Интернет-издание Ratel.kz* воскреснет: теоретически, оно сможет снова выходить с 23 октября, и его главный редактор Марат Асипов сможет по-прежнему его возглавлять. Такое решение 28 августа вынес судья Медеуского районного суда Алматы Ержан Чингисов по постановлению апелляционной коллегии городского суда.
Асипов и его коллеги борются за возрождение Ratel.kz уже больше года. 28 мая 2018-го алматинский суд запретил деятельность интернет-портала. Формально — потому что после смерти владельца домена Геннадия Бендицкого редакция публиковала материалы, не поменяв учётные данные регистранта. Суд запретил Марату Асипову распространять информационные материалы под наименованием издательства интернет-портала Ratel.kz в средствах массовой информации, на интернет-ресурсах и доменных именах: Ratel.kz, Balborsyk.kz, wildratel.com, itau.kz и на других доменных именах**.
И вот теперь появилась реальная надежда на то, Ratel.kz вернётся. «Новый репортёр» расспросил Марата Асипова о прошлом и ближайшем будущем интернет-ресурса. И почему, по его мнению, после стольких месяцев борьбы — вдруг первая победа и надежда?
— Я сам теряюсь в догадках, почему это произошло, — признаётся Асипов. — Думаю, что какие-то процессы в обществе идут, какие-то изменения. И, вероятно, появилось понимание, что критически настроенные СМИ не вредят обществу, а приносят пользу. Есть такая вроде бы байка (а может, и правда) про один парк. Там не было волков, и в результате животные начали болеть, стали гибнуть деревья. А после того как туда завезли волков, они провели селекцию оленей. Остались здоровые особи, их популяция сократилась. Потом и бобры вернулись, и медведи появились, и деревья стали расти — в общем, всё стало хорошо. Это законы природы. Должны быть и олени, и волки — санитары леса. Кстати, есть же ещё уголовные дела, которые по иску Какимжанова завели на наших сотрудников. По ним людям «светит» по 2-3 года заключения. И по этим делам решений ещё пока нет.
Де-юре у властей был повод закрыть Ratel.kz. Однако по закону дело не обязательно должно было кончиться запретом на работу портала. Можно было решить всё и по-другому, предупреждением, например. Тем не менее, судьи из раза в раз принимали одно и то же решение. Почему? Асипов думает, что дело, конечно, не в том, что представители Фемиды в Казахстане такие принципиальные.
— Мы всегда требовали от сотрудников, чтобы люди не писали о ёлочках или хороших людях, а всё-таки обращали внимание на проблемы, существующие в обществе. А у каждой проблемы, как говорится, есть имя и фамилия. Соответственно, эти регулярные упоминания имён и фамилий людей, которые мешают другим жить, дали некий кумулятивный эффект. Накопилось.
Казалось бы — чего проще? Бренд Ratel, разумеется, обладает большим весом, но можно ведь было создать другой и тоже сделать его авторитетным. Но, оказывается, не всё так просто: суд и этот вариант предусмотрел.
— Запрет был очень широкий, и что бы мы с коллегами ни создали, оно тут же бы закрылось. Потому что в решении написано: «…и на других доменных именах». То есть вообще нигде и никак. По сути дела, это был запрет на профессию. Почему мы и добивались разъяснений***. А бренд Ratel — это ещё и память о нашем друге, Геннадии Бендицком. Это поддержка его семье. Мы же не водку выпускаем, не какое-нибудь вино, а интеллектуальный продукт. Соответственно, приносить доход эта марка может только в том случае, если работает сайт. Именно в таком виде, в котором он работал. Поэтому мы боролись. Плюс, конечно, в этот ресурс было вложено очень много сил, средств и усилий. Почему мы должны были смириться с этим и отдать его?
Сейчас Марат Асипов и его коллеги ждут резолютивную часть решения. Там должно быть прописано, когда и как сможет возродиться сайт Ratel.kz. Тогда коллектив портала будет решать, как и когда его снова запустят. И на какие деньги. Возможно, редакция воспользуется краудфандингом. Если всё получится, Ratel.kz вернётся, и там опять будут появляться самые острые статьи и громкие журналистские расследования.
— Котиков постить мы точно не будем, — уверяет Асипов. — Что бы мы ни делали, это всё равно будет, как это было свое время с газетой «Караван», и потом с газетой «Время», и на «31 канале». Мы всегда делали то, что мы умеем, и намерены этим заниматься дальше. И если к нам придут молодые журналисты, это будет очень хорошо. Я с удовольствием работаю с молодыми людьми. В какой-то момент начал понимать, что мне есть чему у них поучиться. Они знают гораздо больше, чем я, в каких-то вопросах они более продвинутые, у них мозги более пластичные. Поэтому с молодёжью работать очень приятно и интересно.
* Ratel.kz был создан журналистами Геннадием Бендицким, Маратом Асиповым и Сапой Мекебаевым в 2013 году. В Казахстане его неоднократно блокировали.
** В августе Асипов обжаловал это решение, но апелляционная коллегия оставила в силе решение суда. Всё это время в другом суде за Ratel.kz боролись дети покойного Бендицкого, но тоже безуспешно.
*** Асипов настаивал на том, чтобы ему разъяснили решение суда, отметив, что срок запрета на распространение журналистских материалов не оговорен. Тогда прокурор Байтоков завил, что ограничения «бессрочные». 6 августа в Алматинском городском суде началось слушание по жалобе. 13 августа Алматинский городской суд удовлетворил жалобу Асипова, вернул дело в Медеуский районный суд и обязал дать разъяснения.