«Правила создания мультимедийных историй очень просты и вписываются в рамки здравого смысла», — рассказывает российский специалист по менеджменту мультимедийной редакции и медиакоммуникациям Сергей Колотовкин. На первый взгляд они могут показаться сложными, но если регулярно им следовать, с каждым разом будет получаться все быстрее и быстрее. Вскоре все эти действия станут естественными.
Эксперт поделился 11 правилами создания хороших мультимедийных историй с участниками Школы мультимедийного сторителлинга, которую проводит МедиаФабрика.
Мозговой штурм
Всё начинается с редакции. Журналист, редактор, дизайнеры — неважно, в каком составе они работают, — должны понимать, что начинать работу необходимо с планирования. Когда вы работаете с интервью, вы же не бежите задавать вопросы, пока хоть немного не обдумаете план? Редактор не должен давать задание журналисту в формате «у нас День медицинского работника, сделай что-нибудь». Задача должна стоять так: «Давайте обсудим, что мы можем сделать ко Дню медицинского работника?» Чем больше людей примет участие в мозговом штурме, тем лучше. Не нужно обсуждать часами, достаточно 20-30 минут.
Выбор темы
Это достаточно широкое понятие. На одну и ту же тему могут быть разные точки зрения, её можно обсуждать с разных позиций, особенно если тема конфликтная. Если мы говорим про мультимедийную историю, хорошая тема — актуальная и значимая для адресата. Очень важный момент: тема должна быть долгоиграющей, а не сиюминутной. Мультимедийный проект — это затратная история по человеческим и техническим ресурсам. Будет обидно, если вся команда долго трудилась, а актуальность темы закончилась через три дня. Пример из практики: материал «Как уберечься от сосулек». Предложили интерактив и вовлечение, собрали нормативную базу и опубликовали. Через три дня вышло солнце и растопило сосульки. Это нужно просчитывать. Иногда сначала появляется не тема, а адресат со своей проблемой. Не всегда тема первична.
Фокус
В одной теме может быть множество разных фокусов. Очень важно их определить. Я рекомендую фокус формулировать в виде вопроса. Тогда на протяжении всего материала автор будет искать на него ответ. Потом вы можете назвать материал как-то по-другому, цепляюще, зазывно, привлекательно, но когда сформулирован чёткий вопрос, становится понятно, к чему мы должны прийти в итоге. Фокус должен быть со здравым смыслом. Какой лучше — решает редакция. Про что-то уже писали, что-то мелковато, а что-то станет идеальным фокусом.
Адресат
Все знают расхожее выражение «целевая аудитория». Даже употребляют, даже прописывают в рекламных предложениях, пресс-китах и так далее. Здесь есть две сложности. Во-первых, зачастую к определению целевой аудитории подходят достаточно формально. Особенно если речь идёт о городском портале, который действительно лидер на своем рынке. У них есть некий портрет среднестатистического жителя города. Зачастую там аудитория широкая: отсекаем маленьких детей и пожилых, которые не пользуются интернетом, все остальные — наши. Но когда мы начинаем создавать мультимедийный проект, он посвящён какой-то одной теме. Одному фокусу. Соответственно, он не может интересовать всех, весь город. Очень важно определить: для кого мы его делаем? Для какого читателя? Они разных возрастов, у них разные интересы, проблемы. И мы делаем эту историю для них. Тогда вы сделаете качественно.
Суть
Берём нашу тему, фокус и формулируем суть. Стараемся расширить идею до 10 слов. Это проще, чем выбрать фокус из темы. Сформулированная суть станет вашей проверочной фразой — вы сможете в любой момент к ней вернуться и понять, не ушли ли вы далеко от заявленной темы.
Вопросы адресата
Почему я должен это прочитать? Почему меня должно это волновать? У меня много своих дел. Почему я должен прочитать эту историю? Это самая болевая точка. Таким образом журналист сформирует для себя ключевой вопрос, на который он будет отвечать. Помимо этого, сформулируйте ещё три-четыре вопроса, на которые вы дадите ответ в своей истории. Если есть время, лучше сформулировать больше и вычленить из них самое главное. Понять, с чего начать свой материал. Это важно, именно начало определяет — кликнет или не кликнет, прочитает или не прочитает, проскроллит или не проскроллит. Материал может быть классный, изумительный, познавательный, но если он не зацепил — то всё. Умерла так умерла.
Польза
В идеале история должна нести в себе полезную информацию. Допустим, мы рассказываем про маму, которая пытается решить проблемы своего ребёнка в переполненной школе. Сообщите в материале, какие есть нормативы. Включите список цен на обучение в других школах. Эта мама получит что-то на самом деле полезное для себя. Возможно, информация ей не пригодится, но вы её сориентируете.
Визуальное наполнение
Это самая распространённая ошибка тех, кто только начинает работать в жанре мультимедийных историй: они начинают с форматов. Да, без этого никуда. Нужно уметь делать Google-карты, инфографику, уметь работать с видео и многое другое. Но прежде всего мы начинаем со смыслов. Тема, фокус, адресат — это про смыслы. Только потом начинайте думать, как их рассказать. Если есть вопрос «где?» — очевидно, напрашивается карта. Если возможно какое-то движение, наверное, лучше применить видео. Если есть какие-то факты, цифры — инфографика. Нужно рассмотреть свои возможности визуализации.
Вовлечение
Существуют форматы и сервисы, которые позволяют вашему читателю отреагировать, поработать с материалом. Викторины, калькуляторы, голосовалки: «Что вы думаете? В каком районе нашего города должна быть построена новая школа?» Этим вы вовлекаете своего адресата в создание контента, он начинает участвовать. Это идеальный вариант.
Отсекаем лишнее
После выбора форматов. Это особенно актуально для небольших редакций, которые внезапно обнаружили, что могут включить 50 вопросов и 150 форматов. Существуют дедлайны. Отсекая лишнее, вы также сможете посмотреть, как форматы будут сочетаться друг с другом, будут ли они сбиты, либо это должно быть на уровне здравого смысла и вкуса. Очень часто подход в написании состоит в том, чтобы собрать факты и написать в формате «я всё знаю, сейчас всё расскажу». Вываливается весь фактаж, более-менее как-то связанный, а читатель может вообще не понять, что вы пытались ему сказать.
Эмоции
Подумайте над тем, насколько ваша история эмоциональна. Где и как вы можете эти эмоции добавить? Это делается порой очень просто. К примеру, если вы делаете историю переживающего родителя — заранее скажите фотографу, что герой будет грустить, попросите запечатлеть этот момент на фото. Эти эмоциональные составляющие можно предусмотреть, предугадать, спланировать и получить в рамках подготовки к этому материалу.
Школа мультимедийного сторителлинга осуществляется на средства гранта Internews в рамках Центральноазиатской программы MediaCAMP при поддержке Агентства США по международному развитию (USAID).