«Цифра» — время делать свой контент. Часть I

0
118

Автор: Ольга Каплина. «Главный враг скучного телевидения – ПДУ (пульт дистанционного управления)», – так заявил телевизионный магнат Тэд Тернер, когда заветное устройство с кнопочками только появилось. И он не ошибся. Зритель тянется к пульту, как только чувствует фальшь в интервью, видит серую, неинтересную картинку, или ему просто не нравится, как причесана и одета ведущая.

Тем более, что каналов, где зритель может найти программу, фильм, сериал по своему вкусу, становится все больше. Кабельное, спутниковое или эфирное, аудитория порой даже не знает, какое именно телевидение смотрит.

Считают только каналы: 30, 50, 70. И с помощью заветного пульта листают программы в поисках того, что заинтересует, зацепит, заставит убрать палец с кнопки.

Тэду Тернеру приписывают еще одно выражение: «Проблема не в том, что много телеканалов, проблема в том, что все они одинаковые». Для телеканалов Кыргызстана это утверждение верно вдвойне.

Создать собственный продукт на 24 часа эфира не может никто, и лишь немногие телеканалы в стране могут похвастаться более-менее значительным объемом собственного производства.

Большинство делают только часть собственных программ, все остальное время вещая российские телеканалы.

Многие телеканалы и рады бы делать собственные передачи, однако, приступая к производству, они сталкиваются с множеством сложностей. Нет ни кадров, ни оборудования, чтобы делать современный телевизионных продукт.

К тому же собственное производство – дело затратное. В среднем, один выпуск качественного ток-шоу в Кыргызстане будет стоить не меньше 500 долларов. Цикл из 22 программ на полгода обойдется в 11000 долларов. Для сравнения, если покупать латиноамериканский сериал на нашу страну, то за эти же деньги можно приобрести уже 100 серий. А что выберет зритель – латиноамериканское мыло или диалог о жизни в стране, – сказать сложно.

В Кыргызстане исследования предпочтений аудитории до сих пор проводятся методом опросов. И, как оказалось, зрители во время опросов частенько упоминают не то, что они смотрят на самом деле, а то, что считается правильным в обществе. Эти данные психологов подтвердили в соседней стране.

Когда в Казахстане проводили подобные опросы, то на одном из первых мест был государственный телеканал «Хабар». Как только аудиторию стали измерять автоматически с помощью пипл-метров, оказалось, что большинство смотрят российское ТВ, а «Хабар» не попадает даже в пятерку самых смотрибельных каналов.

В ситуации, когда нет качественных измерений, небольшое количество рекламодателей Кыргызстана предпочитает не рисковать, размещая рекламу в проверенно популярных российских программах.

Несмотря на сложности, в Кыргызстане есть несколько продакшн студий, которые производят качественный контент. «Raketa TV» – одна из первых, кто наладил собственное масштабное производство. Проекты студии «Очарованный странник», «Взрослым о детях», «PRO-движение» позволили компании завоевать популярность у зрителей. В 2010 году «Raketa TV» приступила к производству утренней программы на «5 канале».

О самом проекте у аудитории и у медиасообщества сложилось неоднозначное мнение, но ясно одно – на протяжении нескольких лет студии «Raketa TV» удается создавать качественные программы. И делает она это как на рекламные деньги, так и привлекая зарубежные гранты.

О влиянии зарубежных грантов на современное телевидение Кыргызстана хочется сказать отдельно. Сейчас сразу несколько международных организаций поддерживают телевизионное производство.

Самое большое количество грантов выдает Представительство Internews Network в Кыргызстане. Сейчас поддерживается выпуск циклов специальных репортажей «Страна, в которой мы живем» («Доор Медиа», Бишкек), «Рентген» (НТС, Бишкек), ток-шоу «Кенеш ордо» (НТС, Бишкек), познавательных программ «Наше право» и «Азбука экономики» («Ракета-медиа», Бишкек), портретной программы «Кыргызстан в лицах» (филиал телекомпании «МИР», Бишкек). Для Internews поддержка производства программ – это планомерная практика.

Телекомпании и студии, получившие гранты, кроме финансовой поддержки могут запросить технические и творческие консультации специалистов Internews. И это позволяет сделать качественный, популярный контент.

К тому же грантами NED, Фонда «Сорос Кыргызстан», Посольства США и других международных организаций поддерживается производство ток-шоу «Сынак» и «12 раунд», мультфильм «Бештентек». Уже несколько лет выходит в эфир проект «Открытый Кыргызстан». Все это – хорошо сделанные, интересные, востребованные проекты.

Одна беда: как только заканчиваются гранты, телеканалы и студии прекращают производство. И вновь в эфир идут российские программы, на которые легко найти рекламодателя.

Продолжение следует.

[ratings]

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь