Кыргызстан: журналистом быть опасно

0
221

«Нападения на журналистов просто пугают. Я своим ребятам уже говорю — не ходите, не бродите. Просто страшно, я вообще не выхожу лишний раз из дома», – сказала мне в приватной беседе директор крупнейшего в стране информационного агентства. Журналистика в Кыргызстане становится опасной профессией. Врываются в редакции, запугивают, распускают языки и руки. За последние несколько месяцев пять случаев – и это только из разряда широко обсуждаемых. На днях стало известно еще об одном.

В Оше двое неизвестных женщин средних лет угрожали журналистке Хулькар Исамовой, в последние годы постоянно работающей на «Рейтер». По словам Хулькар они угрожали ей расправой, сказали, что записали номер ее автомашины и знают, где она живет. Они обвинили ее в причастности к прошлогодним событиям на юге Кыргызстана.

«Я вышла из машины и увидела, как прямо ко мне направились две неизвестные мне женщины. Они начали кричать, что я причастна к конфликту, что я все организовала. Наговорили мне кучу неприятных вещей. Я стояла и оправдывалась в чем, что не совершала. Было неприятно, я не знала, что от них ожидать», — говорит Хулькар Исамова.

Хулькар Исамова. Фото Адели Лаишевой

Журналистика комфортной профессией не была никогда. Тем более – в Кыргызстане и особенно в последние годы. Многие помнят ужасную историю с диктором одного из самых рейтинговых каналов страны. В ночь после первой революции девушку подстерегли на пороге собственного дома и в буквальном смысле смешали с грязью. Причем обвиняли ее “революционеры” в том, к чему она была никоим образом не причастна.

Ситуация в стране отражается на жизни каждого ее гражданина и – особенно – представителей СМИ. Наталья Любезнова много лет работает на известное российское информагентство. “Ощущения безопасности никогда не было, нет и сейчас. На прессу пытаются возложить вину за все, за счет журналистов обелить себя. Это касается всего общества. Мы не можем полноценно чувствовать себя в безопасности, выполняя свою работу”.

Ответственность за каждое слово вырастает многократно. Но это не дает никакой гарантии, что следующей жертвой не станешь ты. Ведь многие из тех, кто подвергся нападению, так и не поняли, какая публикация могла вызвать такую неадекватную реакцию. И такая ситуация уже никого не удивляет.

«Когда обостряется борьба за собственность и ведется неприкрытое лоббирование интересов конкретных персон, под раздачу попадают те, кого лучше видно, — полагает Ирина Калинина, главный редактор популярного телеканала. Мне кажется, нападения на коллег не сколько связано с громкими и серьезными журналистскими расследованиями, сколько с желанием определенных людей предотвратить даже возможность их появления. За что бьют? За лицо или, точнее, по лицу. Бьют из-за гипотетической опасности, бьют, видя в журналистах беззащитных кукол, которых дергают за веревочки. Бьют того, кого видно, кого легко ударить, оставшись безнаказанным».

По мнению Ирины, оградить себя от этого есть только две возможности. Уйти из профессии. Или – если профессия журналиста для тебя единственно возможная в жизни, пытаться сохранить уважение к себе и своим зрителям. И принять профессиональный риск как неотъемлемую часть любимой работы.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь