Папирусная революция в Египте оказалась песочной. Неожиданно, для многих международных политиков, которые уже были готовы списать со счетов Мубарака, 82-х летний политик удержал ситуацию под контролем и не пошел на сколь-нибудь серьезный компромисс с протестующими.
Это первый значимый случай когда, казалось бы, накатанная схема свержения власти не сработала. Хотя все развивалось по хорошо знакомому сценарию и были произнесены все необходимые публичные заклинания – от «долой коррупционеров» до «власть народу». И припасенный как раз для такого случая «лидер оппозиции» с большим сроком проживания в мире демократических ценностей нашелся, и журналисты всех изданий активно включились в работу и, казалось бы, верный друг США поспешил поддержать народ, как вдруг ситуация стала развиваться по совсем иному сценарию.
Стало ясно, что если страной руководит не истерик, а человек с железной волей и выдержкой, то скинуть его совсем не просто. Конечно, решающую роль сыграла армия, которая осталась верна президенту, но при этом и генералы не попытались перехватить политическую инициативу, и не сдали Мубарака, несмотря на намеки от оппозиции. Но это только один фактор.
Наше сознание устроено прихотливым образом: все кто за нас – образцы добродетели, все кто против – продажные твари, которые вытворяют все исключительно ради денег.Опыт Египта показал, что черно-белая модель не работает.
Оппозиция, требующая отставки Мубарака, очень скоро превращается в толпу мародеров, грабящую дома граждан, уничтожающую мировые сокровища в музеях и выпускающую из тюрем преступников, убивая по дороге тюремный персонал. Тут же раздаются крики части оппозиции, что полиция должна была защитить мирных граждан. Только никто не объясняет как это можно сделать в условиях миллионной беснующейся толпы или под градом не мирно летящих камней.
Очевидно, что в расслоенном Египте маргинально-нищая часть готова грабить, радикально-исламистская часть готова использовать любой повод для решения своих политических задач. Но и многие законопослушные граждане готовы отстаивать свой образ жизни и не намерены превращаться в жертв толпы. Не удивительно, что довольно скоро противостояние стало массовым, хотя журналисты и молчали о реальных цифрах. Очевидно, что количество сторонников Мубарака, вышедших на площадь велико – нельзя всех зачислить в переодетых полицейских, так что поддержку президента Египта в народе как крайне низкую оценили не верно. Однако совершенно неожиданно для западных политиков демократический кандидат в президенты от оппозиции среди своих сограждан не нашел поддержки. Да и сама оппозиция оказалась слишком разнородной.
Удивительно, что впервые была проявлена явная агрессия к представителям СМИ. При этом начиналось все довольно обычно – заигрывания с камерами, а закончилось избиениями журналистов. При этом избивали как сторонники так и противники режима. У всех была собственная мотивация. Одних не устраивала оценка и прогнозы – они видели в этом разжигание конфликта, другие боялись что их лица попадут в камеру (как и акты мародерства) и позже они будут привлечены к ответственности.
Очевидно, что Мубарак показал многим пример анти-оранжевого поведения и на время эффект домино откладывается. Но уроки предстоит извлечь самым разнообразным политическим силам.
Россия внимательно наблюдала за происходящим. Наша оппозиция пыталась найти вдохновляющие примеры и прямые аналогии с ситуацией в Египте. Поражение Мубарака дало бы мощный импульс протестной активности. Теперь надо учитывать новый исторический опыт. Толпы даже в миллион человек в столице недостаточно для захвата власти. Отсутствие признанного и популярного лидера является сильнейшим недостатком, а если его поддерживают на Западе, то для народа это минус, а не плюс.
Лозунги о борьбе с коррупцией важны, но не приводят к смене власти, а в наших реалиях и вовсе читаются иначе, так как к большинству наших оппозиционеров у людей вопросов не меньше, чем к власти – у каждого свои сладкие проценты, дачные, откатные и прочие истории. Да и сибаритский образ жизни не вяжется с криками о тягости ультрарррррреволюционного дела. Так что их призывы к борьбе с коррупцией звучат скорее как попытка самим сесть на потоки или плач о потерянной кормушке. Тем более, учитывая, что всё, в чем они обвиняют нынешнюю власть, они в свое время и породили – от залоговых аукционов до подкупа судов, от бизнес помощи друзьям до дальнейших криминальных разборок с ними же.
ТВ и радио могут не только не помочь, но и полностью разрушить образ борцов, так как ненависть людей к этим персонажам 90-х велика и интеллигентские придыхания о «жутком народе» картину не изменят.
За спиной кричащих могут появиться и придут совсем иные силы, которые сметут несистемщиков, и проявление этих сил уже было не столько на Манежке, сколько на Киевской, а раз разгромив магазины и почувствовав сладкий вкус добычи, толпа станет практически неуправляемой. У этих сил никакого интереса в демократии нет совсем и их приход ознаменует начало кровавой бани и уничтожения России. На их фоне поднимутся мусульманские регионы, да и московские диаспоры будут вынуждены защищать себя и столица превратится в арену межрелигиозной битвы – в Египте этого противостояния не было.
Выводы из Египетской истории должны сделать и власть и общество. В России власть может быть любой кроме слабой – сила власти определяется и поддержкой народа, и уважением к руководству страны, и сильной армией, и правохранительной системой.
Самолюбование элит приводит к потере ощущения реальности, что грозит колоссальными бедами. Необходимо самоочищение. На всех уровнях. Не только показательные процессы над коррупционерами, но и системная работа с видимыми результатами.
Необходимо укреплять армию, МВД и ФСБ – не только материальной базой и очищением рядов, что очень важно, но и позитивными примерами служения Родине. Необходим призыв во власть профессионалов, воссоздание системы социальных лифтов. Нужно сконцентрировать усилия на реальных изменениях в жизни врачей и учителей. Необходимо вернуть по сравнительному уровню достатка этой категории граждан к тому социальному уровню, который был при СССР и существует сейчас в Западных странах, где они и составляют средний класс.
Для этой цели придется отказаться от вранья в оценке уровня жизни и создать новые механизмы оценки и оплаты труда этих граждан. Пока молодежь не пойдет работать в больницы и школы веры в изменения нет и не будет.
Необходимо освободить бизнес от страшного административного гнета – таможня и МВД и прочие загнали предпринимателей в серую зону и лишили практически любого смысла заниматься предпринимательской активностью.
Еще много и много можно писать и о пышно цветущей коррупции и откатах в системах госкорпораций, и об их крайне низкой эффективности. О необходимости развития партийных институтов и системы выдвижения местных кадров, и о том, что модернизация в стране невозможна при массовом завозе дешевой низкоквалифицированной рабочей силы. О необходимости восстановления ВПК и системы НИИ их обслуживающих… Многое.
Важно осознать, что в России необходимо проводить комплексные глубинные изменения – необходимо в рамках демократических институтов, сохраняя государственность, провести качественные изменения, которые позволят как кардинально улучшить жизнь наших граждан, так и остаться среди мировых лидеров, восстановив науку и промышленность.
Россия не может существовать без великой цели. Надо восстанавливать величие державы.
Источник: блог Владимира Соловьева