Лучшие рекламные и коммуникационные решения 2019 года в Центральной Азии были названы на VIII центральноазиатском фестивале коммуникаций Red Jolbors. В этом году определили 53 победителя в 32 номинациях. «Новый репортёр» выбрал пять проектов, которые меняют наше представление об обычных вещах, заставляют задуматься и вдохновляют на собственные идеи.
Это не подарок
Ташкентский филиал международного рекламного агенства TBWA представил проект «Это не подарок», разработанный для магазина электроники Texnomart. В преддверии 8 Марта Texnomart приостановил продажи стиральных машин, утюгов, мультиварок, чайников и прочих товаров, необходимых в быту. Вместо этого магазин электроники предложил приобрести в подарок смартфон, планшет или ноутбук — технику для досуга. В сочетании с билбордами, роликами для ТВ и объявлениями на радио охват рекламной кампании составил 1 500 000 пользователей и помог авторам идеи занять призовые места сразу в трёх номинациях, получить Гран-при фестиваля и получить звание лучшего рекламного агентства года.
Девочка по имени Хватит
По статистике, в Азербайджане на 114 мальчиков рождаются 100 девочек. Родители, у которых не получается зачать долгожданного мальчика, либо прерывают беременность, либо дают новорождённым девочкам имена со смыслом «хватит» — Басты, Бастыханым, Бастыназ, Бастыгуль, Кифаят, Кызбас, Тамам, Тамамгуль. Азербайджанское диджитал-агентство Endorphin разработало рекламную кампанию для Капитал Банка и Фонда ООН в области народонаселения, направленную против абортов, основанных на гендере младенца, и против женских имён со значением «хватит». Серия постеров, флешмоб с хештегом #IHaveADaughter («У меня есть дочь») и петиция на сайте Change.org позволила охватить больше двух миллионов человек и получить награду RJ Awards в категории низкобюджетных кампаний.
Деньги пахнут цветами
Половиной бизнеса в Казахстане управляют женщины. К сожалению, этот факт никак не влияет на огромное количество стереотипов в отношении предпринимательниц — бизнес-леди часто слышат в свой адрес нелестные комментарии, намекающие на причастность мужчин к их успеху. ForteBank разработал кампанию, которая должна была показать огромный вклад женщин в экономику страны. Они выпустили и подарили предпринимательницам парфюм Forte Femme, которым предложили опрыскивать деньги. Последние четыре флакона продали на благотворительном аукционе. Кампания получила больше 19 миллионов реакций и призовые места в пяти номинациях RJ Awards.
Армандастар
Людмила Куфонина родилась перед самым началом войны, в марте 1941 года. Сейчас пенсионерке 77 лет, и она — самый главный фанат футбольного клуба «Астана». Её история — одна из 20, снятых по заказу Фонда Первого Президента РК, рассказывающих о настоящем патриотизме. За четвёртый квартал 2018 года проект с общим названием «Армандастар» собрал 1,8 миллиона просмотров и стал призёром на RJ Awards в номинации «Социальный проект».
Девятичасовой фильм
Эксперты рекомендуют снимать видеоролики для социальных сетей длительностью не больше трёх минут. ForteBank не стал следовать этой рекомендации и снял девятичасовой ролик-путешествие из Алматы в Шымкент. Больше миллиона человек просмотрели больше 4,8 миллиона минут. Что в этом интересного, спросите вы? В ролике периодически появлялись цифры. Все вместе они составляли номер телефона. Первый дозвонившийся получил миллион тенге. А команда, работавшая над проектом, — призовые места в двух номинациях на RJ Awards.
Несколько рекомендаций от экспертов фестиваля Red Jolbors 2019.
-
- С приходом новых технологий среди клиентов увеличился запрос на высокотехнологичные креативы: искусственный интеллект/VR/чат-боты. Этот тренд плохо влияет на людей: забываются простые решения. Иногда можно снизойти до банальнейших идей, и это будет работать.
- Существует проблема в отношениях «клиент — креатив — медиа». Клиент хочет быстро и недорого. Креатив хочет дорого и креативно, чтобы получить награду. Медиа ничего не хочет — хочет деньги, нажать кнопочку и сдать отчёт в конце месяца. Нужно вспомнить, что все три стороны работают не друг на друга, а на свою целевую аудиторию, на своего потребителя. Эти люди заслуживают увидеть хорошую рекламу.
- У нас есть две главные проблемы: лень и трусость. Люди боятся, что на их рекламу обратят внимание, и пойдёт хейт. Они стараются сделать рекламу, которую не заметят. Они боятся, что к ним придут и скажут, что их суперкрутой креатив на самом деле не такой крутой.
- Выясните, что важно клиенту, и сделайте остальное так, чтобы зрителям понравилось. Узнайте, что обязательно должно быть в рекламе, а креатив и продакшен возьмите на себя.
- Обратите клиента в единомышленника и сделайте что-то новое. Предложите клиенту поработать вместе: подумать, обсудить, доработать. Тогда клиент станет как бы сопродюсером проекта.
- Раньше в брифах была задача сделать ролик интереснее, чем у конкурентов. Затем задача была выделиться в рекламном блоке. Сейчас задача снова изменилась: мы должны делать рекламу интереснее, чем фильмы, книги, ивенты, фестивали, то есть интереснее, чем нереклама.
- Быстрый, классный и вовлекающий контент — не обязательно супердорогой. Не надо намеренно усложнять.
- Ничего не делайте без любви. Это самый главный закон. Вкладывайтесь душой в креатив, который вы придумываете. Если устали — переключитесь, возьмите другой проект. Похлопайте себя по щекам и вспомните, как вы начинали.