C декабря прошлого года на телеканале Jibek Joly запустили проект с незамысловатым названием «Мужской разговор». На сегодняшний день представлено семь выпусков. Соответственно, столько же героев, различающихся по профессии и возрасту: от спортсмена-параолимпийца, ректора вуза и до известных музыкантов. Медиакритик «Нового репортёра» Газинур Гиздатов оценил этот цикл.
Первые шаги
О специфике подобных «мужских» видеоинтервью и их возможном развитии на примере YouTube-проекта ER-BATYR уже писал мой коллега Сергей Ким.
А здесь и сейчас поговорим именно о телевизионном продукте примерно того же жанра. Проект пока явно в развитии и только нащупывает какую-то стойкую форму. 20 минут «Мужского разговора» авторы программы ситуативно в зависимости от специфики профессии героя пытаются представить то в статике, то в движении, но от этого мельтешения нередко разговор размывается и дробится на фрагменты.
Ведущий Бейбит Алибеков, вышедший из «блогерского сословия», отличается своей и только своей манерой беседы, динамичен, всегда готов одарить собеседника комплиментами, но всё это в совокупности, на мой взгляд, не всегда порождает интерес к тому самому собеседнику.
Блогер-журналист давно набил руку на интервьюировании звёздных гостей.
Но это не всегда во благо, так как беседа идёт по накатанной дорожке, а визави охотно и без запинок отвечают на удобные и приятные для них вопросы. Наигранно бойкий вариант общения, возможно, ни к чему не обязывает собеседника, поэтому мы не всегда успеваем понять и оценить человека.
Обо всём понемногу
Каждый разговор выстраивается вокруг заготовленных вопросов о работе и личном, но связь между первым и вторым несколько прямолинейна и смотрится примерно так: а теперь после работы — о семье и детях.
Одна из последних передач Мейрам Бегентаев: Наша команда сделала потрясающий community представляла ректора Satpayev University, почему-то на сайте телеканала названного редактором, что свидетельствует о профессиональной небрежности именно редакторов сайта и авторов программы.
Герой много и увлечённо говорит о вузе, о своей работе, о чём-то личном, но всё это, соединённое с бравурным тоном ведущего, создаёт только динамичную телекартинку имиджевого проекта, а не искреннего разговора. Оба персонажа — герой и интервьюер — не столько размышляют, сколько бодро рапортуют о своих достижениях.
Тогда понятно, почему оказывается более зрелищным тот случай, когда ведущего в разговоре мало, а монологов героя много, как в выпуске Как Асхат Нурмашев открыл благотворительный фонд?.
Драматургия «Мужского разговора» на этот раз состоялась только благодаря Нурмашеву. Но не уходят ли при этом герои цикла во вполне заслуженное самолюбование, к которому их невольно или осознанно подталкивает ведущий?
В подтексте некоторых передач это всё-таки обнаруживается. Пример: Досым Сулеев: Музыка нам больше нравилась, но и инженерами хотели стать. Или здесь: Алишер Еликбаев: Я мечтаю о частном борте!.
Правда, следует оговориться: в разговоре со специалистом по коммуникациям Алишером Еликбаевым «продажа» собственной успешности априори — своего рода фирменный знак.
Выпуски «Мужского разговора» получаются разные. К очевидным достоинствам цикла следует отнести и то, что это реальный срез жизни реальных людей Казахстана. Передача Серик Есматов: После потери ног жизнь перевернулась явно выбивается из предыдущих презентационных разговоров. Кстати, и ведущий, которого очень мало в кадре, немного отличался от самого себя: он стал менее пафосным и не таким дежурно-комплиментарным. На этот раз разговор был скупым, его как раз и можно назвать «мужским» (если следовать стереотипам): монолог героя был о преодолении им жизненных обстоятельств и сохранении своего Я.
Пока что «Мужской разговор» не всегда получается искренним, порой он скатывается в имиджевые зарисовки, порой представляет только очевидные истины, но перспективность телепроекта тоже несомненна.