Телеканал SARYARQA работает в центральном Казахстане, ещё недавно он назывался «Қазақстан — Қарағанды», а ещё раньше — просто Карагандинское областное телевидение. Наш медиакритик Алия Нагорнюк посмотрела новости на телеканале SARYARQA за последнюю неделю февраля 2020 года.
Главный герой новостей
Когда смотришь телеканал SARYARQA, думаешь, как прекрасно живут люди в Карагандинской области. Если и возникают проблемы, их с лёгкостью решает сам аким области, по совместительству — главный герой новостей. Журналисты презрели все законы жанра (а может, и не знали?): информационный повод, о котором должно сообщать первое предложение сюжета (лид так называемый), затмевается фигурой деятельного чиновника.
К примеру, в сюжете о подготовке к паводкам, где главная тема — собственно, эта самая подготовка, первое предложение: «Акиму области доложили, что к предстоящим паводкам стали готовиться ещё в прошлом году, осенью».
Зачин в сюжете — вещь самая важная. Он должен быть животрепещущим, интригующим, пикантным, занимательным, красочным, забавным и, безусловно, информативным — словом, таким, чтобы зритель оставался у экрана. К примеру: «Бороться с паводками нам помогут из космоса. Не пришельцы, конечно…»
Может быть, и не в той степени, как начало, но очень важна и концовка сюжета. В материале со всеми признаки заказного (но без пометки об этом) о строящихся домах в Сарани её вообще нет — в конце синхрон директора строительной компании. Завершать прямой речью героя можно, конечно, тут догмы-то нет никакой, но это должно носить характер заключительного аккорда и быть композиционно оправданным. Структура сюжетов однообразна до серости. Совсем не обязательно выстраивать материал в хронологическом порядке.
Новости из Караганды, но как бы через Нур-Султан
Не отличается особым разнообразием и вёрстка новостных выпусков. Трудно сказать, чем руководствуются редакторы, вынося в анонс материалы малозначительные или сделанные очень слабо, в то время как в выпуске есть информация, которая вполне заслуживает стать речевым билбордом. Зачем преподносить как главное брифинг, когда есть сюжет о доме в Каркаралинске или о пробках в Майкудуке? Анонсироваться должны материалы хотя бы тематически разные.
В одном из выпусков в предновостной афише — два сообщения о волонтёрах. Причём идут они подряд, и можно было ограничиться одним анонсом и озвучить, к примеру, что вынесен приговор по делуб об убийстве егеря. Кроме того, на плашках анонсов ошибки. «Госуслуги в онлайн режиме» — нужен дефис (в сюжете вышло правильно), «Законопроект обсуждаемый обществом» — нужна запятая после первого слова (причастный оборот), «Кормушки для птиц создают дети» — стилистический изъян, лучше сказать «мастерят».
ВСЕ выпуски открываются тяжеловесным акординским блоком: встречи президента, премьер-министра, Мажилис, Сенат… Их перечисление с однообразными, ничего не говорящими фразами длится 3-4 минуты. Поневоле убежишь от экрана.
Само собой, о динамике видеоряда говорить не приходится. Тематика определяет и стилистику текста. Лексика скучна и заимствована из пресс-релизов или сайтов. И разнообразить журналисты и редакторы её даже не пытаются. «В ходе встречи», «совершенствование механизмов государственной информационной политики», «планируемые меры», «институт поддержки добровольцев», «дифференциация размера пособий», «функционирование электро-энергетической отрасли», «ход реализации»… Журналистов «бедный слог пестреть гораздо б меньше мог иноплеменными словами». Некоторые «паркетные» сообщения можно было бы вынести в середину или конец выпуска, изменив подачу. К примеру, о смерти известного архитектора. И тем, что президент выразил соболезнование, можно закончить, а не начать. Так, во всяком случае, было бы этично.
Один из показателей речевой бедности — тавтология. Заметьте, интеллигентные люди даже извинятся за такой коммуникативный изъян. В материалах карагандинских журналистов таких ошибок в избытке.
«Касым-Жомарт Токаев провёл ряд встреч с членами Национального совета общественного доверия. В ходе беседы с общественным деятелем… были обсуждены вопросы развития профессионального технического образования и рынка труда».
«По его словам, данный проект призван оказать содействие молодым в выборе специальности и навыков, которые станут востребованы в стране в краткосрочный, среднесрочный и долгосрочный периоды». Что за «…срочные» такие, и с чем их едят? И навыки не выбирают, их отрабатывают или прививают, к примеру.
«Премьер-министр проинформировал Нурсултана Назарбаева о том, как правительство страны решает вопрос с созданием (о создании — А. Н.) новых рабочих мест. Собеседники обсудили вопрос привлечения прямых инвестиций».
«…поэтому депутаты парламента постараются быстрее принять законопроект. Ещё одна отличительная черта этого проекта: в этот раз пособия не будут считаться (рассчитываться — А. Н.) как обычно, а по новым правилам».
«На данный момент основной задачей является очистка (чистка — А. Н.) снега. По области объём вывезенного снега достиг полутора миллиона кубических метров».
Карагандинский регион — один из самых экологически неблагополучных. В этом признаются и сами журналисты, довольно скучно начиная сюжет: «Загрязнение окружающей среды, пожалуй, одна из главных проблем карагандинского региона». Раз так, вполне ожидаемо расчитываешь на репортаж-расследование, какой-то углублённый сюжет на эту тему. Но, увы, тема преподносится как отчёт работы департамента по экологии. Хотя журналисты-профессионалы делают с точностью до наоборот: используют отчёт чиновников как информационный повод, даже если телеканал — своеобразный рупор власти.
«136 обращений физических и юридических лиц. Шесть заключённых меморандумов. Итоги работы экологического департамента за прошлый год подвели на брифинге», — начало сюжета! Хочу сказать, что полноценный экологический репортаж — дело нелёгкое. Он очень специфичен — прежде всего потому, что имеет научно-технический характер. Трудность таких материалов ещё и в том, что они редко бывают событийными. Поэтому возрастает роль интервью авторитетных спикеров. Объяснить экологическое явление, саму его природу и последствия могут медики, биологи, химики. Правда, журналисты SARYARQA себя не утруждают. В материале лишь синхроны (три!) руководителя департамента.
Вот этот:
— Если показать отдельно по городам: это Караганда — 37 600 тонн, Темиртау — 245 500 тонн, Жезказган — 89 700 тонн и Балхаш — 86 300 тонн, — хоть для какого-то разнообразия можно было дать графикой.
Если говорить о том, как эта тема разрабатывается в казахстанском контенте, то тут две крайности. Первая. Журналисты утрачивают чувство меры. Вошло в моду запугивание граждан, загрязнение речушки вдруг превращается в апокалипсис. Тут в ход идет всё: интонация репортёра, синхроны радикальных экологов, «катастрофическое» видео из интернета. И вторая. Имея доступ к статистике, автор перенасыщает текст цифрами, которые могут восприниматься зрителями дозированно. Что, собственно, мы и наблюдаем в сюжете нашего коллеги. По видеоряду — сплошное клише! Как без угрожающе дымящей трубы! О-о-очень много общих планов для такого текста. Панорамное видео лучше не использовать. Под него нужен текст эпического размаха с какими-то авторскими размышлениями, что, в общем-то, характерно скорее для специального репортажа.
Одна из особенностей новостной службы SARYARQA — по сравнению с другими каналами необычайно мало сообщений на криминальную тему. То ли здесь рейтингом не озабочены, то ли идут своим путём, сохраняя вполне объяснимый тематический баланс. Но привлекать и сохранять зрителя как-то надо. В ситуации, когда существует необходимость (скорее, обязанность) интервьюирования чиновников, выбирайте тех, кто не читает по бумажке, рассудителен и эмоционален одновременно. Они интересны зрителю. Такие в Караганде есть. К примеру, Кудайберген Бексултанов или Абзал Нукенов.
Совершенно очевидно, что на тематическое содержание новостей этого регионального СМИ и их подачу значительное влияние оказывает столичная информационная повестка. Но генерировать собственные темы надо активнее. Этого и ждём.