Приврать, промолчать, недоговорить: как казахстанские СМИ осветили митинги нефтяников в Астане и Жанаозене

0
177

Протесты нефтяников наделали немало шума в Казахстане на прошлой неделе. О том, как о них говорили (или не говорили) три главных телеканала страны, мы уже писали в нашем еженедельном мониторинге. А что можно было узнать из других медиа, в том числе региональных? Их промониторила медиакритик Елена Кулакова.

СМИ, активно освещавшие протесты

Информационное агентство LADA посвятило протестам рабочих в Жанаозене и Астане много материалов. Это одно из немногих региональных СМИ, которое не только не замалчивало тему, но и дало слово самим протестующим.

Медиа написало: десятки уволенных рабочих нефтесервисной подрядной компании из Жанаозена собрались у здания Министерства энергетики в Астане, требуют решить вопрос безработицы и обещают оставаться у здания до полного решения вопроса.

LADA рассказала, что предшествовало митингу в столице, о чём многие другие СМИ, даже республиканского масштаба, предпочли промолчать. И это было очень важным моментом. Написали о причинах протеста со слов самих нефтяников, указав, что люди хотят «не зависящую от тендеров работу».

Осветили и протесты в самом Жанаозене, где собравшиеся требовали освободить задержанных митингующих в Астане. Но вот в новости о людях, перекрывших дорогу в Жанаозене, почему-то не назвали причину их выхода.

«Власть» стала источником информации для многих других СМИ в Казахстане. Её журналисты тщательно отслеживали ситуацию и оперативно сообщали новости, подкрепляя их фотографиями и видео. Вот, например: «Десятки уволенных рабочих нефтесервисной компании из Жанаозена собрались у здания Минэнерго в Астане». Потом написали, что число собравшихся удвоилось.

«Власть» объяснила причины акции протеста. Издание подготовило фоторепортаж с десятками «говорящих» фотографий с места событий в Астане и показало, как полиция силой подавила протест. «За десять дней до этого они написали письма в акимат города и области, в прокуратуру, в инспекцию труда, в Министерство энергетики и Министерство труда и соцзащиты, в которых предупреждали, что приедут в Астану 10 апреля. Они провели ночь у здания министерства. Вечером 11 апреля всех протестующих задержали», — пишет фотокорреспондент Жанара Каримова, которую тоже, кстати, задержали, когда она снимала происходящее. Но про это тоже мало кто из её коллег сообщил.

Писали и о том, что задержания рабочих в Астане «перешли в акции солидарности в Жанаозене». «Власть» активно освещала задержание протестующих: тут, тут и тут.

Orda.kz вела хроники протестов — «Как жанаозенцы борются за свои права». Orda написала, что поводом для протеста рабочих стала социально-бытовая неустроенность, и озвучила, что далеко не всем предложили работу в других подрядных компаниях, и что рабочие говорят о дискриминации.

Ulysmedia.kz подошло к освещению протестов несколько с другой стороны, задавшись вопросом, кто может стоять за этим: «Нужно выяснить, кто за этим стоит. Может, есть политические причины? Возможно, олигархи используют рабочих как инструмент для решения своих проблем», — приводит медиа мнение депутата. Но тут автор верно подметил, что ответить на вопрос, кто же стоит за протестами, народный избранник не смог.

Ulysmedia.kz сообщило, что после публикаций о митинге нефтяников в Астане в редакцию пришло письмо с мнением о ситуации в Жанаозене. Письмо опубликовали, озаглавив текст «Нефтяной «пузырь» или почему «ОзенМунайГаз» не добывает, а трудоустраивает». В тексте говорится, что «трудоустройство бастующих жителей в нефтяные компании проблему не решит». Но вот вопрос: чьё это мнение? Сложно поверить, что редакция его опубликовало, хотя бы не попытавшись выяснить автора анонимки, а если это была не анонимка, и автор редакции известен, можно было хотя бы указать, из какой среды этот человек: аналитик, чиновник, просто неравнодушный гражданин? Почему нам должно быть интересно его мнение?

В тот же день в Ulysmedia вышел ещё один материал с претензией на аналитику: «Смутная перспектива: сможет ли «КазМунайГаз» вытащить Жанаозен из социальной пропасти». Издание рассказало, что «Жанаозен место неспокойное, и столкновения с властями были ещё в советские времена». Вспомнили все крупные протесты в Жанаозене, напомнив читателю про январь 2022-го. Спрогнозировали, что может быть в этом регионе. Но материал не мешало бы подкрепить мнением эксперта или какого-то авторитетного человека, поскольку непонятно, можно ли доверять источнику, особенно в части прогноза.

Обзорно-аналитический журнал Exclusive выдал много материалов на тему протестов жанаозенцев, практически пошагово описывая события в те дни. Рассказал, что уволенные рабочие из Жанаозена переночевали в Астане у здания Минэнерго. Это СМИ также написало, что протесты длятся с начала апреля.

Exclusive также вёл текстовый прямой эфир со ссылками на ряд казахстанских изданий, описав, как специальный отряд быстрого реагирования окружил протестующих и «по одному протащил в автозаки, после чего в Жанаозене тысячи жителей вышли к акимату, а работники нефтяных предприятий начали забастовки».

Написали про митинг в Алматы против задержаний нефтяников Жанаозена. Поставили под сомнения слова официального спикера: «Кошанов вновь привёл доводы про «зарплаты в 700 тысяч тенге», на которую якобы не согласились нефтяники. Сами нефтяники говорят, что «не раз попадались в эту ловушку» с высокими зарплатами, которую в результате дают всего несколько месяцев, а потом «заканчивается объём», а люди остаются просто без работы».

Недоговаривали, выдавали без баланса

В Еl.kz говорить на тему мирного протеста в Астане начали с задержкой, выдавая лишь официальную информацию. Нефтяникам слово не дали. И преподнесли всё так, будто они сами прекратили протест и разъехались по домам, тогда как независимые СМИ, да и видеокадры говорили об обратном: к протестующим применили силу сотрудники СОБР.

Днём 11 апреля, когда пикет был в разгаре, информагентство выдало материал под противоречивым заголовком «Людям дали работу — глава Минэнерго о пикете нефтяников». Несведущего читателя такой заголовок может ввести в заблуждение, поскольку речь шла немного о другом. В материале не было баланса, мнение протестующих в нём не привели.

Далее Еl.kz пишет, что «нефтяников из Жанаозена трудоустроят». Тут же добавляет, что «жанаозенцы, пикетировавшие здание центрального офиса КМГ, получили работу». Однако никаких подтверждений этого, хотя бы косвенных, в материале не было. Также Еl.kz привёл комментарий чиновника, в котором говорится, что задержание перекрывших движение автомобилей в Жанаозене «к ситуации в Астане не имеет отношения». СМИ не поставило это под сомнение, хотя другие медиа к тому моменту уже успели сообщить, что жанаозенцы перекрыли дорогу именно в знак протеста против задержаний их земляков в Астане.

Azattyq Rýhy (не спутайте с радио «Азаттык») со ссылкой на пресс-службу АО «Национальная компания «КазМунайГаз»» сообщило, что рабочие из Жанаозена собрались в Астане и требуют трудоустроить их в «Озенмунайгаз». Но журналисты не потрудились поговорить с самими протестующими, которые на тот момент уже заявляли другим СМИ и в соцсетях, что на самом деле всё не так. Далее Azattyq Rýhy пишет: «Спор урегулирован». Но СМИ ввело в заблуждение читателей, поскольку спор не был урегулирован, а стороны только сели за стол переговоров, о чём ниже, собственно, автор и сообщил.

ИА «NewTimes.kz» скудно писало о протесте жанаозенцев. Поздно обратили на это внимание и выдавали информацию, используя сообщения других СМИ. Вот, например: «Митингующие «БерАли Мангистау отказались от оклада выше полумиллиона и трудоустройства». Но ни слова о том, что же говорят сами бывшие работники.

Также информагентство привело мнения двух экспертов, которые до этого высказались по ситуации с нефтяниками в соцсетях.

Zakon.kz выдавал только официальную информацию уже постфактум. Там писали, что пять жанаозенских нефтяников привлекли к ответственности за пикет в Астане. Затем о том, как полиция комментирует митинг работников нефтяной компании. Zakon.kz не сказал о том, почему люди вышли на митинг. О том, что митинг также был у здания министерства, где сотрудники СОБР задержали и увезли в полицию митингующих, — ни слова. В конце текста автор пишет: «Отметим, что 8 марта в Алматы проходил ежегодный согласованный с акиматом митинг, организованный феминистками, активистками города». К чему это было?

Также Zakon.kz выдал обращение акима Мангистауской области, который говорил, что нельзя идти на поводу у провокаторов. О каких провокаторах идёт речь?

Чего не показали главные телеканалы страны?

О том, что в столице митинговали оставшиеся без работы нефтяники, телеканал «Хабар 24» день в день не сообщил (об этом коротко упомянут уже позже). И о том, что после их задержания и ночи в полиции на протесты вышли их земляки в Жанаозене, тоже промолчали. О ситуации рассказывали уже по ходу снижения накала и когда об этом «трубили» по всей стране.

Позже, где-то в середине текста, рассказывая о том, что аким Мангистауской области обратился к жителям, телеканал упомянул про сбор рабочих у здания Министерства энергетики. «Они переговорили с представителями компании «КазМунайГаз», а позже их задержали», — сообщил «Хабар 24». Слушая новости по главному государственному телеканалу, обыватель вряд ли понял, что же произошло на самом деле.

Однако в дни протеста нефтяников «Хабар» под громкими заголовками освещал ситуацию с протестами в других странах: «Забастовки в Великобритании: медики требуют повышения зарплат»; «Протесты из-за судебной реформы продолжаются в Израиле»; «Законопроект о СМИ: журналисты протестуют в Боливии».

12 апреля телеканал выдал сюжет о том, что мажилисмен неоднократно поднимал вопросы нефтяников. Ссылаясь на слова депутата, телеканал озвучил, что «в правительстве не торопятся с решением проблем безработицы, низким уровнем заработных плат рабочих в западном регионе и никак не решают вопрос с несправедливыми тендерами».

Телеканал АстанаTV обошёл стороной протесты в Астане и Жанаозене в дни их проведения. Зато активно освещал протесты во Франции.

12 апреля выдал сюжет, озаглавив его так: «Генеральная прокуратура прокомментировала забастовку жанаозенских нефтяников». Но телеканал напутал, поскольку в Астане была не забастовка, а совсем другой вид протеста. Более того, слово протестующим не предоставили. Баланс не соблюдён.

В другом сюжете телеканал рассказал, о чём говорят мажилисмены: «Закрывая глаза, уши и рот, правительство теряет драгоценное время на решение проблемы», — цитирует журналист выступление депутата.

Телеканал КТК сообщил о скоплении автозаков у здания «КазМунайГаза» в Астане, ссылаясь «Власть». Уточнили, что протестуют именно бывшие работники. Тем же вечером 10 апреля КТК, ссылаясь на информацию Zakon.kz, сообщил, что в «КазМунайГазе» прокомментировали «требование соискателей из Жанаозена взять их на работу». После телеканал коротко выдал, сославшись на другое СМИ, что рабочие из Жанаозена «выдвинули ряд требований», и что «11 апреля нефтяников доставили в полицию». Сами же протесты в столице журналисты КТК не освещал, хотя в Астане у телеканала целое бюро.

12 апреля КТК выдал сюжеты о том, что нефтяники проведут переговоры с «КазМунайГазом», и что они возвращаются в Жанаозен. О том, что к ним применили силу и всю ночь продержали в полиции, телеканал промолчал.

Almaty.tv тоже не стал вдаваться в подробности, а коротко, со ссылкой на Zakon.kz, рассказал о протесте нефтяников уже после того, как их задержали. В этом материале СМИ попыталось оправдать действия полиции.

В целом протесты рабочих мало кто освещал в те дни, а если и да, то в основном с подачи официальных органов или осторожно ссылаясь на другие СМИ. Журналисты многое недоговаривали, не пытались разобраться в теме. Зачастую даже не пытались поговорить с протестующими, не указывали их позицию. Сложно сказать, была ли это установка сверху, самоцензура или банальное нежелание освещать такую чувствительную тему. Но в казахстанском информационном поле сбалансированных материалов явно не хватало.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь