Казахоязычный YouTube-канал NE BOLDY начал публиковать видео примерно с начала года. Часто это короткие документальные фильмы журналистского толка — например, о казахских аулах в России или ситуации в Экибастузе. А недавно команда авторов выпустила фильм, посвящённый проблеме подростковой беременности. И именно он кажется мне особенно интересным — возможно, это целая веха в развитии канала, как бы громко это ни звучало.
Журналистский подход
«За последние годы случаи беременности среди несовершеннолетних участились на 49 %. Это показатели официальной статистики, которую мы запросили у Министерства здравоохранения», — говорит в начале картины журналистка Шырак Байназар, к сожалению, не уточняя, сколько лет охватывают приведённые данные. В фильме есть клиповая нарезка из шокирующих новостей об обнаруженных на мусорках и в выгребных ямах выживших и погибших новорождённых: громкие телевизионные подводки идут нон-стоп, придавливая зрителя тяжёлым гнётом — отличный режиссёрский ход, позволяющий за полминуты без лишних увещеваний продемонстрировать важность проблемы и её отрезвляющий масштаб.
Смысловой остов картины — две реальные истории. Адель из Жезказгана родила в 16, создать семью с биологическим отцом ребёнка не получилось. Елена, которая находится сейчас в женской колонии, забеременела в 17, родила, но материнская любовь в ней так и не пробудилась: она забила малыша до смерти.
Других историй нет. Как объясняют авторы фильма, девушки, избавившиеся от своих новорождённых детей (новости о найденных на свалках младенцах появлялись в фильме неспроста), от интервью отказались, опасаясь общественного порицания.
Даже на уровне этого синопсиса очевиден факт: команда Ne boldy провела большую работу: найти героинь, смирившихся с осуждением окружающих, готовых открыто, не скрывая лиц, говорить о себе на всю страну, — это большое уравнение со множеством неизвестных. Не согласись Адель или Елена на разговор перед телекамерами (а сложности организации съёмок в закрытых от внешнего мира колониях известный факт), фильм мог бы вообще не получиться.
Хорошо, что в итоге снять его всё же удалось. Если в последнее время я часто посвящаю свои медиакритические изыскания проектам, на которые точно стоит обратить внимание, детище Ne boldy, да и сам канал однозначно находятся в этом ряду.
В нашей стране девушек не учат защищать свои личные границы, а юношам не объясняют, что принуждение к половому сношению — это насилие, говорит один из появляющихся в картине экспертов. Живущая в колонии Елена, рассуждая о причинах произошедшей трагедии, вспоминает, что осталась с нежданным ребёнком одна, без поддержки кого бы то ни было. А Адель вдруг откровенничает: их с матерью тоже бросил отец. Эти попытки авторов выйти за пределы частных случаев, на уровень установления общих закономерностей, увеличивают значение фильма: он, начинающийся в сугубо репортажном духе, постепенно обрастает публицистическим «жирком».
Широта взгляда
Профессиональный подход создателей фильма к своей работе не вызывает сомнений. С журналистским языком, на котором со зрителем говорят на протяжении получаса (небольшой, кстати, хронометраж по меркам документалистики в YouTube), всё в порядке. Телевизионный опыт команды явно проступает как в достоинствах сценария с хорошей, понятной структурой, уместными и незатянутыми комментариями спикеров, так и в убедительной видеооператорской и монтажной работе. Встречающееся местами обилие цифр и сухой статистической информации в фильме подаётся в виде наглядной инфографики и стильных дизайнерских иллюстраций. Упомянутая умеренная длительность фильма мне нравится, потому что подростковая аудитория, которая вполне может заинтересоваться роликом, навряд ли расположена к просмотру часовых «объяснительных» полотен.
Радует, что, начиная исследование проблемы с явно просветительским посылом, авторы не сужают круг своих задач ликбезом начального уровня и не сводят усилия к публичному оглашению списка «правильного» и «ложного». Истории героинь рассматриваются в парадигме если не решения проблемы, то хотя бы её точного формулирования и огласки. Последнее особенно ценно: за интерес к непопулярной теме вдохновителю этой работы хочется пожать руку.
При этом замечательно, что фильм всё же не выходит за пределы журналистского исследовательского метода, несмотря на проклюнувшееся в нём зерно публицистической широты — неутешительный вывод, звучащий приговором текущему положению дел, Байназар, подводя итог, делает в самом конце фильма. По её словам, вина за раннюю беременность лежит не только на девушках, но и на родителях, на Министерстве просвещения и Минздраве, на мужчинах, да и на всех нас — обществе, демонстрирующем слепоту ко многим изъянам сосуществования. И итог этот, несмотря на свою публицистическую суть, не кажется эмоционально избыточным, озвученным в пользу риторического позёрства, потому что он столь же точен, сколь и лаконичен. Ведущая на протяжении всего фильма не позволяет себе лишних слов, появляясь в кадре, как говорится, строго по делу, да и без этого её изобличения финал, состоящий из череды экспертных мнений, оказался бы смазанным.
Новое поколение казахстанских журналистов и документалистов демонстрируют похвальную чуткость к гнилостным язвам общества, лежащих в основе огромного количества незаметных для окружающих личных трагедий. Вскрывая коросту старых предрассудков, молодые авторы независимо друг от друга пытаются ускорить изменения в общественном сознании и наверстать упущенное их предшественниками. Фильм от канала Ne boldy заставляет меня задуматься: а не пора ли выделить в «новую волну» как в яркое обособленное явление творчество журналистов и документалистов вроде Шырак Байназар, Рината Балгабаева, Каната Бейсекеева, Райхан Рахим, Сабины Сексембаевой. Их труд дарит мне надежду на то, что пока в обществе горит огонёк дискуссий на многие сложные и непроговоренные темы, не всё ещё потеряно.