В конце мая 2015 году в Алматы прошла международная конференция «Kачество журналистики в цифровую эпоху». Организаторы — FOJO, институт повышения квалификации журналистов, Швеция, в сотрудничестве с Белорусской ассоциацией журналистов «БАЖ» и «Интерньюс Казахстан».
В течение двух дней, 18-19 мая, издатели, редакторы и журналисты из России, Армении, Беларуси, Казахстана, Швеции обсуждали самые актуальные вопросы медиаотрасли.
О качестве журналистики в цифровую эпоху мы поговорили с Юрием Пургиным.
Юрий Пургин — генеральный директор ИД «Алтапресс», Россия. Сегодня «Алтапресс» является лидирующей негосударственной медиа-компанией на Алтае, входит в первую пятерку региональных издательских домов России. Всего в компании трудятся более 1000 человек.
«Алтапресс» издает двенадцать газет и журналов, имеет радиостанцию (сетевой партнер — «Серебряный дождь»), четыре интернет-сайта. Все они являются лидерами в своих нишах на рынке СМИ. Компания построила две собственные мощные типографии в Алтайском крае и владеет сетью дистрибуции.
Юрий Пургин:
Хочу сказать коллегам, чтобы они сильно не настраивались, что завтра наступит счастье. Счастье не наступит никогда. Это — такой мир, где все равны, где потребитель нашей информации является также производителем. Все мы пользователи Интернета — кто-то более профессионален, кто-то — менее.
И самое главное, что мы сталкиваемся, — с недостатком профессионализма. Некоторые наши пользователи гораздо более профессионалны в Интернете — они «рождены» с айфонами и айпадами в руках.
Надо понимать, что есть поколенческая история, есть история медиакоммуникаций, характер которых кардинально меняется, а это означает, что нам тоже придется кардинально измениться. И вот уже с этим беда, потому что пресса консервативна.
Печатная пресса максимально консервативна. Телевизионная — глобально. Когда редактору говоришь, что у него больше не будет редакции, он не может в это поверить. А когда ему говоришь, что теперь его редакция — весь мир, человек просто впадает в кому и выходит из нее не сразу.
Поэтому надо дождаться, когда все привыкнут, что мир этот навсегда, и начинать делать новое.
Самая большая проблема заключаеься в том, что многие все понимают, но а) не принимают и б) не умеют работать по-новому. Теперь надо а) принять и б) научиться. И только после этого можно говорить, что что-то куда-то пошло и есть результаты.
Мы 8 месяцев готовились к переменам в своем издательском доме. Всем рассказали, что теперь мы — медиадом. Думаете, многое изменилось? На 8 месяце все сказали: «Да, мы начинаем работать по-новому», и… стали работать по-старому. Так происходит у всех — неважно, локальный ли это ИД или федеральный канал. Пока не произойдет изменений внутренних, не будет изменений внешних.
В первую очередь у вас должен быть агент изменений. Лучше, если это будет первое лицо или неформальный лидер. Именно от него должны идти посылы, он должен уметь вести за собой.
Принципиальная позиция должна заключаться в том, что у лидера должн быть четкое видение будущего. Если оно есть, то он сможет его транслировать на всех. Если видение есть, но не совсем точное, начинаются проблемы.
У многих руководителей этого видения нет. Многие душой не принимают изменения, а пока принятие не состоится, ничего не получится.
Парадокс — все пользуются соцсетями, но при этом делают традиционные медиа. Но вы же пользуетесь очевидно другим! Ну так и работайте таким же методом, принимайте это!
Нас ждет, и я в этом убежден, Ренессанс качественной журналистики. Потому что некачественную журналистику заменяет народная. Либо ты мне можешь сделать гениальный текст, все сервисы к нему, настоящую историю, либо нет. Если нет — извини, все остальное за тебя сделает народ.
Поэтому сегодня все лучше, все, где получается результат, связано с качеством журналистики. Там, где этого нет, ничего не получается.