Предмет «Самопознание» никогда не нуждался в рекламе. Его внедрили в школьную программу, когда самой первой леди Казахстана — Саре Назарбаевой — захотелось воспитывать нравственность, влияя на неокрепшее сознание масс через учебники и методички.
Ярых противников этой идеи так и не нашлось. И вот уже второе десятилетие подряд «Самопознание» существует в образовательной системе, сейчас его изучают даже в детских садах. Любопытно только, что государственному телеканалу «Хабар» понадобилось тратить ресурсы на производство программы с одноимённым названием.
По сути, программа «Самопознание» — это телеверсия так называемых открытых уроков, участниками которых были все, кто прошёл через казахстанские школы. Это когда за последней партой сидит директор или сотрудники акиматовского отдела образования, а учитель вдруг предстаёт в образе сильно подобревшей порхающей по классу женщины, пишущей на доске цветным мелом; нарядные отличники без конца тянут руки, чтобы отчеканить отрепетированные ответы; в классе развешен новый наглядно-методический материал, который в обычные дни куда-то хоронят до следующего «представления».
То, что демонстрируемая версия урока не имеет ничего общего с реальной жизнью и реальным преподаванием, знают все, но делают вид, что урок настоящий. По «Хабару» вместо директора школы и сотрудников гороно урок самопознания смотрят телезрители.
Программу делают анонимные авторы. Во всяком случае, имён и фамилий участников съёмочной группы в титрах нет. Скорее всего, она немногочисленна: редактор, оператор, режиссёр и журналист, голос которого зритель слышит за кадром в самом начале программы и ещё несколько раз в середине, когда нужно подытожить этапы урока. Вот что сообщает закадровый текст об алматинской учительнице Ольге Мурдасовой, прежде чем телезрителям покажут, как она проводит урок в 9 классе на тему «Мечта и реальность»:
— По мнению педагога, «Самопознание» является одним из важных предметов, который способствует не только самоанализу и раскрытию внутренних качеств человека, но и помогает духовно-нравственному воспитанию молодёжи, стоящих на пороге большой жизни (дословная цитата — прим. ред.).
Подобными пафосными цитатами и часто с ошибками обычно переполнены подведомственные профильному министерству педагогические журналы, для которых педагогов принуждали (а может, и принуждают до сих пор) писать статьи. Складывается впечатление, что учительские высказывания в программе «Самопознание» именно из этих журналов: уж очень похож стиль, да и в обычной жизни никто, даже в учительской среде, не использует подобную лексику.
В программе «Самопознание» вообще мало настоящего. Взять хотя бы классы, с которыми работают учителя. В крупных городах не осталось государственных школ, в классах которых бы училось по 20-25 человек, как показывают в программе. Обычная наполняемость сейчас — не меньше 35 учеников. Для съёмок детей явно отсеивали, и это не единственный след сурового режиссёрского решения. Если посмотреть программу через чёрно-белый фильтр, то можно подумать, что «Самопознание» — продукт советского телевидения, где все дети одинаково сообразительны, добры и прекрасны. Только переизбыток пёстрого антуража в виде разноцветных воздушных шаров, китайских пластиковых цветов и буклетов да деланная радость настойчиво свидетельствуют о нашем времени.
— С каким настроением сегодня вы пришли ко мне на урок? — спрашивает девятиклассников учитель Ольга Мурдасова в одной из программ.
— Прекра-а-а-сным, — хором отвечают школьники.
Подобная реакция на такой вопрос может быть естественной для учеников младших классов, но не для подростков. Тем не менее, девятиклассники подстроились под сценарий: изображали заинтересованность, на альбомных листах писали простейшие ответы на вопросы о том, чем отличается мечта от реальности, и зачем-то украшали листы рисунками цветов.
Очевидно, что ученики девятого класса способны вести более содержательный разговор на любую тему: приводить примеры из истории или из современной жизни, литературы, давать критические оценки событиям, искать их причины, проводить параллели… спорить, наконец. Но вместо этого курс самопознания предлагает ученикам следовать более упрощённому стандарту, когда учитель читает стихи и притчи неизвестных авторов из интернета. Подростки же в ответ, как роботы, выдают шаблонное: «каждый человек должен слушать свой внутренний голос и двигаться по направлению к своей мечте» или «на пути к осуществлению нашей мечты нас останавливают лень, неуверенность в себе, чужое мнение».
Аналогичными фразами в программе разговаривают и дети младшего возраста. На уроке «Гармония с природой» восьмилетний мальчик произносит: «Природа — наш большой друг. Без неё человек не может прожить. Поэтому долг каждого — жить в гармонии с природой». Учитель только и успевает хвалить детей за правильные ответы.
Урок самопознания на «Хабаре» — не место для конфликтов мнений и споров в хорошем смысле; в план телезанятиий всегда удобно включить что-нибудь о Нурсултане Назарбаеве — рассказать о его увлечениях, например, или роли в строительстве столицы — Нур-Султана. Если в программе и есть место для кульминации, то это обязательная песня в конце урока — дети обычно исполняют хиты советской эстрады о позитивном отношении к жизни. Происходящее на экране — идеальный сюжет для романа-антиутопии, в котором нашлось бы место истории об адептах советского коммунизма, тихо несущих службу в XXI веке, незаметно овладевая умами детей, не выпускающих из рук iPhone последней модели.
Сложно определить, на какую аудиторию рассчитывают авторы «Самопознания». Вряд ли программа может быть интересна широкому кругу зрителей или учителям, ведь в ней нет педагогической новизны — все уроки похожи. Скорее всего, задумка штамповать телевизионный курс самопознания принадлежит не сотрудникам телеканала, а госидеологам. Насаждение идей не может способствовать оригинальным решениям — сложно быть внимательным и писать качественные сценарии или закадровые тексты, когда проект мало кому интересен. Может, поэтому в эфире допускается демонстрация слайдов с орфографическими ошибками, пусть и созданных учителями. Впрочем, авторов программы это не оправдывает.
И всё же: программу «Самопознание» со всей её рафинированной ненастоящестью невозможно считать бесполезной. Она выносит на поверхность проблему застоя в отечественной педагогике, конформизма, несвободы в современном образовании, да и в журналистке тоже.
Учитель литературы больше не обладает монополией на воспитание нравственности в школе, когда он учит детей критически оценивать характер, мотивы поступков главных героев классических произведений, изучать исторические условия, в которых работали писатели и поэты, что так или иначе влияет на формирование у школьников собственного «я». Как повлияло на казахстанскую молодёжь преподавание самопознания, неизвестно. Судя по тому, что на его популяризацию гостелевидение выделяет дорогостоящие ресурсы, методам «самопознания», а не «литературы» власть отдаёт предпочтение. И результат её вполне устраивает.