Как митинги изменили образ многодетных в медиа

0
28

Благородный образ многодетных матерей в казахстанских медиа ещё лет 10 назад казался незыблемым. Журналисты, особенно государственных СМИ, любили показывать по телевизору, как хлопотны и одновременно прекрасны их будни. В репортажах дети, сидящие за дастарханом с баурсаками, обычно читали стихи, рассказывали, кем станут, когда вырастут, и о чём мечтают. Среди малышей почти всегда был славный мальчик по имени Нурсултан.

В 2019 году, когда в столице случилась трагедия сестёр Ситер, многодетные матери вышли на массовые протесты. Власть в спешном порядке повысила таким семьям соцпособие и даже разработала новые жилищные программы. Только имидж многодетных в госмедиа после этого стал меняться.

Как всё начиналось

Многие годы демографическая политика поощряла многодетность. И этот приоритет был понятен обществу: чем больше в стране молодых людей, тем больше работающих граждан, производящих товары и услуги; они служат в армии, платят налоги, обеспечивают социальной поддержкой нуждающихся. Только параллельно с ростом рождаемости в республике снижались качество образования, темпы социального роста, эффективность системы местного самоуправления; девальвировался имидж полиции и судов, ограничивалась свобода слова и митингов. Всё это, на фоне политических изменений и экономических проблем, укрепило веру людей в то, что от них ничего не зависит. Народ превращался в безынициативную массу, и власть это устраивало. В телевизоре же рисовалась другая реальность, поэтому в разговорной речи казахстанцев появилось даже слово «хабаризация», что означает процесс трансляции необоснованного оптимизма и неправды.

В 2018 году правительство отложило введение обязательного социального медицинского страхования из-за безработицы. После этого многие СМИ сделали акцент на знаменитой фразе президента Нурсултана Назарбаева, сказанной на расширенном заседании правительства 9 февраля и ставшей мемом: «Что случилось, Тамара, скажи, или ты устала на этой работе?»

Объяснение министра труда и соцзащиты населения Тамары Дюсеновой, что в стране не хватает новых рабочих мест, президент парировал упрёками. Он заявил, что есть казахстанцы, которые просто не хотят работать. Этот же приём спичрайтеры использовали после волны митингов многодетных матерей.

«И сейчас поднимают лозунги тридцатилетней давности: «Мне дай, у меня много детей», «У меня мало заработной платы, дай». О чём ты думал? Это же твои проблемы. Ты же с государством не советовался когда-то», — цитировал Назарбаева Tengrinews.kz 21 августа прошлого года.

На фоне повышения пособий многодетным заметен был ропот экономически активного населения, особенно когда ради получения соцподдержки некоторые стали разводиться. Власть же, от госсекретаря до региональных акимов, в это время стала требовать искоренения иждивенчества, а депутат Владимир Божко рекомендовал недовольных соцполитикой митингующих «ставить в стойло».

Тем временем, новостники неустанно писали со слов чиновников, что некоторые граждане, несмотря на наличие особняков, иномарок и даже доходного бизнеса, получают АСП наравне с теми, кто действительно нуждается. Правительство же потребовало вернуть незаконно выданные средства обратно в бюджет, угрожая судом.

В бой идёт госпропаганда

В унисон власти гневным хором запела государственная пресса, и сольную партию в нём на своих ток-шоу исполнил казахоязычный телеканал QAZAQSTAN. Причём между иждивенцами и митингующими журналисты тоже поставили знак равенства. Желание граждан публично выражать недовольство на улице они представили зрителям как нечто постыдное и опасное.

В выпуске ток-шоу Masele на тему «Иждивенчество и нужда» ведущий Нартай Аралбай, известный зрителям своими эмоциональными выступлениями о митингах, снова пугал народ некими провокаторами. Только теперь его задача упростилась — своими высказываниями о росте патернализма ему «помогал» сам президент Касым-Жомарт Токаев. Просмотрев их в студии прямого эфира вместе со зрителями, Аралбай наделил главу государства сверхспособностями.

«Кто и какими путями получает соцпособия, он (Токаев — А. Б.) знает. В его руках вся информация, потому что он — президент», — стращал ведущий своих зрителей.

Видео кричащих на митингах многодетных, записи отдельных случаев, когда некоторые женщины угрожали спрыгнуть с моста или устроить взрыв из-за слишком медленно движущейся очереди на госжильё, авторы Masele замешивали с собственными сообщениями о неких провокаторах , якобы угрожающих свободе страны, и кадрами протестов «жёлтых жилетов» во Франции. В отдельном сюжете создатели программы рассказали, как от высоких пособий и митингов в странах Европы стало только хуже, поэтому брать с них пример совсем не стоит.

«Мастерить правду» помогли местные специалисты. Так, политолог Газизат Османкызы заявила, что плохи дела даже в некоторых американских штатах, которые из-за патернализма обеднели, а психолог Галияш Махашева сделала вывод, что на митинги обычно выходят ничем не занятые пессимисты.

Странно, что правдорубы телеканала не нашли и не показали те самые обеспеченные семьи, бессовестно обогатившиеся за счёт АСП. Ведь если верить чиновникам, в регионах и крупных городах их тысячи. Аралбай лишь призвал зрителей не злиться, когда государство требует вернуть выданную АСП обратно, и вообще «не жалеть тех, кто прибрал государственные деньги к рукам».

Прививка для домохозяек от права на выбор

О проблемах многодетных телеканал QAZAQSTAN предлагал размышлять и непритязательным зрителям дневного прайм-тайма на ток-шоу Niet. Тема — «Иждивенческое сознание». Воплощением этого социального зла должна была стать беременная женщина, живущая с мужем и девятью детьми в пригороде столицы в съёмном доме. Отец семейства работает водителем; семья ничего ни у кого не просит, только стоит в очереди на социальное жильё. Недавно герои отказались от дома, который им хотели подарить активисты благотворительного фонда в селе, — семья считает, что дети должны учиться в столичных учебных заведениях, а не в ауле.

Понимать доводы скромной героини большинство участников ток-шоу, включая ведущую Гульназ Алимгерей, не хотело. Её сразу же осудили некие звонившие в студию телезрители. Одна из них, представившаяся медработником, заявила: мол, многодетные женщины, привыкшие к опеке государства, считают, что им все чем-то обязаны, и даже когда в поликлинике предлагают бесплатные контрацептивы, те от них якобы отказываются. Другая телезрительница потребовала, чтобы семья приняла в дар дом благотворителей и перестала надеяться на помощь государства.

Контрастировали с главной героиней другие приглашённые — женщина, которая, не дожидаясь очереди на соцжильё, купила квартиру по жилищному сертификату, и героиня, рассказавшая, что её семью хорошо обеспечивает трудолюбивый муж. Ведущая же полунамёками всё время предлагала сравнить позиции трёх женщин, замечая, что есть многодетные, которые отказываются даже от бесплатного дома. Тем самым она по сути обесценила право на выбор главной героини и право на социальное жильё, гарантированное законом.

Примеряемый на беременную героиню образ иждивенки был слабоват, и авторы программы, вероятно, понимали это. Поэтому Гульназ Алимгерей не ограничилась настойчивыми намеками на целесообразность её переезда из столичного посёлка в область. Увеличить накал страстей она решила категоричным выводом, хотя бедная главная героиня не говорила, что ходит на митинги. «Казахское общество будто разделилось надвое. С одной стороны — женщины, которые работают, ищут возможности для заработка, и с другой стороны — те, кто выходят на площади, становятся иждивенцами правительства, просят», — сказала Алимгерей.

Социолога же, приглашённого в студию Niet, Бакытгуль Насреддин, беспокоило желание граждан реализовывать конституционное право на митинги. «Выходя на улицы, мы сейчас показываем это подрастающему поколению. Завтра они могут это повторять. Такие случаи должны быть единичными. Государство даёт всё, что может, я считаю», — призналась социолог.

Филолог Омар Жалелулы пытался защитить главную героиню, отмечая, что её нельзя считать иждивенкой, так как она воспитывает новых граждан. Подводя итоги программы, ведущая всё же ещё раз язвительно выразила надежду, что та примет в дар сельский дом благотворителей.

Благодаря такой подмене понятий в медиа, когда желание граждан переехать в город, встать в очередь на соцжильё, получать пособие, если нет других возможностей улучшить собственное благосостояние, дать детям желаемое образование и митинговать представляется многим не правом, а блажью. В этих условиях судебные разбирательства, что грозится устроить многодетным власть, кажутся вполне логичным итогом.

Как соцпомощь обернулась кабалой — истории радио «Азаттык»

Посмотреть на проблему возврата адресной социальной помощи с другой стороны предлагают своим подписчикам репортёры радио «Азаттык». Они опубликовали на своём сайте сюжеты и статьи о семьях , которые живут в сложных бытовых условиях и не имеют возможности вернуть сотни тысяч тенге, что государство, как выяснилось, выдало им по ошибке.

Опубликованный 10 января этого года на YouTube-канале репортаж «Семья с шестью детьми живёт на СТО» набрал больше десяти тысяч просмотров. В нём показывают, как многодетная семья живёт в съёмном помещении на автомойке с печным отоплением за 50 тысяч тенге в месяц. 62 тысячи — самая большая зарплата, которую женщина когда-либо получала. Сейчас она не может работать — нет денег на детсад. Три месяца семья получала от государства по 137 тысяч тенге (АСП) и потратила прежде, чем в акимате сообщили, что деньги придётся вернуть, потому что у членов семьи нет постоянной регистрации в столице. Как вернуть этот долг государству, женщина не знает. С заработка мужа излишков не остается.

Репортёры «Азаттык» обращают внимание зрителей на жилищные проблемы семей, переехавших в крупные города из регионов в поисках работы, дают возможность высказаться тем, кто по вине сотрудников акиматов, одобривших документы на соцпомощь, оказался в ещё более затруднительной ситуации, чем раньше. Материалы иллюстрируют абсурдность механизма предоставления социальной поддержки, придуманного властью наспех; помогают зрителям разобраться, можно ли считать иждивенцами людей, у которых по сути нет шансов поправить финансовое положение, если они снимают жильё. Ведь большая часть заработка уходит на оплату аренды, а не на саморазвитие, сохранение здоровья, качественное питание, что обрекает большинство семей на будущее социальных аутсайдеров. Сколько из так называемых незаконных получателей АСП настоящих хорошо живущих мошенников, неизвестно.

Кому ещё подходит ярлык «иждивенец»

Ни журналисты государственных медиа, ни чиновники не ссылаются на данные исследований (если их проводили) , которые бы отражали масштабы иждивенческих настроений или тенденции их роста в Казахстане. Размер соцпособий в стране предполагает существование на грани нищеты. Можно ли тогда их получателей называть иждивенцами — тоже большой вопрос.

Ярлык «иждивенец» в Казахстане универсален и легко применим властью и государственными медиа к любой категории граждан. 27 декабря на YouTube-канале «Акимат г. Нур-Султан» разместили 26-минутный ролик «Социальное иждивенчество», снятый по заказу Управления по делам общественного развития.

Он рассказывает о несостоятельности советской идеи создания общества всеобщего благосостояния и демократии благосостояния в США и Великобритании. Видео митингов и бездомных людей на улицах авторы сопроводили тревожной музыкой и текстом о том, как господдержка делает людей безынициативными и зависимыми от постоянной помощи. Три эксперта по очереди рассказывают, почему Казахстан не достигает экономического успеха, как Япония, Арабские Эмираты или страны Европы. Их аргументы: затратные климатические условия; отсутствие массового запроса на улучшение экологической ситуации, соблюдения правил дорожного движения; неготовность граждан много работать и постоянно развивать себя; привычка устраивать пышные тои.

Ответственность за экономическое развитие государства и общества авторы ролика переложили только на граждан, по сути обвиняя в иждивенчестве тех, за чей счёт содержится государственный аппарат. Об особенностях политического устройства, безработице, коррупции, несоблюдении демократических принципов, несвободе прессы, теневой экономике, социального неравенства, проблемах подотчётности власти гражданам страны, благодаря чему качество жизни в Казахстане далеко от показателей стран ОЭСР, эксперты ничего не сказали.

Переезд из депрессивного аула в столицу, как и фиктивный развод и пособия, не гарантирует возможность выбраться из нищеты без хорошо оплачиваемой работы. Это стало для нуждающихся ещё более очевидным. Недавно вице-премьер Бердибек Сапарбаев (ныне аким Жамбылской области), выступая с очередным назидательным спичем перед журналистами, дал молодёжи рецепт достижения успеха: если предлагают низкую зарплату, работать днём, ночью и в выходные в разных местах. Совет, может, и ценный. Казус в том, что в особом усердии на работе не были замечены дети представителей элиты, достигшие больших успехов в карьере на государственной службе, в нацкомпаниях и бизнесе.

Поучительный тон чиновников и освещение событий, когда обществу не только не дают возможность разобраться в причинах социального недовольства, но и дезинформируют, девальвируют ценность конституционных прав, подменяют понятия, угрожает повышением градуса социального напряжения и агрессии. На месте многодетных женщин, подвергшихся хейтингу, может оказаться любая социальная группа, посмевшая потребовать перемен. Только в этой затянувшейся игре с собственным народом власть вряд ли выиграет.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь