будни. Мужчины откровенно прошлись и по «неправильной» статистике Министерства здравоохранения, и по «забитым» частным моргам, и по умершим за последние недели «ритуальщикам». Герои другого репортажа поделились с журналистами ужасающими подробностями о царящей в больницах и моргах неразберихе. Оказывается, можно приехать в медучреждение с вещами на выписку и обнаружить, что любимый отец скончался ещё три дня назад.

В условиях, когда министр здравоохранения отвечает в лучшем случае на один из восьми заданных журналистами вопросов, ценнейшими источниками информации внезапно стали охранники у аптек и моргов. Другой вариант узнать истинное число умерших — пытаться самостоятельно складывать разрозненные цифры, озвучиваемые чиновниками разных мастей. В День траура в память о жертвах коронавируса семь независимых казахстанских СМИ (по примеру таджикских коллег) объявили о готовности вести счёт вручную. Меньше чем за сутки после запуска ресурса редакции получили около 300 анкет. Спустя несколько дней журналисты, пожертвовав сначала свои рекламные бюджеты, в прямом эфире и вовсе собирали деньги на кислородные концентраторы для казахстанских больниц.

Однако не пренебрегают СМИ и своим традиционным оружием, давая возможность высказаться на своих виртуальных страницах не только медикам, но и самим себе. Кто-то из журналистов ностальгирует об «информационном барабане» и радуется возможности, наконец, «заглянуть за забор, создающий видимость благополучия»; кто-то в деталях описывает симптомы проявившейся болезни и полуночную поездку на компьютерную томографию легких. Другие в очередной раз указывают на «несостоятельность политического мышления властей», одновременно вопрошая: «…чем салют 6 июля, когда были переполнены не только больницы, но уже и морги, хуже какого-нибудь “қудалы”, справляемого несмотря на смертельную опасность».

Традиционные для казахстанцев торжества, к слову, стали предметом особенного интереса со стороны медиа. Из материалов СМИ читатели с удивлением узнали, что: все банкетные залы забронированы на всё лето вперед; «сформировавшийся у нас формат тоев не имеет ничего общего с традицией казахского народа»; казахстанских продюсеров от организации закрытых мероприятий удерживали блокпосты, но не штрафы; поженившиеся во время ЧП пары хоть и потеряли деньги, но всё ещё не отказались от идеи сыграть свадьбу. 

Такая расточительность — вполне в духе государственных трат, анализу которых журналисты также продолжают уделять внимание. С одной стороны, СМИ пытаются самым подробным образом отслеживать эффективность расходов на борьбу с пандемией и выясняют, например, почему столь необходимая некоторым пациентам «Алувия» закупается втрое дороже. С другой стороны, плановые госзакупки тоже представляют собой любопытный материал для исследования. Чего только стоят миллионные траты на ремонт Дворца республики в Алматы (город на втором месте по числу зарегистрированных случаев COVID-19), полная реконструкция которого завершилась в 2011 году?

Контрастом к такого рода текстам служат многочисленные материалы об ухудшающемся экономическом благосостоянии рядовых казахстанцев. «Пандемия безработицы», — трубят заголовки. «Поставленные на грань выживания», — сочувственно пишут СМИ о владельцах малого бизнеса. В отсутствии оперативных официальных данных медиа сами исследуют наиболее пострадавшие из-за пандемии отрасли и делятся неутешительными результатами: четверть бизнесов в сфере HoReCa так и не возобновили работу; у большинства выручка снизилась вдвое; только трети удалось сохранить все рабочие места. Ещё более красноречиво о ситуации свидетельствуют репортажи из живой очереди в алматинский центр занятости. 

Однако стоит отдать журналистам должное: они по возможности пытаются поддержать ощущающих безысходность читателей. СМИ добывают эксклюзивы о чудо-приборах, способных протестировать на COVID-19 всё население Казахстана за две недели. Журналисты просят психологов как можно подробнее рассказывать о «плюсах» коронавируса, и они — как ни странно — обнаруживаются в избытке. Та же надежда сквозит в коротких заметках о казахстанцах, самостоятельно создающих условия для взаимопомощи и призывающих к неравнодушию. 

К сознательности всё чаще призывают казахстанцев и медики со страниц онлайн-СМИ. Зашкаливающее количество самоназначений стало причиной появления десятков интервью с отечественными специалистами. Казахстанские врачи констатируют отсутствие единого мнения «по многим вопросам», озвучивают гипотезы касательно большого числа ложноотрицательных результатов тестирования, предостерегают от прекращения физической активности в случае развития инфекции, рассказывают о непринятых Минздравом рекомендациях профессионального сообщества.

Медики, пятый месяц работающие в режиме аврала, буднично рассказывают журналистам о том, что уже и мечтать забыли о чём-то, кроме окончания пандемии. О том, как пациенты выписываются, не успев даже узнать лицо лечащего врача. О том, как горожане на дорогах в прямом смысле плюют на машины скорой помощи, доставляющих пациентов с дыхательной недостаточностью в больницы. Образумить казахстанцев, до этого сметавших с прилавков гречку, а теперь — все доступные антибиотики, пытаются уже и фармацевты.

Журналисты с присущей им дотошностью ищут виноватых в этом нарастающем хаосе. Вот эпидемиолог обвиняет казахстанцев в отсутствии настороженности, вот житель столицы рассказывает о своем девятичасовом «бое за госпитализацию», вот эксперты в области здравоохранения рассуждают о «системных ошибках» руководства Министерства здравоохранения, а вместе с ним и полиции, и акиматов. Особняком в этом ряду стоят ироничные разборы удивительных теорий о намеренном заражении казахстанцев коронавирусом от отечественных звёзд эстрады и спорта.

В этом контексте вполне логичным стало появление материалов, чьи авторы интересуются обоснованностью (и грядущей результативностью) объявленного во второй раз карантина. Свои мнения на этот счет в журналистских текстах выражают все: руководители частных медцентров и социологи, микробиологи и экономисты, предприниматели и консультанты в области здравоохранения. В публикуемых материалах появляются и более оригинальные персонажи — велоэнтузиасты, рассуждающие о борьбе с COVID-19 в условиях городской инфраструктуры, и владельцы интим-магазинов, сетующие на отсутствие нового товара. Радуют нетривиальным подходом и некоторые журналисты, одновременно анализирующие  реализацию алкоголя на внутреннем рынке и объём оказанных фитнес-клубами услуг.

Вероятно, действительно пришло время для самых неожиданных корреляций и смелых экспериментов. Иначе отечественные СМИ едва ли смогут укрепить доверительные отношения со своей аудиторией, которая сегодня испытывает недостаток не только градусников, но и сбалансированной, оперативной и достоверной информации о происходящем в стране. Похоже, многие в сфере уже поняли, что возможности для конкуренции уступили место необходимости объединяться во имя честного имени казахстанской журналистики.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь