Скандальные ломбарды и коронавирус в Южной Корее. Мониторинг итоговых ТВ-программ 24 февраля — 1 марта

0
38

На этой неделе многие программы «повторили» сетку друг друга. В кавычках — потому что, разумеется, сделали это не специально. Скандал минувших семи дней — закрытие нескольких ломбардов, которые работали по принципу финансовых пирамид — так или иначе осветили все. Но не все — достаточно ясно.

Проблема коронавируса набирает обороты, и её тоже вниманием никто не обошёл. А на КТК по этому поводу даже появился очень живой репортаж из Южной Кореи, которая сейчас второй по количеству заразившихся очаг инфекции. Кроме того, канал затронул смелую и важную тему про подростков, которые занимаются сексом.

А ещё Казахстан готовится к паводкам, потому что снега было много, и уже пришла весна.

В нашем обзоре — итоговые программы КТК, «Хабара», «Первого канала Евразия» и QAZAQSTAN.

«Большие новости», КТК

В анонсах программы — сомнительный с точки зрения лексики оборот: «Почему дети стесняются говорить о сексе с родителями?» Тут как ни интонируй, всё равно можно предположить, что речь об инцесте… Есть же варианты: «Почему дети стесняются говорить с родителями о сексе?» Журналистам стоит избегать любых двусмысленностей в текстах, особенно на такую тему.

В Казахстане массово закрываются «сомнительные ломбарды», на этой неделе задержали руководителей «Ломбарда 24» и «Выгодного займа». 42 тысячи человек суммарно отдали псевдоломбардам пять миллиардов тенге. Почему люди попадаются на удочку финансовых мошенников и (так и хочется добавить: до сих пор) ведутся на финансовые пирамиды? Это главная тема выпуска «Больших новостей». Сюжет на эту тему интересный, с отличными спикерами и яркими героями. Единственный вопрос остался: понятно, что люди должны думать головой, прежде чем надеяться на халявную сверхприбыль. Но вот некоторые вкладчики (и их показали) винят чиновников: мол, а вы куда смотрели, выдавая этим конторам разрешение на работу? И правда, а куда? На этот вопрос или власть не отвечает (и об этом следует сказать), или ей его что, не задают? В сюжете правоохранители только констатируют факт — кого задерживают, что опечатывают и конфискуют.

Хороший блок с последними новостями по коронавирусу — как в мире, так и в Казахстане. Он предварял репортаж редактора и журналиста Юлии Яскевич, которая полетела в Южную Корею в отпуск (ещё до того, как эта страна была объявлена новым очагом инфекции) и своими глазами увидела, как обстоят дела в Сеуле, подметила интересные детали. Юлия сняла всё, что могла, на телефон, и получился очень живой и актуальный материал. Отличный пример журналистской работы: настоящий профессионал не расслабляется даже в отпуске.

Казахстанским подросткам разрешат обращаться к врачам без сопровождения родителей с 16 лет (сейчас это можно только с 18). Об этом подростки сами попросили министра здравоохранения. Хороший сюжет, важная тема, откровенное её освещение, без морализаторства. Лица подростков заблюрили. Единственное — позицию противников полового воспитания подростков озвучила семейный психотерапевт (понятно, что она это мнение не разделяет), а было бы интересно послушать аргументы реального человека, который против.

Сюжет про то, почему государство тратит миллиарды тенге на зарплаты профессиональным футболистам, которые ничего не выигрывают (в то время как в некоторых школах на уроках физры занимаются по четыре класса в одном зале) запомнился тем, как журналист демонстрировал на стендапах свою хорошую физическую форму. Он и бегал (причём текст произносил практически без одышки), и на турнике подтягивался.

Стоит также отметить, что в выпуске рассказали о смерти в СИЗО гражданского активиста Дулата Агадила. Больше не рассказали нигде.

«7 кун», «Хабар»

Программа началась с блока о встречах Елбасы, блок занял девять минут.

Авторы программы продолжают отслеживать ситуацию в Кордайском районе. Точнее, Касым-Жомарт Токаев отправился туда проверять всё лично, а с ним поехали и журналисты. Президент встретился с сельчанами, корреспонденты опросили и их тоже — они просто хотят мирной жизни. Затем немного неожиданно материал повернул на спортивные рельсы: в селе есть спорткомплекс, где школьники играют в футбол. Ну, здорово. И что? Потом показали встречу Токаева с дунганами — дунгане просят прощения, говорят, что им жаль, что им жить здесь. Президент говорит: это должно остаться позади, это упущение в том числе и властных структур, надо проявлять уважение к культуре каждого народа, учите детей дружбе, рассказывайте, что контрабанда — это плохо; по сути, две группы людей не смогли поделить контрабандный промысел. И вот тут человек, который не особо следит за новостями, может сильно удивиться: а что, и такая версия есть? А где бэкграунд?

Лишь третья тема выпуска — из «свежего»: ломбарды и аферы, с ними связанные. В сюжете есть обманутые люди, представители ДВД Актобе, рассказ о схемах, по которым работали подозреваемые, история самих ломбардов, комментарии психолога, записи звёзд, которые просят прощения, что рекламировали эти ломбарды. В общем, хорошо, интересно, но ответа на вопрос «а куда смотрели власти и почему разрешили этим людям работать» тоже нет.

Следующие два блока тоже повторяют сетку «Больших новостей» (мы, разумеется, не думаем, что это было сделано специально, просто, похоже, «Хабар» стал больше обращать внимание на действительно актуальные темы) — новости по коронавирусу и материал про развитие спорта и проблемы, которые мешают ему развиваться.

Про наркоманию в Уральске рассказывают в сюжете «Он-лайн трафик». Дорогие редакторы программы, сюжет должен был называться «Онлайн-трафик», пишется именно так. В материале очень много информации, есть герой-наркозависимый, врачи, эксперты и полицейские. Проблема в том, что информации слишком много — в том числе и про то, где всё это можно найти и купить. Сомнительно с точки зрения соцответственности.

Сюжет «Большая вода» про завалы снега в стране начинается с истории 10-летнего Саши из ВКО, который раскапывает дорогу от дома до остановки, с которой идёт школьный автобус. Дома завалило по крыши, корреспондент показывает, как люди выбираются. Жители с опасением ждут паводков. Суть материала можно свести к следующему: если вас вдруг начнёт смывать, государство готово вас вытащить, поселить в палатку, накормить и предоставить психолога.

Заключительный сюжет программы «7 кун» — про День благодарности. Его в 2015 году предложил учредить Нурсултан Назарбаев. Празднование 1 марта — это дань уважения всех этносов друг к другу. Получилось мило и позитивно: а почему нет, хорошего в нашей жизни тоже много, и об этом тоже нужно говорить.

«Аналитика», «Первый канал Евразия»

Сюжет о коронавирусе начинается с кадров фильма «Миссия невыполнима», съёмочная группа блокбастера оказалась в карантине после работы в Италии. Интересная деталь, которой не было в других программах. Соблюдать рекомендации, не верить слухам — и миссия вполне выполнима, так завершает шеф-редактор программы Олег Журкевич свой материал.

«Аналитика» затронула тему митингов в Казахстане — она обсуждалась ещё на той неделе, но на этой твит написал Касым-Жомарт Токаев. Министерство информации и общественного развития РК разработало проект закона «О мирных собраниях». Ведущая программы отмечает, что идёт публичное обсуждение проекта закона, но представителей общественности в материале нет. Он собран на архивных кадрах и фотографиях Tengrinews.kz с санкционированного митинга против точечной застройки в Алматы, который прошёл 29 февраля. В «Аналитике» нет упоминаний о том, что 1 марта в Алматы и Нур-Султане были задержаны активисты, которые вышли на несанкционированные акции.

А вот в материале «Аналитики» про скандальные ломбарды мы наконец получаем ответ на вопрос — как так вышло, что государство фактически разрешило мошенникам обманывать людей? Эксперты объяснили: организация имела лицензию ломбарда, а занималась другими операциями, обещающими клиентам сверхдоход. Теперь всё понятно — и нет, это было не так уж очевидно. Есть и советы: проверяйте документы, советуйтесь с юристами и не доверяйте сомнительным предложениям.

Интересная информация: про скандал в перинатальном центре в Атырауской области уже все забыли, а между тем суд вынес по делу первые решения. Маншук Аймурзиеву — экс-чиновницу, курировавшую все медучреждения Атырауской области — признали виновной в ненадлежащем исполнении служебных обязанностей, повлекшем тяжкий вред здоровью, и оштрафовали на пять миллионов тенге.

«До нового года осталось 305 дней. Этот расчёт мы не для себя произвели и не для вас, наших зрителей, а для министра цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности Аскара Жумагалиева», — заявила ведущая программы. До конца года министр пообещал обеспечить высокоскоростным интернетом все населённые пункты, в которых больше 250 человек. Значит ли это, что «Аналитика» решила взять обещание министра на контроль и будет рассказывать нам о результатах? Непонятно.

На последних минутах выпуска — о встрече Токаева с жителями Кордайского района. Инфоповод — День благодарности. В отличие от «Хабара», здесь подробно рассказали про версию с дележом власти среди контрабандистов. Видимо, эта версия теперь считается основной.

Apta, QAZAQSTAN

Главной темой выпуска авторы программы посчитали визит Токаева в сёла Кордайского района, где в феврале произошли, по словам корреспондента, «массовые беспорядки». Подводка к сюжету состояла в основном из цитат президента. Сам материал получился довольно живым, цитаты использовали острые, глава государства говорил, что местные чиновники постоянно брали взятки у предпринимателей-дунган, ну и про контрабандистов он тоже говорил. Тоже версия сразу от президента, без бэкграунда, об этом также не спросили ни у предпринимателей, ни у жителей, ни у местных чиновников, ни у полицейских.

Сюжет про скандал вокруг псевдоломбардов получился полным. Комментировали герои, эксперты-экономисты, психологи, юристы и так далее.

В блоке про коронавирус на связь вышла казахстанская блогерша из Южной Кореи и рассказала о ситуации в стране. Было заметно, что, скорее всего, её текст был заранее составлен и согласован с авторами программы.

Самым живым материалом программы получился сюжет про работников коммунальных служб столицы — хотя, конечно, такие темы всегда трогают. Много ярких синхронов дворников, они жалуются, что работать тяжело, зарплата маленькая, есть и комментарии чиновников.

Про паводки сделали сюжет из Карагандинской области, в опасности жители семи районов. Получилось немного затянуто: вместо пяти минут вполне хватило бы двух.

Любопытная «закрывашка»: почему казахстанские певцы поют под фонограммы? Вопрос интересный, но отвечали на него те, кто якобы поёт только вживую (а как проверить? Никто же не признается). Впрочем, в материале использовали видео «фонограммщиков». Но у них то ли не спросили, зачем они так делают, то ли спросили, но они не ответили — неясно.

Мониторинг итоговых ТВ-программ казахстанских телеканалов проводится «Новым репортёром» на постоянной основе еженедельно и публикуется по понедельникам.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь