Телевидение выносит «синтетический» приговор

0
116

Телеканал КТК разбавил летнее затишье премьерой документального фильма «Безумная игра». Ни его название, ни анонс не выдавали тематической направленности телепродукта, и лишь в день премьеры зрители поняли, что перед ними 40-минутный репортаж о синтетических наркотиках. В последние месяцы проблема поднимается во многих СМИ: ещё раньше — в мае — целое ток-шоу о ней вышло на телеканале «Хабар». Удивительно, но недоимпровизация гостелевидения оказалась куда занимательнее выверенной журналистской работы авторского коллектива КТК.

Посылка из Нидерландов

«Вот от чего, если можно так сказать, кайфует молодёжь — дешёвая дурь, купить которую проще, чем бутылку пива в магазине», — начинает свой рассказ о синтетических наркотиках автор фильма Виталий Мантров. Не проходит и минуты, как его же закадровый голос загадочно сообщает зрителям: «Все казахстанцы сейчас втянуты в безумную смертельную игру. Её создатели — где-то за границей, и они устанавливают свои правила для участников». Дальше журналист, прилежно следуя этим правилам, в одном из алматинских дворов находит обещанную анонимным курьером закладку с непонятным веществом. Вертя в руках пакетик, автор произносит подводку в духе голливудского боевика: «Слёзы и кровь — в этой игре всё по-настоящему».

Документальный фильм, снятый телеканалом «по инициативе КНБ РК», композиционно чётко разделен на несколько смысловых частей. Первая в самых ярких красках повествует о пагубности пристрастия к дизайнерским наркотикам. Специалисты-медики с непроницаемыми лицами делятся ужасающими случаями из практики, а на экране (в лучших традициях КТК) то и дело мелькают неприятные кадры из многочисленных роликов про «безумцев под кайфом» с YouTube. Для усиления эффекта закадровый голос вдруг сообщает, что синтетические наркотики «изменяют сознание до такой степени, что даже наркоманы со стажем ужасаются».

Однако героиновый наркоман с 30-летним стажем употребления, чей силуэт в следующий момент появляется в кадре, похоже, не в таком уж и сильном ужасе от «синтетики»: «Ты не понимаешь, что ты делаешь. Галлюцинации такие же. Вы не знаете, где находитесь. Люди просто дуреют». Другой наркозависимый делится подробностями своей паранойи, уверяя журналиста, что «сам проходил всё это», а не врачи рассказали. Автор выводит статистику: «В казахстанских клиниках лечения зависимостей синтетические наркоманы на втором месте после алкоголиков». О причинах такого неутешительного положения дел было сказано лишь вскользь — широкая доступность, «подростковый интерес», пресловутая попытка сбежать из реальности.

Не прошло и 15 минут, как автор приступил к разбору, собственно, самой «игры»: «Школьникам и студентам за каждую надпись (рекламу наркотиков — ред.) перечисляли деньги из-за границы на виртуальные кошельки неизвестные главари виртуальной наркомафии. Перед этим они завезли в Казахстан или переслали по почте из Китая, США, Европы и России под видом детских смесей, солей для ванны, стиральных порошков килограммы синтетического дурмана». Следом на экране появилась некая «посылка из Нидерландов» с опознаваемым адресом, в которой правоохранители обнаружили тысячу доз метамфетамина. Впоследствии станет ясно, что эти оперативные кадры являются, по сути, единственным присутствующим в фильме доказательством иностранного следа. Ещё через секунду выяснится, что целевой аудиторией фильма являются вовсе не синтетические наркоманы.

Съёмки в колонии. На экране — двое молодых людей. Те самые анонимные закладчики «синтетики». У одного — высшее образование, другой — бывший игрок Лиги любителей футбола. Больше об их жизни зрители не узнают ничего. Они не объяснят (неужели их не спросили?) мотивы своих действий, зато подробно на камеру расскажут о том, как выполняли инструкции тех самых анонимных иностранцев. Морали и выводов нет, только приговор: «Никакая конспирация не спасёт, если делом занялись сотрудники Комитета нацбезопасности». Казалось бы, главная мысль прозвучала, зачем продолжать? Оказалось, это было лишь первое предостережение для ищущих лёгкий заработок.

Вторым стало профессиональное мнение врача-нарколога, который без сомнений напророчил закладчикам наркозависимое будущее. «Барыг, которые распространяют наркотики, а сами ими не пользуются, только в художественных фильмах и найдёшь», — авторитетно заявил специалист.

Наконец, автор фильма начинает рассуждать о методах работы самих «главарей синдиката»: дескать, неугодным курьерам они могут подбросить пакетик с «мгновенно убивающим веществом», или как «хорошие психологи» могут стравить парней друг с другом. Дальше кадры из России: нанятые администратором наркосайта молодчики «напоминают правила игры» неблагонадёжному закладчику. Почти минуту (!) зрители вынуждены смотреть на жестокое истязание молодого человека, на то, как ему (не с первого раза) отрубают палец, а потом добивают ногами и битой.

Завершающая же часть фильма поразила своей наивностью. Правоохранители (и телевизионщики?) полагают, что встать на верный путь молодёжи в нынешних условиях обязательно поможет позитивный пример. Ролевая модель. Желательно спортсмен, выросший в непростых условиях и добившийся большого успеха собственным упорным трудом. Съёмочная группа КТК с заданием справилась — нашла аж двоих. Закрепили нужный эффект слёзы матери, похоронившей 16-летнего сына, употреблявшего синтетические наркотики.

Когда ещё не дно

На «Хабаре» про закладчиков синтетических наркотиков не говорили вовсе, а таинственных иностранцев за рубежом упомянули лишь единожды (и то — со словом «возможно»). Ведущая Айгуль Мукей с экспертами в студии «Давайте говорить» разбиралась в основном с тем, как помочь синтетическим наркоманам в современном Казахстане, и, увы, не пришла в итоге ни к одному обнадёживающему выводу.

Главной героиней программы стала женщина, чей 42-летний брат после наркотического опыта в прошлом и отсидки в колонии пристрастился к синтетическим наркотикам. «Совершенно другое поведение, какая-то новая непонятная форма общения, постоянно что-то мерещится, кажется, постоянно находится в страхе, тревоге, неадекватное отношение ко всему окружающему», — так описала Эльмира нынешнее состояние мужчины. На протяжении следующих 40 минут ведущая и гости студии пытались сложить паззл, чтобы понять, как в жизни этой семьи появилась наркозависимость, и что с ней теперь делать.

Узнав, что главная героиня — тоже в прошлом наркозависимая, Мукей тут же предположила «генетическую» основу зависимости. Женщина поспешно отвергла это предположение, однако объяснять мотивы своих поступков в юношестве не стала, сославшись на абстрактные «социологические факторы». Авторы программы не удержались от демонстрации всё тех же жутковатых YouTube-роликов про наркоманов (ведущая в этот момент картинно схватилась за сердце), однако Эльмира и тут, благо, внесла ясность: в таком невменяемом состоянии она своего брата никогда не наблюдала.

К середине программы женщина призналась, что желает подвергнуть брата принудительному лечению. С этой целью она уже обращалась в столичный центр психического здоровья, однако проведённые там анализы показали отсутствие в крови мужчины следов наркотических средств. Ведущая, в очередной раз придя в ужас от казахстанских реалий, стала апеллировать к окружающим специалистам. Те начали успокаивать разволновавшуюся Мукей: с конца июня специалистам будет достаточно обнаружить в пробах крови следы «основного вещества» (список из 88 наименований уже составлен), чтобы заявить об употреблении человеком синтетических наркотиков.

«Эльмире что делать? Анализы показали, что её брат Аскар — не наркоман. Что сейчас делать? Куда идти? К кому обращаться?» — продолжала допытываться ведущая. Главная героиня рассказала о своём неудачном походе на прием к министру здравоохранения, а Мукей предложила послушать комментарий главного врача клиники, которая отказалась принять к себе брата Эльмиры. Внезапно в развитии дискуссии наметился неожиданный поворот. Медик заявила: проблема лишь в том, что женщина вынуждена содержать своего взрослого безработного брата и поэтому ищет любые пути, чтобы тот освободил её однокомнатную жилплощадь.

Ведущая попыталась было возмутиться некомпетентностью врача, но специалисты в студии хором заговорили о созависимости Эльмиры и Аскара. Главной героине посоветовали обратиться за помощью к психологу и, в конце концов, выгнать наркозависимого брата из дома. Мукей удивилась бесчеловечности советов: «Пусть замёрзнет на улице?!» «Он не замёрзнет! — закричали эксперты со своих диванов, — Человек достигает этого дна и начинает что-то делать, а пока он этого дна не достиг…» Ведущая даже опешила от такого единогласия, но позволила этим словам прозвучать. На том ток-шоу и завершила.

С точки зрения социальной значимости — да и драматургии, что уж там — ток-шоу на «Хабаре», думается, достойно похвалы. Непосредственность ведущей (возможно, показная: ведь у Мукей за плечами многолетний опыт) добавила происходящему динамики и вызвала у гостей программы неподдельные эмоции. Проблема синтетических наркотиков вдруг приобрела человеческое лицо, обросла важными социальными и психологическими деталями — Мукей справедливо пресекала любые попытки свести её к бюрократическим проволочкам (за это одному из участников программы крепко досталось). На КТК пошли по другому пути и выпустили 40-минутный информационный проспект о том, что ни один завербованный иностранным наркокартелем молодой казахстанец не останется вне поля зрения КНБ. А если и останется, то точно ненадолго.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь