Телевизор — традиционный атрибут новогодней ночи для многих казахстанских семей. Наши граждане жадно льнут к голубым экранам за 10 минут до полуночи, чтобы окончательно проводить уходящий год под жизнеутверждающую речь главы государства. После президента наступает пора разряженных представителей отечественного и зарубежного шоу-бизнеса, чьи незатейливые номера призваны продлить мимолетное ощущение счастья от начала нового отчётного периода в жизни страны. «Новый репортёр» внимательно изучил новогодние рейтинги* и рассказывает, какая часть аудитории в праздники хотела смеяться, а какая — танцевать.
Безоговорочным лидером по охвату телевизионной аудитории 31 декабря — 1 января стал Касым-Жомарт Токаев. В своём первом новогоднем обращении избранный в уходящем году президент выразил «сердечную благодарность» казахстанцам, отдавшим за него свой голос. Выражение признательности, к слову, последовало сразу после упоминания Нурсултана Назарбаева — «отца-основателя современного Казахстана, личности исторического масштаба». Из его прошлогоднего поздравления в речь Токаева, кстати, перекочевали обещания реформ в правоохранительной и судебной системах, необходимость которых после начавшегося в стране транзита власти, вероятно, только подтвердилась.
В завершении действующий глава государства — кроме традиционных счастья, здоровья и успехов, — пожелал дорогим соотечественникам оптимизма. Дело в том, что за минуту до этого Токаеву пришлось напоминать, что «дорогу осилит идущий»: дорогу к государству, где царит справедливость, у всех граждан равные возможности, и никто не остаётся без внимания. Визуальный ряд обращения при этом вполне соответствовал менторским ноткам в тоне президента — ничто в кадре не выдавало торжественного повода. На том месте, где год назад рядом с Назарбаевым красовалась новогодняя ёлка, украшенная красными и золотыми шарами, в этот раз высился небесно-голубой казахстанский флаг — будто Токаев готовился принимать присягу во второй раз.
Второй фигурой, которая вечером 31 декабря вызвала к себе неподдельный интерес телевизионной аудитории (в частности, казахоязычной), стал уже культовый для страны исполнитель Димаш Кудайберген. Его сольный нью-йоркский концерт показал телеканал QAZAQSTAN. Каждый пятый зритель из выбранного сегмента аудитории, который оказался в тот вечер у экрана, решил, что именно Димаш достоин скрасить последние часы уходящего года. Перед шоу из Barclays Center, собравшим неплохие телерейтинги, канал представил аудитории ещё и документальный спецпроект о творчестве певца «Пятый элемент: Димаш». Однако фильм-портрет больше походил на часовую подводку к концерту, нежели представлял собой самодостаточный телепродукт.
После начала на телеканале QAZAQSTAN специального новогоднего выпуска юмористического проекта «Әзіл әлемі» аудитория только приросла: теперь уже каждый четвёртый казахоязычный зритель наслаждался программной сеткой госканала. На протяжении чуть больше двух часов на сцене шутили актёры столичного театра комедии под предводительством щеголяющего в блестящем пиджаке экс-кавээнщика Турсынбека Кабатова. Монологи и миниатюры его товарищей по цеху разбавляли незатейливые новогодние композиции, надувание грелки «настоящим казахским батыром», импровизационные номера с участием зрителей из зала и даже акробатические экзерсисы.
Немногим меньше казахоязычных зрителей на следующий день собрал у экранов новогодний концерт другого отечественного юмористического театра — «Шаншар». На этот раз эксклюзивом расслабленную аудиторию порадовал телеканал КТК. Однако в общий топ новогодних предпочтений всей казахстанской аудитории это шоу уже не попало: юмор в последний день 2019 года и первый день 2020-го оказался чуть более востребован у аудитории, потребляющей контент в основном на казахском языке. Она же, кстати, оценила и праздничную — песенную — программу телеканала «Ән мен әнші». Благодаря этому сегменту аудитории КТК в новогоднюю ночь в принципе получил возможность порадоваться рейтингам.
В целом же казахстанские зрители отдали предпочтение новогодним шоу «Первого канала Евразия» и телеканала QAZAQSTAN. «Евразия» транслировала российскую «Новогоднюю ночь на Первом», предлагая аудитории вспомнить, как выглядят (и поют) Филипп Киркоров, Дима Билан, Стас Михайлов, Кристина Орбакайте, София Ротару и их коллеги по шоу-бизнесу. QAZAQSTAN же выступил форпостом отечественной эстрады: на протяжении четырёх с половиной часов с белоснежной сцены своими номерами зрителей развлекали Ерке Есмахан, Макпал Жунусова, Беркут, Кыдырали и Каракат, Роза Рымбаева и десятки других казахстанских исполнителей. И если российские авторы новогодней ночи уже не первый год снимают звёзд на улицах Москвы, режиссёры «Жап-жаксы жана жыл — 2020» решили не изменять традициям, записав самый праздничный вечер в году по всем канонам советского «Голубого огонька» (где участники восседают за столами в студии, покачиваясь в такт музыке и бесконечно улыбаясь).
И всё же российская эстрада в памятную ночь пришлась по душе подавляющей части казахстанской аудитории — вне зависимости от языковой принадлежности. За «Новогодней ночью на Первом» последовала «Дискотека 80-х», которая отметилась рекордной для тех двух суток долей**: почти 40 % зрителей, находившихся в тот момент у экранов, выбрали подпевать (а, может, и подтанцовывать) бодрым хитам «диско» в исполнении Юрия Антонова, Дмитрия Маликова, Анжелики Варум, групп «Кар-Мэн», «Чайф», «Земляне» и пр. Так, «Первый канал Евразия», положившись исключительно на праздничный контент своего российского партнёра, в лёгкую обеспечил себе рейтинги, позволяющие сохранить лавры одного из самых популярных телеканалов Казахстана.
Однако 1 января пальму первенства перехватил «31 канал», а телевизионным пультом завладели, должно быть, самые младшие члены семьи. Канал решил, что несколько фильмов из серии о приключениях трёх русских богатырей станут хорошим вариантом для первого дня нового года, и — судя по рейтингам — не ошибся. Зрители особенно оценили те части, где главные герои отправляются в Египет, чтобы спасти великое равновесие между жарой и холодом, и обеспечивают мирный переход власти от приболевшего Князя Киевского к его красавице-племяннице Забаве. Кроме этого, семейное времяпрепровождение не обошлось без западных мультипликационных шедевров: 31 декабря лидером среди мультфильмов стала пятая часть «Ледникового периода», а 1 января аудитория с удовольствием окунулась в историю «Храброй сердцем».
В целом беглый взгляд на новогодние телепредпочтения казахстанцев не выдаёт большой разницы между интересами казахоязычной аудитории и общей совокупности зрителей. Только при внимательном рассмотрении понимаешь: юмористический контент на казахском языке настолько конкурентоспособен, что (по крайней мере, в одном крупном сегменте аудитории) наступает на пятки традиционному коктейлю из представителей российского шоу-бизнеса. Вместе с тем, в традиционных месячных топах проекты отечественных театров сатиры почти не встретить — информационная повестка дня и российские остросюжетные сериалы вытеснили из них любые попытки расслабиться перед телевизором после окончания рабочего дня. Будем надеяться, в наступившем году казахстанские телеюмористы смогут укрепить свои позиции, добавив в миниатюры чуть больше иронии над суровой действительностью.
* Рейтинг — потенциальная аудитория программы, выраженная в процентах от общего числа жителей страны, имеющих телевизор. Имеет принципиальное значение для рекламодателей.
** Доля — процент зрителей из общего числа людей, которые в данный момент смотрят телевизор. Имеет принципиальное значение для телеканалов, влияет на программирование и выстраивание сетки.
«Новый репортёр» благодарит за выборку рейтинговых программ Дильмурада Рахимова (International Media Service). В Казахстане исследование телевизионной аудитории проводит кампания Kantar TNS.
Все использованные иллюстрации — скриншоты программ с официальных сайтов телеканалов и YouTube.