Вопросы для обсуждения:
- На чём основано ваше мнение, что супруг Баян ни при каких условиях не должен был наказывать свою супругу?
- Как вы аргументируете утверждение: «Бахытбек, безусловно, превысил супружеские полномочия, но наказать свою жену должен был (конечно, не в такой жёсткой форме)»?
- Допускаете ли вы мысль, что в поступке Бахытбека виноваты не только его темперамент и воспитание, но ещё и гендерные стереотипы, если да, то какие?
Резюме
Проблеме защиты женщин от насилия (в том числе и бытового) огромное внимание уделяют феминистские организации. Также тему активно обсуждают СМИ, которые выносят на свет самые различные формы проявления несправедливого отношения к женщинам, находящимся в сложном, уязвимом положении.
Уместно вспомнить историю Натальи Слекишиной. Женщина подверглась сексуальному надругательству со стороны четырёх надзирателей во время отбывания наказания в исправительном учреждении, после чего родила ребёнка. Пенитенциарная система всеми силами пыталась замять историю, но благодаря журналистам КТК, а потом и других медиа история всё-таки получила огласку.
В результате справедливость восторжествовала, возможно, пока ещё не полностью, но за два года удалось добиться многого: на 9 лет посадили одного из насильников, к пяти годам приговорили и. о. начальника СИЗО, саму Наталью временно выпустили на свободу.
https://www.youtube.com/watch?v=Z316iVB1Upg
Казахстанские масс-медиа регулярно поднимают тему бытового насилия (1, 2, 3, 4, 5).
По целому ряду источников растиражирована статистическая информация за 2017 год: «В Казахстане против женщин совершено 91 631 правонарушение, в том числе 5619 проступков, 9496 преступлений небольшой тяжести, 71 965 — средней тяжести, 4131 тяжкое преступление и 420 — особо тяжких».
Всё это, безусловно, способствует решению проблемы. Однако СМИ формируют два гендерных стереотипа. Первый — мужчина агрессор, преступник, насильник, соответственно, вся вина на нём; и второй: женщина — невинная жертва. В жизни всё гораздо запутанней.
Женщины далеко не всегда невинные ангелы. Вспомним материалы в казахстанских масс-медиа о том, как матери избавляются от новорождённых, выбрасывая их в туалеты.
Мы приводили выше статистику, по которой ежегодно от бытового насилия погибают 400 женщин. Подобные случаи с мужчинами, конечно, единичны. Но зато по суицидам за 2017 год из 3644 случаев на «сильный пол» приходится 2906.
Речь о том, что тема насилия в отношении женщин преподносится масс-медиа зачастую под определённым стереотипным углом зрения: женщина всегда показывается невинной жертвой.
Авторы редко занимаются глубоким анализом; ток-шоу, к сожалению, часто превращаются в «прачечную», где перемывают друг другу кости и копаются в чужом грязном белье, не касаясь глубинных системных причин семейных трагедий.
Примерно то же произошло в освещении истории Баян Есентаевой. Всё внимание аудитории погрязло в деталях любовных коллизий и в подробностях нанесённых увечий. А в итоге вопрос о кризисе семейных ценностей, об уважительном отношении мужчин и женщин друг к другу отошёл на задний план.
Посмотрите на спортивные состязания: UFC (организация, которая проводит бои смешанного единоборства) транслирует кровавый мордобой с жёсткими нокаутами и морем крови. Посмотрите, с каким остервенением дерутся девушки, как выглядят они после боя.
Вернёмся к проблеме сексуального насилия. Поднимать эту тему нужно, никто не спорит, но необходимо рассматривать её в контексте морально-нравственных критериев поведения человека.
Следует критически подходить к различного рода историям. Барышня предлагает бороться с апскертингом (фотографированием девушек из-под юбок без их согласия) и для этого выкладывает ролик, в котором задирает юбку на станциях Московского метро перед прохожими.
В это же самое время сотни или тысячи достойных девушек вынуждены сталкиваться на рабочем месте с хамоватым поведением мужчин и с реальными домогательствами. Об этом, безусловно, нужно говорить, их честь нужно защищать.
Главный вывод в данном случае такой: однобокость трактовки фактов гарантирует формирование стереотипов.
Резюме
Студенты осознают сложность причинно-следственных связей бытового насилия и гендерных стереотипов. На примере кейса Баян Есентаевой участники задумаются над тем, как смещаются акценты внимания аудитории с главного на второстепенное. Они научатся адекватно воспринимать жертв насилия, проявлять сострадание и избегать хайповой тенденциозности.