Объясняем и разбираемся. Как казахстанские онлайн-СМИ говорят о сложном

0
555

На постсоветском пространстве карточки российского интернет-издания «Медуза» уже стали в некотором смысле каноническими. Краткие разборы самых волнующих ситуаций чрезвычайно привлекательны как для аудитории, так и для рекламодателей. Казахстанские интернет-издания — вдохновляясь примером «Медузы» или нет — но тоже пришли к тому, чтобы объяснять читателям ситуацию в стране и мире. Некоторые из них даже завели для этого отдельную рубрику на сайте. Предлагаем обзор пяти полноценных попыток популяризовать объяснительный жанр в Казахстане.

Как отдельный жанр объяснительная журналистика оформилась в США ещё в 1980-х годах. Основной ее задачей стало объяснение неподготовленным читателям текущих событий простыми доступными средствами — лексическими, графическими, визуальными. С середины 80-х авторы лучших материалов в этом жанре стали награждаться Пулитцеровской премией (лауреаты тут и тут). Весной 2014 года объяснительная журналистика пережила второе рождение: в США был запущен интернет-проект Vox.com. До сих пор его создатели и авторы нацелены объяснять аудитории то, о чём говорят новости, и близки к совершенству в создании объясняющих видео. «Медуза», к слову, не скрывает, что ориентировалась на Vox, запуская в 2014 году свою «картотеку». Кроме этого, на русскоязычном пространстве похожий формат c 2015 года продвигает сервис TheQuestion.

«Объясняем» (Hola News)

Тематическая рубрика на сайте интернет-издания обновляется нерегулярно — в феврале 2019 года пополнилась всего одним материалом, а в октябре 2018 года здесь опубликовали сразу 12 текстов. Большинство публикаций по размеру не превосходят объема привычной новостной заметки, а некоторые ею и являются.

Раздел удивительным образом совмещает в себе разные форматы журналистских материалов. Во-первых, здесь можно найти привычный читателям «вопрос-ответ»: так авторы HOLA News рассказывают, например, о хадже, едином совокупном платеже и канцелярии Нурсултана Назарбаева. Во-вторых, в этой рубрике редакция снабжает читателей подробными инструкциями на случай тех или иных событий (любопытный пример для студентов тут). При этом в одних случаях журналисты HOLA News самостоятельно составляют подробные визуальные «шпаргалки», в других — ограничиваются перепостом готовой инфографики (к примеру, редакция заимствовала её у российской газеты «АиФ» и у столичного управления образования).

Кроме этого, на странице встречаются и не совсем традиционные для объяснительного формата жанры. Объясняя, почему взлетел доллар, редакция публикует классическую аналитическую статью на базе комментариев трёх отраслевых экспертов. Рассказывая о пользе indoor-рекламы, автор предлагает читателям интервью с директором компании, которая этой рекламой и занимается. О том, как развивается нефтяное месторождение Тенгиз, читателям издания в авторской колонке рассказывает журналист Олег Червинский. Здесь же находим и фактчек одного из выступлений бывшего министра внутренних дел Калмуханбета Касымова.

В ряде случаев попытки объяснить какое-то явления сведены к копированию официального или экспертного мнения, которое уже опубликовано в социальных сетях и мессенджерах. При этом редакция далеко не всегда приводит гиперссылки на соответствующие публикации — особенно если речь идёт о зарубежных экспертах или исследованиях.

«Есть вопрос» (The Village Казахстан)

Хотя рубрика на сайте запущена в сентябре 2017 года, публикаций относительно немного — 17. Материалы редакция выстраивает по одному принципу: на имеющиеся вопросы отвечают профессионалы в своих областях. При этом в одних случаях достаточно мнения одного эксперта (как, например, здесь), а в других опрашивают сразу нескольких: так редакция The Village Казахстан выясняла, как сделать популярным канал на YouTube, и задала сразу 14 вопросов трём экспертам.

В редких случаях журналисты сами пускаются в объяснения: от формата экспертного монолога переходят к «вопросу-ответу», оговаривая, что в подготовке материала участвовал специалист по теме. Такие материалы, как правило, посвящены гражданско-политическим правам и становятся наиболее читаемыми: «Что делать, если меня остановил полицейский?», «Что делать, если меня отговаривают писать заявление?», «Как не сесть за пост?».

Самой необычной «находкой» раздела стал материал, в котором The Village Казахстан рассмотрел обращение Путина в Государственную Думу 2011 года в жанре фактчекинга и узнал, какие обещания не удалось сдержать шестому президенту Российской Федерации. Текст опубликовали за несколько дней до выборов президента России, и на сегодня это единственный материал на политическую тему в рубрике.

Попытки объяснять события журналисты городского портала предпринимают также в рубрике «Ситуация». Об изменениях, которые вступили в силу в стране с нового года, редакция рассказала в формате «что изменилось» — «что отменили» — «что подписано». Журналисты не обошли стороной и конфликт в Караганде, который случился в начале года. Авторы подробно описали, что произошло, «к чему это привело», «как отреагировали», а в завершении составили собственный список вопросов без ответов.

«Пятиминутный путеводитель» (Esquire Kazakhstan)

С мая 2015 года в рубрике вышли 33 материала. Структура текстов здесь не подразумевает обязательных вопросов и ответов — исключением стали разве что экспертный материал Расула Рысмамбетова об офшорных утечках и статья о сексуальном просвещении. В остальном авторы интернет-издания предпочитают разбивать объясняющие тексты на небольшие абзацы с лаконичными подзаголовками: так выглядят материалы о девальвации, плацебо и теории заговора.

«Путеводитель» охватывает далекие друг от друга темы — здесь история освоения космоса соседствует с подборкой супергероев нетрадиционной ориентации, история репрессий в Казахстане — с мировой хроникой сексуальных забастовок, переход казахского языка на латиницу — с «преимуществами контрабанды».

Вместе с тем, казахстанский Esquire не только объясняет, но и напоминает аудитории, в какой реальности она существует. Журналисты издания составили для читателей исчерпывающие перечни «громких ДТП», выданных или невыданных Казахстану преступников, «загадочных» смертей казахстанских политиков, «самых запоминающихся» уятов 2016 года, коррупционных скандалов с участием высокопоставленных чиновников и «образцов» славы первого президента республики. Но есть, разумеется, и тексты вне времени — думается, эта подборка «странных цитат» казахстанских чиновников, депутатов и прочих ответственных лиц ещё долго будет актуальной. Даже несмотря на то, что пополняется едва ли не каждый день.

Esquire Kazakhstan предпринял как минимум несколько попыток сделать рубрику на сайте полезной для читателей. В 2017 году сайт опубликовал «путеводитель» по самым «занимательным» музеям страны. До сих пор этот текст остается единственным в своем роде, потому что все прочие публикации с претензией на прикладной характер выходили в свет лишь в партнёрстве с коммерческими структурами (здесь отметились местный банк и транснациональная корпорация).

«Давайте разберёмся» (informburo.kz)

Создатели рубрики на informburo.kz ориентировались на российскую «Медузу» — сходство заметно даже на визуальном уровне. Кроме этого, в паре случаев редакция  упоминает слово «разбор» в заголовке, а сам текст часто начинается вопросом «Что случилось?». Также informburo.kz (как и «Медуза») с самого начала нацеливался на монетизацию рубрики. Автор этого обзора насчитала по меньшей мере 15 компаний — как государственных, так и частных, в партнёрстве с которыми были созданы от одного до пары десятков объяснительных материалов (в этом примере даже есть любопытные интерактивные элементы). К слову, портал использует разные маркировки для текстов, и в одном случае осмелился даже указать «Государственный заказ».

У карточек на informburo.kz есть несколько отличительных характеристик. Во-первых, редакция охотно и с завидным постоянством публикуют разъяснения, которые касаются государственной политики. Особенно эффективно это получается с новыми кодексами, поправками или правилами. Помимо этого, вместе со специалистами профильных министерств журналисты портала объясняют и привычные вещи: вот судья Верховного суда комментирует вопросы автострахования.

Во-вторых, авторы рубрики не стесняются прибегать к помощи различных экспертов — юристов, нотариусов, психологов, сексологов, акушеров-гинекологов, диетологов, кардиологов и др. В-третьих, если данных по какой-то проблеме недостаточно, редакция сама собирает материал (даже анонимные опросы проводит), а потом предоставляет читателям результаты в виде инструкций или сравнений.

Однако и в этом случае не обошлось без неоднозначных для такой рубрики форматов: то журналисты в образе фактчекеров развенчивают мифы о лечении содой, то делятся советами по поводу офисной рутины в духе «Лайфхакера», то ставят над собой эксперименты, то публикуют экспертные прогнозы или аналитику, то отписывают репортажи с мероприятий.

«Vласть объясняет» (Аналитический интернет-журнал Vласть)

Рубрика появилась на сайте в 2014 году, а специфичное оформление получила только спустя пару лет, когда размещением в таком формате заинтересовался один из партнёров редакции. Насколько часто рубрика обновляется, судить сложно, потому что материалы с момента обновления интерфейса раздела не отображают дату публикации. Между тем, он до сих пор остается удобным форматом для взаимодействия с партнёрами и рекламодателями (банки, квазигосударственные компании, образовательные учреждения).

До обновления рубрики материалы выстраивались произвольно и выглядели как конспекты по тому или иному вопросу (сейчас структура всегда сводится к вопросам и ответам). Журналисты Vласти объясняли избранные явления на примере других стран: систему управления талантами, экономический кризис, приватизацию, «голландскую болезнь». Кроме этого, нередко тексты представляли собой полноценную аналитику текущей ситуации, разбор истории проблемы или прогноз на будущее и меньше всего походили на лаконичную попытку простыми словами объяснить происходящее в стране. В одном случае репортёр интернет-журнала на своем примере объяснял, как купить акции KEGOC, и до сих пор, вероятно, является их счастливым обладателем.

С тематической точки зрения рубрика Vласти, в отличие от аналогичных на других интернет-ресурсах, относительно заточена на объяснение мировой ситуации. Читателям авторы текстов рассказывают, что происходит в Китае, и как меняется республика, почему стоит обратить внимание на Индию, следить за новостями Федеральной резервной службы США или со всем миром ждать развязки Brexit’а. Вместе с тем Vласть не забывает и о традиционных для такой рубрики темах и объясняет, что изменилось в новых правилах дорожного движения, системе оплаты проезда в Алматы и правилах оказания скорой медицинской помощи. В редких случаях в материалах встречаются ссылки на профильных экспертов.

Информационный портал Today.kz в ноябре прошлого года предпринял оригинальную попытку объяснить аудитории нюансы двух госпрограмм – «Цифровой Казахстан» и «7-20-25». Для объяснений журналисты записали два аудиоподкаста, где на протяжении трех минут приятный женский голос с короткими музыкальными перебивками рассказывал о нюансах государственной политики в той или иной сфере. Судя по тому, что подкасты с тех пор не записывались, то ли формат для казахстанской аудитории оказался непривычным, то ли сами журналисты быстро потеряли к нему интерес.

Таким образом, с точки зрения разнообразия форматов объяснительная журналистика в казахстанских интернет-СМИ переживает не худшие времена: журналисты не ограничиваются классическим «вопросом-ответом» и экспериментируют со списками, инструкциями и фактчеком. С другой стороны, в объяснительных текстах отечественных авторов всё ещё сильно недостает наглядности и — как ни странно —столь необходимого упрощения сложных терминов. А без последнего жанр, увы, не может зваться «объяснительным».

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь