Редакция медиапроекта «Башта», которая занимается объяснительной журналистикой с 2019 года, запустила одноимённую версию на кыргызском языке. Журналисты выпускают видео на неочевидные и полезные для аудитории темы и параллельно разбираются в особенностях контента на национальном языке.
О том, какие ролики «залетают» локальной аудитории и в каких условиях сейчас работают кыргызские журналисты – основатели «Башта» рассказали «Новому репортёру».
Проект «Башта» уже несколько лет ведут известные в Центральной Азии журналисты: Нуржамал Джанибекова, Азат Рузиев и Тилек Бейшеналы уулу. По роликам «Башта» в Instagram и YouTube можно следить за тем, чем интересуется продвинутая молодёжь Кыргызстана, на которую авторы делают ставку. Несколько месяцев назад редакция решила впервые за свою историю запустить версию на кыргызском языке. В этом им помогает региональный проект «Повышение устойчивости аудитории через достоверные истории (CARAVAN)», реализуемый Internews при поддержке Европейского Союза.
«Наше решение запустить кыргызскую версию связано с желанием расширить охват. Мы живём в Кыргызстане, где 80 % населения говорит на национальном языке. На русскоязычной странице мы достигли предела аудитории — около 60–70 тысяч подписчиков. Чтобы привлечь новую и обеспечить людям доступ к информации, особенно сейчас, когда её становится всё меньше, мы решили, что нужно обязательно работать и на кыргызском. Эта идея была с нами уже около года, активно обсуждалась последние два года, и именно сейчас, в разгар кризиса журналистики, мы наконец, начали её реализовывать», – объясняет Нуржамал.

Кризис журналистики, о котором она говорит, длится в стране уже несколько лет. Например, в 2024 году в Кыргызстане задержали 11 журналистов по обвинению в «призывах к массовым беспорядкам», двое из них — Махабат Тажибек Кызы и Азамат Ишенбеков — получили шесть и пять лет тюрьмы. В том же году был принят закон об «иностранных представителях», усиливший контроль над НКО, а Верховный суд подтвердил ликвидацию независимого издания Kloop Media. В начале августа 2025 года в республике был подписан новый Закон о СМИ, который подвергался критике со стороны медиасообщества за свои жесткие нормы.
В новых условиях у кыргызских журналистов появились проблемы при доступе к информации. И редакция «Башта» не исключение.
«Я думаю, сейчас информацию доставать чуть сложнее. Особенно журналистам, которые занимаются расследованиями. Много информации остаётся закрытой: к каким-то базам данных либо закрыли доступ, либо его усложнили. Госорганы, как мне кажется, тоже реже предоставляют информацию. Даже если судиться, это, скорее всего, ни к чему не приведёт. По закону они должны отвечать в течение двух недель, но часто этого не делают. Если раньше можно было в любом регионе поговорить с любым чиновником, то сейчас всё стало вертикально: они должны всё согласовывать», — поясняет Нуржамал.
Кроме официальных источников, по её словам, стало сложнее общаться и с респондентами, которые выступают героями материалов.
«Даже простые люди, например, водители на новом автовокзале с ужасными условиями, не хотят об этом рассказывать. Раньше люди могли чуть ли не драться за возможность попасть в кадр, жаловаться и громко говорить, в чем виновата власть. Сейчас такого нет», — рассказывает Нуржамал.
Какой контент нравится кыргызской аудитории?
Несмотря на сложные условия работы, редакция «Башта» не сомневается в том, что должна продолжать работу на медиарынке.
«Стратегия у нас такая: проект в любом случае должен существовать. Мы будем говорить на политические темы, потому что все вокруг политика. Возможно, меньше будет перепубликаций расследований, чем мы занимались раньше. Было бы глупо начинать это делать сейчас на этой странице и таким образом обесценить весь результат проделанной работы. Наша основная аудитория 25–45 лет — они получают у нас информацию, им нравится аналитика. Мне кажется, это очень важно. Даже если аудитория будет небольшой, нам важно, чтобы у людей был доступ к качественной информации», — говорит Нуржамал.
Сейчас редакция пытается понять, что именно нужно кыргызской аудитории и им уже удаётся готовить контент, который нравится новым пользователям.
«Из роликов, которые стали популярными на кыргызской странице, можно назвать видео про паспорт — в нём говорится, что в Кыргызстане один из самых красивых паспортов в мире. А также ролик про жирную еду: в Узбекистане и Кыргызстане национальные блюда обычно едят без овощей и фруктов, из-за чего в наших странах одни из худших показателей по сердечно-сосудистым и желудочно-кишечным заболеваниям. Но самым популярным роликом на кыргызской странице стал эксклюзив про фермеров, у которых есть всего несколько баранов, но они продают их по очень высокой цене — от $2 до $5 тысяч»,— рассказывает журналистка.
Интерес вызвали и материалы про изменение климата, проблемы кыргызско-язычных школ и т.д. Несколько популярных роликов на кыргызской версии «Башта» взяты с русскоязычной страницы и продублированы на кыргызском языке. По мнению Нуржамал, для новой страницы они показали хорошие результаты.
«Тем не менее, интерес у кыргызскоязычной аудитории немного отличается: люди, которые мыслят и говорят на кыргызском, воспринимают подачу иначе, и у них популярны другие темы. Сейчас мы стараемся брать контент с кыргызскоязычной страницы, делать там эксклюзив, а затем переводить его на русский. Сейчас мы находимся в процессе теста, наблюдаем, что аудитории нравится больше, а что меньше», — объясняет она.
По наблюдениям журналистов, в кыргызскоязычном сегменте Интернета очень популярен именно развлекательный контент.
«Если посмотреть самые популярные видео на YouTube за 2024 год, то это в основном песни на кыргызском языке и различные клипы. Всё равно преобладает развлекательный контент, а также темы, связанные с идентичностью. Например, ролик про паспорт стал популярным именно потому, что он восхвалял национальную идентичность», — уточняет Нуржамал.
Что касается тематики, к которой стремится редакция «Башта», то журналисты выбирают темы образования, экологии, общественного пространства, урбанистики и IT. Впрочем, им не чужда и социальная тематика.
«Мои самые любимые материалы, которые вышли на кыргызской версии проекта — это, конечно, карточки про мигрантов в России. Но карточки набрали меньше всего просмотров. Возможно, потому что страница новая, формат не видео, а карточки, и такие публикации не очень популярны. Тем не менее, я считаю их лучшими: в них собрана информация обо всех ограничениях, которые ждут мигрантов в России с сентября этого года. Это, на мой взгляд, очень важная тема», — объясняет Нуржамал.

Другая тема, которая также особенно нравится самим авторам, — история про снос домов в Кыргызстане: в городах республики сейчас массово сносят здания, чтобы расширять дороги и наводить порядок. Эта тема оказалась популярной. Журналисты смогли обзорно рассказать о происходящем своей аудитории.
Таким образом, в условиях, когда независимая журналистика в Кыргызстане переживает не самые простые времена, «Башта» пытается нащупать новое и содержательное пространство для работы. Для одних их видео становятся поводом почувствовать гордость за свою национальную идентичность, для других — источником конкретных знаний о проблемах. Для самой редакции это, похоже, способ доказать, что в любое время медиапроект может оставаться живым — пока у него есть аудитория, которой нужна честная и понятная история о том, что происходит вокруг.
Отдельный контент в данном проекте был произведён в рамках регионального проекта «Повышение устойчивости аудитории через достоверные истории (CARAVAN)», финансируемого Европейским Союзом и реализуемого Internews.