В новом сезоне популярное реалити-шоу «Қалаулым» разделилось, превратившись в «ҚалаулымLive» и «Қалаулым сен». Первое по-прежнему идёт на «Первом канале Евразия», его опять ведёт Аша Матай. Второе вместе с декорациями и авторами проекта переехало на телеканал NTK. Поменялся канал, ведущая шоу, но идеи гомофобии, трайбализма, сексизма и отсутствие хотя бы видимости дискуссии — реальность «Қалаулым сен».
Напомним, что это реалити-шоу — нечто среднее между «Давай поженимся» и «Дом-2». Участники — 25 человек, они знакомятся с потенциальными женихами и невестами. Если понравились друг другу, начинают встречаться и рассказывают об этом в социальных сетях и эфире. Теперь ведёт программу модель Айдай Исаева. Бывшая «Мисс Шымкент-2008», «Мисс Казахстан-2013» и участница конкурса «Мисс Вселенная 2014» окончила медицинский вуз по специальности «семейный врач» и мечтала связать жизнь с медициной. Сейчас она по миссии программы должна соединять сердца. Но выпуск 14 октября превратился из шоу любви в шоу ненависти.
Один из героев программы, Жандос, рассказывал о том как развиваются отношения с девушкой. Но неожиданно появилась новая тема для дискуссии — интернет-видео героя в женском парике. Психолог по профессии что-то пытался объяснить о научной работе, но это для участников в студии было уже неважно. Все забыли, зачем пришли «жених» и «невеста». Посыпались гневные обвинения парня в гомосексуализме и его пропаганде.
Самым активным противником выступал участник по имени Айдос. Свою изобличительную речь он начал с того, что не одобряет идею гражданского брака, к которой склоняется жених, — мол, это чуждо казахскому воспитанию, «наши бы предки, к примеру, великий Абай-ата» этого бы не одобрили. Затем он упорно выясняет у участника: «Эй, руың қандай?» («Из какого ты рода?»)
И, получив ответ, объясняет, почему это важно.
— Всегда хотел жениться на аргынке, потому что только они из всех казахов и Среднего жуза сохранили чистоту крови. Они никогда не брали в жёны представительниц близкого рода. До ХХ века именно аргыны строго придерживались всех традиций и обрядов. Абай, Шакарим и другие наши великие предки были родом из тобыкты, принадлежащего к более крупному роду аргын. А ты позоришь этот род!
https://youtu.be/f8GTv9pG8us
Пытавшегося встать на защиту другого участника он обрывает словами: «Да тебе лечиться надо, ты вообще не соображаешь, что говоришь!» И продолжает: «Вот он говорит, что должно быть равноправие между мужчинами и женщинами. Что это такое вообще?! Впервые слышу из уст казахского мужчины такие слова. Никогда, слышите, нельзя ставить женщину наравне с мужчиной! Даже самая умная женщина всё равно стоит на ступень ниже мужчины! И когда говорят мужчины, вы лучше не вмешивайтесь», — бросает Айдос уже женской аудитории.
Возможно, Айдос транслирует мнение части общества, и дискуссию на эти темы действительно нужно вести. Но, с одной стороны, цель программы иная — «соединять любящие сердца», а не разжигать в них неприязнь (и, может быть, от такого подхода распадаются пары). С другой — дискуссия хороша, когда есть альтернативное мнение, а здесь его нет.
В программе всё время звучат «высокие слова» как со стороны участников, так и ведущей о «казахском воспитании», «великих предках», «их священном наследии». Но разве те же самые предки завещали ругаться матом, кидаться с кулаками друг на друга или браниться, как на базаре?
Сомневаюсь, что часто упоминаемые ими «Слова назидания» Абая побуждали к агрессии и невежеству. Удивляет, что молодые ребята, которым ещё нет и тридцати, в том числе авторы проекта, оперируют средневековыми понятиями: «женщина при любом раскладе должна уважать мужчину», «в казахском обществе мужчина всегда выше на голову любой женщины», «в Великой степи никогда не было гомосексуалистов» и так далее. Часто при знакомстве первый вопрос, который они задают своей потенциальной паре, всё тот же: «Из какого ты рода?»
Ярый противник всего, что «чуждо казахам», Айдос, по специальности оказался журналистом. Его речь всё время сопровождалась непристойными жестами, ругательствами и угрозами в адрес оппонента: «Выйдем один на один, прибью!», «Я тебе одно место порву!», «Расстреливать таких надо!». В какой-то момент «дискуссия» доходит до потасовки.
https://youtu.be/Nm_Swi94OIM
Вся эта вакханалия происходит при молчаливом попустительстве ведущей, которая, впрочем, чуть позже сподобилась вмешаться.
Она, чеканя каждое слово и делая неуместные паузы, первым делом упрекает «жениха»:
— Но ведь ты и сам виноват в таком развитии событий. Как психолог ты должен был погасить скандал, а ты масла в огонь подливаешь, больше всех ругаешься. Ты зачем всё это делаешь: надеваешь женский парик, говоришь с подростками, у которых возникают проблемы с половой идентичностью, чтобы помочь им исправиться?
Получив утвердительный ответ, она наконец вспоминает про избранницу героя: «Как вообще у вас дела?» И вновь возвращается к «главной» теме со словами:
— То, о чём мы говорим, стало недугом современного общества во всём мире. К сожалению, эта болезнь пришла и к нам, и мы должны с ней бороться. Все ведь согласны? — заручившись поддержкой зала, ведущая обращается к участнику Айдосу:
— Как, по-твоему, мы должны это делать? Скажи мне, как настоящий казахский мужчина.
Ответ участника не заставил себя долго ждать:
— Нужно написать письмо депутатам, пусть внесут в закон, чтобы такие люди открыто не ходили среди нас. Не проводили агитаций, и не нужно никаких экспериментов и научных работ на эту тему. Мнения таких людей, кто поддерживает ЛГБТ всяких, не должны быть слышны ни в СМИ, ни соцсетях, нигде в публичных местах. Нужно жёстко это контролировать. Сталина на вас нет, при нём такого не было!
Редакторы программы могут ссылаться на то, что это прямой эфир, и «из песни слов не выкинешь», но «песня» получилась именно такой — от фразы «какого ты рода?» до «Сталина на вас нет!».