Интерактив и геймификация: рекомендации экспертов по медиаграмотности

0
381

20-23 февраля 2020 года в Алматы прошёл инновационный методический семинар по медиаграмотности «Эдьютон 2020». Специалисты из Казахстана, Узбекистана и Таджикистана, отобранные на конкурсной основе, проходили обучение, участвовали в практических занятиях, делились опытом.

Мы сделали подборку самых полезных рекомендаций менторов Эдьютона — экспертов из Украины, Беларуси, Казахстана, Таджикистана, Узбекистана, Кыргызстана.

Форматы — тренды в сфере медиаграмотности:

  • Обучение через игру
  • Игрофикация
  • Обучение с элементами развлечения (Edutainment)
  • Визуализация
  • Обучающие ролевые игры и постановки
  • Интерактив

Чтобы заниматься обучением сегодня, нужно использовать эффективные форматы. Один из них — цикл обучения через опыт, модель Колба. Её представил Витаут Рудник, тренер и эксперт в сфере методологии разработки образовательных программ (тренингов для тренеров), организационного развития, связей с общественностью, журналистики и медиаменеджмента.

Люди учатся на основе опыта, который они имеют или который получают в процессе обучения.

Обучение, основанное на опыте, имеет свою цикличность. Мы должны получить опыт, проанализировать его, сделать выводы, затем их использовать и применить в эксперименте — чтобы люди на выходе получили новый опыт. Подробнее можно прочитать по ссылке.

Как обучать критическому мышлению?

Рекомендации Саиды Сулаймановой, журналиста, медиатренера, редактора, сооснователя и директора Центра развития современной журналистики Республики Узбекистан и Евгения Хабарова, выпускника программы ТОТ Internews, тренера по МИГ.

Критическое мышление — это базовый навык в медиаграмотности, необходимый для того, чтобы не поддаваться манипуляциям, не стать жертвой мошенников, лучше выполнять свои социальные функции.

Определений критического мышления очень много, но не все они пребывают в согласии друг с другом. Однако в одном трактовки сходятся: критическое мышление — это не какой-то врождённый дар, а постоянный активный процесс осмысления информации, который можно развить.

Как определить, что у вас присутствуют базовые навыки критического мышления? Если в вашей жизни присутствуют:

  • запоминание
  • творческое и интуитивное мышление
  • понимание сути каких-то явлений или событий
  • сомнение
  • проверка на достоверность

— значит, вы можете мыслить критически.

Критическое мышление начинается тогда, когда мы начинаем отвечать на вопросы: как это случилось? Каким образом? Почему? Кому это было выгодно? Кто заинтересован?

Как и почему работают фейки — тезисы из практической сессии Сергея Штурхецкого.

Сергей — председатель Независимого медиапрофсоюза Украины. Автор и соавтор более 10 пособий по медиаграмотности, журналистской этике и безопасности, изданных в Украине, Казахстане и Кыргызстане.

Чтобы развивать медиаграмотность, нужно понимать, как вообще работают процессы манипуляции, дезинформирования.

Первый шаг — выключение рациональной части сознания человека. С помощью эмоций.

Основные способы:

  • напугать
  • попросить о помощи

В социальных сетях это хорошо работает, потому что не требует усилий.

Или, например, вселить гордость — мальчик победил на олимпиаде. Людям нравится ощущать свою значимость.

После того, как мозг отключён, объект погружается в изменённую реальность — туда, где кому-то нужна ваша помощь. Дальше даются инструкции — в таком состоянии людьми легко руководить. Куда идти, что делать. Люди не замечают, что реальность перестаёт существовать. Идёт размытие реальности.

Зачем это делают?

Причин много — от желания разыграть до специальных информационных операций.

Важно: фейк — это когда хотят чего-то от вас добиться (изменения поведения, привычной картины мира и так далее) в СКРЫТОМ режиме.

Признаки фейка:

  • Сомнительный источник
  • Может быть, шутка/юмор
  • Ошибки
  • Кликбейтный заголовок (капслок, восклицательные знаки)
  • Всегда эмоции
  • Псевдонаука
  • Теория вселенского заговора
  • Субъективность и предвзятость
  • Вирусность распространения. Глупая мысль, как и фейковая новость, распространяется гораздо быстрее умной мысли и реального факта

Что делать?

Проверять. Снова и снова проверять информацию. Друзья фактчекера — учёные, врачи и учителя, сознательные журналисты и политики.

Об играх и возможностях геймификации рассказала Ирина Чистякова, медиатренер, медиаконсультант, эксперт по развитию эмоционального интеллекта, тренер-методолог.

Особенности эффективной игровой разработки:

Нестандартный формат, задания, которые включают креатив, нестандартное и критическое мышление, визуализация.

Один из форматов вовлекающей игры был представлен во время Эдьютона — «Орден цифрового джедая», фоновая ивент-игра (Flow Games).

Особенности Flow Games:

  • не отвлекают участников
  • выполняют сервисную функцию
  • работают на основную цель мероприятия
  • создают вирусный эффект
  • быстро реализуются

Несколько ресурсов по медиаграмотности, фишек и сервисов, которые хорошо работают в Беларуси, — из выступления Витаута Рудника, тренера и эксперта в сфере методологии разработки образовательных программ (тренингов для тренеров), организационного развития, связей с общественностью, журналистики и медиаменеджмента.

  • Конкурсы по медиаграмотности. Некоторые из них уже стали постоянными. К примеру, «Лови фейк!» для творческих подростков и школьных медиа — конкурс со множеством номинаций и, соответственно, призов.Школа MediaIQ — один из образовательных белорусских проектов, который реализуется на трёх параллельных площадках: Минск, Гродно, Бобруйск. Подростки от 14 до 16 лет — целевая группа проекта — посещают тренинги, встречаются с экспертами, общаются с редакциями, чтобы в результате обучения создать свой учебный проект.
  • MediaIQ.by — онлайн-ресурс по мониторингу, фактчекингу и медиаграмотности.
  • «МедиаЗнайка» — первая обучающая онлайн-игра в сфере медиаобразования в Беларуси. Её цель — помочь детям, подросткам и их родителям как можно больше узнать об информационном поле страны и мира.

Эдьютон 2020 — это инновационный семинар прикладного характера, нацеленный на получение новых знаний, обмен опытом и разработку проектов по распространению медийной и цифровой грамотности с помощью опытных менторов.

Эдьютон прошёл в рамках Центральноазиатской программы MediaCAMP при поддержке Агентства США по международному развитию USAID.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь